Успенский пост нередко не переживается как должно: пора отпусков, конец лета, которое хочется не упустить. Как «поймать», пережить то важное и нужное, что несет этот пост? Почему для христианина важны эти две недели? Отвечает протоиерей Павел Великанов.
— Едва ли следует увязывать общецерковный календарь праздников с личными вопросами отпусков. Конечно, хорошо в дни Успенского поста минимизировать развлечения, которых трудно будет избежать, если проводить отпуск по стандартам «общечеловеческим». Но при желании можно поститься и на море, и в горах, и в санатории — да и вообще где угодно.
Меня не перестаёт удивлять апостол Павел: «Вы, сильные, должны немощи немощных носить и не себе угождать». Пост для христианина — это как тренажерный зал для спецназовца: если он туда не ходит, он просто станет профнепригодным. А мы зачастую воспринимаем пост как некое «обременение», от которого так хочется «улизнуть» под любым благовидным предлогом. А потом изумляемся: и чего это нам радость не в радость?
Опыт показывает, что Успенский пост — прекрасный период жизни православного, когда после летней суеты Церковь помогает снова сосредоточиться на самом главном, «войти в радость Господа своего» — и уже очищенными, освящёнными вступать в прекрасную пору осени — церковного новолетия.
— А если действительно человек в отпуске, в санатории и так далее. Как быть?
Меру поста должен помочь определить духовник вместе с учётом объективных обстоятельств. Если такой возможности нет, надо руководствоваться совестью и выполнять пост в той мере, в какой это возможно. Тем более что сегодня большая часть структур общественного питания учитывает церковный календарь и предлагает постное меню — которое, к слову говоря, зачастую служит к вящей славе постящегося, поскольку вкусную постную пищу пока далеко не все научились готовить. Но даже если нет постного меню — можно самому себе определить, в чем можно и нужно себя ограничить.
Смысл поста — подтянуть внутренние вожжи, и каждый сам знает, где у него они подспущены. Ну а если совсем ничего не ясно, муть сплошная в душе — значит, срочно надо искать такого священника, который поможет разобрать этот хламовник.
— Отец Павел, можете поделиться личным переживанием Успенского поста, рассказать о чем-то запомнившемся?
— На Пятницком подворье, еще до того, как стали служить в этом году ежедневно, была традиция весь Успенский пост служить каждый день во Введенском храме. Богослужение, на которое практически никто не приходил, всегда имело какую-то особую харизму: вдохновение так и витало под сводами этого дивного храма. И это постоянное погружение в службу удивительным образом сдвигало акценты жизни — сердцевина жизни смещалась из будней в этот непрекращающийся праздник торжества Божией Матери. Поэтому вершина праздника — Успение — было действительно законной вершиной, а не какой-то «вышкой» в голом поле.
У каждого праздника есть свой особенный колорит, своя тональность — и я не представляю, как можно было бы праздновать Успение, если бы оно оказалось бы где-то в начале лета или, напротив, зимой. А из запомнившегося больше всего — конечно же, Лаврский хор под управлением ныне почившего отца Матфея, действительно поднимавшего от земли на небо своими песнопениями в похвалу Пречистой.
— Почему многие люди сводят Успенский пост к яблокам и меду? Можно ли изменить ситуацию?
— А есть ли это «сведение» в действительности? Не знаю. То, что люди приходят, когда в Церковь можно что-то принести и что-то унести — вполне нормальное отношение человека к жизни. Чем больше было бы таких точек «вхождения» и «исхождения» церковности в мирскую жизнь — тем святее и вдохновеннее была бы жизнь обычного труженика.
Насчет яблок — да, это одна из исконно русских благочестивых традиций, когда надо было чем-то заменить виноград, невиданный фрукт в наших суровых северных краях. Сегодня, конечно, когда круглый год мы вообще едим не пойми что, и откуда, и на чем выращенное, вопрос освящения продуктов питания приобретает исключительное значение.
Конечно, выглядит очень комично, когда какая-нибудь ревностная дама, оказавшись на Средиземноморье в начале августа, исповеднически сохраняет «пост на яблоки и все косточковые» — при этом благочестиво уплетая мусаку с хорошим вином — но, что поделать, таковы особенности национального благочестия.
По уму, надо бы во весь голос заявить: «Православные! Дал Бог плод на вашем огороде — тащите в храм благодарить Бога, других прихожан порадовать и батюшку, естественно, угостить. В этом и есть сакральный смысл освящения — а вовсе не в придании статуса «дозволенного» яблокам или другим фруктам». Хотя, по большому счету, это такая мелочь, что едва ли следует на неё обращать вообще какое бы то ни было внимание.
Считает верующий грехом есть яблоко до Преображения — не искушай брата своего: не считает и ест без сомнения — не осуждай, если сам думаешь по-другому. У каждого свой помысл в сердце, им живёт и им судится. Была бы любовь между прихожанами — а яблоки да не будут плодами раздоров и разногласий.
Беседовала Оксана Головко