«Успех «Золотого Витязя» — в нравственных ценностях». Интервью с директором Издательства Крутицкого подворья священником Илией Соловьевым
В последний день весны в Москве завершился XVII Кинофорум «Золотой Витязь», посвященный Году Семьи. Одним из самых сильных жанров на этом фестивале традиционно считается документальное кино. Ему даже отдано две номинации: отдельно оцениваются полнометражные и короткометражные ленты. По итогам прошедшего «Золотого Витязя» мы побеседовали с одним из членов международного жюри – со священником Илией СОЛОВЬЕВЫМ, сотрудником Синодального Отдела по делам молодежи, директором Издательства Крутицкого подворья (г. Москва), кандидатом богословия и кандидатом исторических наук.
— Батюшка, Вы были членом жюри XVII Кинофорума «Золотой Витязь». Как Вы относитесь к этому фестивалю?
– Могу сказать, что мне очень близки принципы «Золотого Витязя». Он пропагандирует нравственные идеалы, зовет нас мерить все в своей жизни мерою Христа, соотносить самую свою жизнь с Христовым учением. Главный девиз фестиваля объединяет людей, преданных идеалам добра и справедливости. И при этом с каждым годом завоевывает признание все большего количества людей. Думаю, как раз в нравственных принципах – успех «Золотого Витязя».
В этом году на «Золотом витязе» было рекордное количество фильмов – более 220. Их просмотром занималось целых семь международных жюри, в том числе детское. Жюри, в работе которого мне довелось участвовать, занималось просмотром полнометражных документальных фильмов. Всего мы посмотрели 32 фильма.
– Что Вы в целом можете сказать о тех документальных фильмах, которые увидели? Какое впечатление у Вас осталось как у священника, духовного лица и как у зрителя?
– Общее впечатление от конкурсных кинолент у нашего жюри осталось хорошее. Хотя были и такие фильмы, которые меня как зрителя не только разочаровали, но даже вызывали досаду. Очень жаль, что некоторые режиссеры не могут вовремя остановиться и слишком затягивают финал своих фильмов. В ряде случаев оставалось непонятным то, что хотел сказать в своей картине автор. Встречались и исторические неточности. Но были и просто замечательные фильмы, к тому же наполненные подлинно христианским содержанием.
Большая часть фильмов была посвящена исторической тематике. Мне как человеку, который профессионально интересуется историей, было особенно приятно видеть на экране исторические реликвии, интересные кадры хроники. Особенно отрадно, что многие фильмы, которые посвящены исторической тематике, пропагандируют идею славянского единства.
– Какие фильмы понравились Вам больше всего? Чем именно они Вас поразили?
– Многие документальные ленты были посвящены замечательным людям нашего времени. Их было очень интересно смотреть. Безусловно, картину делает ее герой, и несколько режиссеров нашли прекрасных героев для своих фильмов. Например, картина «Галина Шурепова – «Человек-амфибия» режиссера и сценариста Алексея Малечкина, которой мы отдали первый приз в нашей номинации. Эта картина рассказывает о первой в СССР женщине – тренере боевых дельфинов. Галина Шурепова участвовала в свое время в подводных съемках фильма «Человек-Амфибия». Она еще девочкой, во время Второй мировой войны, вместе со своей сестрой находилась в плену, где у нее и у других детей брали кровь для немецких солдат. Ей многое пришлось пережить, но ее жизнелюбие и доброта, любовь к животным помогли ей в жизни. Удивительная, уникальная судьба. К тому же, этот фильм потребовал большого мастерства при подводных съемках, что мы тоже не могли не оценить.
Конечно, нас не могли оставить равнодушными фильмы, которые рассказывают о геноциде сербского народа, о гонениях на Православную Церковь со стороны иноверцев. До сих пор перед моими глазами стоит картина уничтожения одного из древних сербских храмов, заснятая на кинопленку. Под крики и улюлюканье толпы несколько молодых людей, даже рискуя своей жизнью, забрались на купола. Они ломали святые кресты, сбрасывали на землю, где их топтали ногами. Весь этот ужас сопровождался хохотом и одобрительными выкриками толпы, которая собралась вокруг храма…
Сама собой приходит мысль о том, что «просвещенные борцы за демократию и самоопределение наций», которые хозяйничают теперь на Балканах, по сути дела прикрывают безбожие и варварство. Когда я смотрел эти страшные кадры, мне вспомнилась наша кинохроника 1920-х – 1930-х годов, когда такие же «молодцы» сбивали кресты с наших церквей и сбрасывали их на землю. Албанские дикари, разрушающие церкви, суть кровные братья наших большевиков. К сожалению, такие случаи уничтожения церквей и монастырей в Сербии не единичны и, глядя на эти ужасные сцены, я думал, что такое же возмущение от этого варварства должны были бы испытывать и западные христиане. Ведь их правительства фактически санкционировали произвол, который творится в Сербии.
Также мне очень понравился фильм «Беглец» польского режиссера и сценариста Марека Павловского о человеке, который в 1942 году совершил дерзкий побег из концентрационного лагеря Освенцим. Лишь спустя 60 лет после своего побега он смог снова прийти в Освенцим и рассказать зрителям об этой ужасной «фабрике смерти» и о том, как он со своими товарищами осуществил побег. После окончания войны этот человек отсидел 10 лет в тюрьме советской Польши.
Мне показался очень интересным фильм Валентины Матвеевой «Апостол любви» о митрополите Сурожском Антонии (Блюме). Этот человек — действительно святой нашего времени. Фильм рассказывает о приездах митрополита в Россию во времена хрущевских гонений на Церковь, о его удивительной, вдохновляющей проповеди Евангелия, о тайных встречах на квартирах друзей. Из фильма видно, каким обаятельным и добрым был митрополит Антоний, как он любил людей. Владыка самой своей жизнью подавал пример любви – главной христианской добродетели. Мне запомнилось, как он обратился к прихожанам, переполнявшим московский храм (они спешили подойти к нему на елеопомазание): «Не переживайте! Я буду с вами, я никуда не ухожу!». Благодаря фильму митрополит Антоний как бы присутствовал в нашем зале, среди нас…
– Какие еще фильмы из просмотренных Вы бы могли порекомендовать зрителям для домашней видеотеки?
– Кроме тех, о которых я говорил выше, я рекомендовал бы фильм «Святитель» болгарского режиссера Горана Благоева, посвященный личности святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Мы наградили эту картину «Бронзовым Витязем». Еще один интересный фильм – о русском и болгарском национальном герое, знаменитом генерале Скобелеве «Скобелев. Белый генерал».
Все эти фильмы вселяют в нас любовь к Родине и Церкви и в каком-то смысле одухотворяют нас, помогают нам не потерять верные духовные ориентиры. Жаль только, что таким фильмам редко находится место на нашем телевидении, где царствуют сериалы со сценами насилия или откровенно пошлые телепрограммы в роде «Дом-2». Но я думаю, что будущее за теми фильмами, которые пробуждают в человеке лучшие, добрые чувства, – ведь это и есть настоящее творчество, подлинное искусство.