Князь Владимир Мономах — чем он знаменит? Биографию великого православного монарха Вы сможете прочитать в нашей статье!
Князь Владимир Мономах
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
Вступление переяславского князя Владимира в наследование престола его знаменитых предков, Ярослава Мудрого и Великого князя Всеволода, было для него уроком смирения. Двадцать лет ожидания и борьбы, двадцать лет напряжения душевных и умственных сил, пока, князь Владимир Всеволодович не приобрел подобающего зрелости спокойного рассуждения с полным преданием себя в волю Божию!
И вот тогда, когда улеглись страсти, бушевавшие в душе князя, когда лучшие качества его души настоялись, как благородное вино, и он уже стоял на пороге умудренной старости, в его руках оказалось послание киевских бояр — всего несколько строк, открывавших ему дорогу в столицу русских земель: «Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья: тогда не только Путятин двор или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены народом, но пойдут <…> и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!».
В Киеве, охваченном восстанием народа, разгромившего двор крупнейшего боярина, тысяцкого Путяты Вышатича, ожидали того, кто мог бы умирить крестьян-закупов, доведенных до отчаяния кабальными условиями займов, и заимодавцев-вотчинников. Доставленная в Переяславль гонцом грамота была не только призывом о помощи, а приглашением на великое княжение.
Решение о выборе князя «смысленные» люди из числа киевской знати и духовенства принимали в главном Соборе, перед образом Святой Софии — Премудрости Божией, с надеждой на то, что Господь просветит их и подаст им мудрое решение. Из письма видно, что князь Владимир представлялся составителям послания человеком, способным разрешить сложнейшие задачи правления.
В то время в русских землях не было правителя, равного ему в военном и политическом отношении. Многие годы переяславский князь был «грозой» половцев, преследуя их в южнорусских степях до самого Азова. Ему удалось справиться с задачей объединения некогда разобщенных усобицами русских князей.
В. Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. 1848 г .
На Руси и за ее пределами Владимир Всеволодович был известен и как талантливый писатель, владевший слогом так же уверенно, как боевым и охотничьим оружием. Для знати имело значение и особое благородство его происхождения: наследник киевских князей, по материнской линии он приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху, от которого и получил свое необычное прозвище. Одним словом, в глазах киевлян шестидесятилетний Владимир Всеволодович был воплощением мужества, благородства и мудрости, подобающих Великому князю. Он же принял Киев под свое начало и погасил раздор с истинной христианской любовью и милостью, не помянув прежних своих разочарований и обид, с которыми некогда уезжал отсюда в свою вотчину.
«Мать городов русских» — Киев — с юных лет был для князя Владимира желанным уделом. В последние годы жизни своего отца, Великого князя Всеволода Ярославича, больного и не способного уже в полной мере нести бремя государственных забот, Владимир фактически управлял государством. Однако обычай того времени не предполагал передачи великокняжеского престола от отца к сыну, если были живы старшие родственники князя. После смерти Всеволода в 1093 году киевское боярство передало киевский стол князю Святополку. Владимир же должен был удалиться в свой удел — пограничный Переяславль, где начинались знаменитые «Змиевы валы», древние укрепления, много веков отделявшие земли пахарей от «земли незнаемой», от степи, раскинувшейся на многие сотни километров. Местоположение и пограничное назначение его удела определили и поведение князя Владимира по отношению к половцам.
В период, когда киевский князь Святополк искал дружбы с могущественным половецким ханом Тугорканом, когда черниговский князь Олег Святославич укрывал в своем уделе половецкие отряды, Владимир Всеволодович был последовательным сторонником объединения русских князей с целью отражения половецких нашествий. Он-то и был главным вдохновителем знаменитого решения, провозглашенного на Любечском съезде князей: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою». — Удельный князь, Владимир Всеволодович, по существу, принял на себя ответственность за русские земли, подобающую великому князю.
Вести о его победе над половецкими ордами за Сулой и о большом походе на половецкие «вежи», о победах у Зарубинского брода над Тугорканом доходили до отдаленных уголков Руси, и народ слагал былины, где в «Тугарине Змеевиче» легко узнать Тугоркана, а в «Идолище Поганом» — Итларя. Под водительством князя Владимира состоялись общие походы русских князей против половцев в 1103, 1109, 1110, 1111 годах. Русские дружины отвоевывали половецкие города на Северском Донце, вынуждали половцев отходить за Дон и за Волгу в степи Северного Кавказа и Южного Урала, а в некоторых битвах брали в плен по 20 половецких ханов…
Уже первые мероприятия князя Владимира Мономаха оправдали ожидания киевлян: он погасил мятеж, дополнив существовавший уже свод законов — «Русскую Правду» — особым Уставом, существенно облегчавшим положение горожан и снижавшим проценты выплат по займам; при нем и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов — «Пространная Русская Правда», урегулировавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству.
Среди повседневных забот Великий князь не забывал о главном: о содействии объединению русских княжеств. На всем протяжении своего правления он полагал основанием для единства, прежде всего, единоверие. Православие было для него тем «стержнем», который соединял русских людей сильнее, чем самые заманчивые посулы ищущих союза с ним иноверцев. Не случайно князь проявил и особую заботу о прославлении первых русских мучеников, молитвенников за Русь перед Богом — князей Бориса и Глеба. Погибшие от руки вероломного брата Ярополка, расчищавшего путь к власти, эти святые были примером христианского миролюбия и единения для всех русских князей. Их житие предостерегало от грехов вражды, корысти и разделения. Но, пожалуй, самым ярким выражением устремления князя Владимира Мономаха к христианскому образу жизни и правления стало его знаменитое «Поучение».
«Поучение» Владимира Мономаха
Как жить по правде Божией
«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и
по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». Такими словами начинает князь Владимир свои наставления к потомкам.
И главной для всех его наставлений становится мысль об этической ответственности государя. Верховная власть рассматривается им отнюдь не как основание для самовозвышения, а как своего рода «послушание», налагающее на правителя обязанность быть неукоснительным исполнителем евангельского закона.
Истины Нагорной проповеди и предшествовавшие ей моральные правила, которые нашли отражение в Псалтири царя и пророка Давида, служили ему источником вдохновения. Отношение к Святому Писанию у князя было отнюдь не «начитательным». «Поучение» являлось собранием опытно пройденных истин. Мономах писал о том, что пережил сам, в силе чего убедился.
Основа основ: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра». Страх Божий — это память о Боге, о Его моральном законе, о том, то для Него нет ничего сокрытого. Он видит каждого из людей, и в конце жизни всех ожидает суд по делам. Все погрешны, и поэтому так важна милостыня — поданная добровольно, во Славу Божию, с любовью она искупает множество грехов…
Предвидя, что сомнение может поколебать решимость его потомков жить в точности по заповедям среди жестокого мира, князь Владимир приводит в ободрение им слова Псалтири: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». То есть, не сравнивай себя с другими, не стремись подражать живущим неправедно, помни о Боге. И тут же напоминает о том, что украшает юность: о скромности, целомудрии, чести. Молодому человеку пристало «…есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». Как красиво и как достойно: держи глаза к низу, а душу устремляй ввысь! То есть, береги зрение: через него приходят соблазны; храни себя, помня о том, что носишь в себе образ Божий, и вся твоя жизнь — путь к Отечеству Небесному!
Особенно же Владимир Мономах заповедует молодым быть почтительными: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», и это не случайно: доброе имя приобретается еще в юности, как и добрые друзья.
Напоминает князь и о справедливом рассуждении, необходимом для правителя: «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте». И не только к правым, но и к виновным, князь призывает оказывать милость и снисхождение: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». И этот «урок» не раз был пройден им самим.
Один из самых красноречивых примеров княжеского великодушия — то, как Мономах обошелся со своим заклятым противником князем Олегом, ставшим виновником гибели одного из его сыновей, муромского князя Изяславаи вероломно покушавшегося на жизнь другого — Мстислава* . Памятником на века осталось письмо князя Владимира к Олегу, в котором напоминание о правде Божией и о суде превозмогает законное, казалось бы, желание справедливости:
«Меня, — поясняет киевский князь, — принудил написать к тебе сын мой, которого ты крестил и который теперь недалеко от тебя: он прислал ко мне мужа своего и грамоту и говорит так: сладимся и примиримся, а братцу моему суд пришел; не будем ему мстителями; возложим все на Бога; пусть они станут пред Богом, мы же русской земли не погубим. Я послушался и написал; примешь ли ты мое писание с добром или с поруганием, — покажет ответ твой. Отчего, когда убили мое и твое дитя перед тобою, увидавши кровь его и тело его, увянувшее подобно едва распустившемуся цветку, отчего, стоя над ним, не вник ты в помыслы души своей и не сказал: зачем это я сделал? Зачем ради кривды этого мечтательного света причинил себе грех, а отцу и матери слезы? Тебе было бы тогда покаяться Богу, а ко мне написать утешительное письмо и прислать сноху мою ко мне… она тебе не сделала ни добра, ни зла; я бы с нею оплакал мужа ее и свадьбу их вместо свадебных песен. Я не видел прежде их радости, ни их венчания; отпусти ее как можно скорее, я поплачу с нею заодно и посажу на месте, как грустную горлицу на сухом дереве, а сам утешусь о Боге. Так было и при отцах наших. Суд пришел ему от Бога, а не от тебя! Если бы ты, взявши Муром, не трогал Ростова, а прислал бы ко мне, мы бы уладились; рассуди сам, тебе ли следовало послать ко мне или мне к тебе? Если пришлешь ко мне посла или попа и грамоту свою напишешь с правдою, то и волость свою возьмешь, и сердце наше обратится к тебе, и будем жить лучше, чем прежде; я тебе не враг, не мститель».
И вот тогда истинно христианская кротость князя Владимира смогла положить предел усобице, завершившейся братским соглашением на Любеческом съезде.
…Добрые истины «Поучения» Мономахова: избегай лени, праздности, расслабления и пьянства, за которыми приходит бедность и душевная пустота. Из древности доносятся слова великого князя, полные любви и правды Господней. Драгоценное наследие Руси православной.
В молодые годы не лишенный горячности и честолюбия, свойственных большинству князей того времени, по вступлению в возраст «мужа совершенна» Владимир Мономах воплотил в своем правлении лучшие черты христианского государя: защиту веры, хранение братства и мира, милость к бедным, великодушное прощение соперников, помня о том, что земная жизнь — это только подготовка к Вечности, где Сам Господь будет выбирать князей для Царства Неветшающей Славы.
*Олег считал Муром своей «отчиной», поскольку его отец Святослав, являясь князем Черниговским, одновременно был и на княжении в Муроме, и проигнорировав приглашение на совет в Киев в мае 1096 г ., где участники собирались «сойтись и положить поряд», в сентябре того же года нанес удар по Мурому: 6 сентября Изяслав Владимирович был убит в сече.
** Молодой князь Мстислав Владимирович правил в Новгороде, и был любим жителями города. Захватив после Мурома и Суздаль, Олег намеревался совершить поход и на Новгород. И тогда новгородский князь опередил его, выступив в поход и изгнав Олега из ростово-суздальской земли, не являвшейся его наследием. Лицемерно приняв предложение о заключении мира, князь Олег решил внезапно напасть на Изяслава, чем поразил современников, поскольку Изяслав являлся его крестником, и такого рода действия справедливо рассматривались как преступление против совести, явное нарушение заповедей. К счастью, новгородцы оказались предусмотрительны и вместе с ростовцами и белозерцами обратили Олега в бегство на р.Колакше.