Устав Céli Dei: Христианская аскеза северной Атлантики
В истории загадочного кельтского христианства северо-западной средневековой Европы есть одна плохо прочитываемая страница её последних преднорманнских столетий, IX – XI веков, вписанная общинами «слуг Божьих», монахами и мирянами Céli Dei, в русской транскрипции – «Кулди» или «Кулдеи».

На наши берега, забытые во мраке,
Где волны Запада имеют свой предел,
С любовью пастырской
Ты посылал приливы
И Знамя Крестное, спасающие нас.
Святые и герои подвиг веры<
Здесь совершали…
………………………………………
Мы же имён тех славу понесём.

Тимоти Риз,
епископ Лландафа,
Уэльс (1940-е гг.)

 

Начиная с XVI века вокруг наследия этих кельтских общин, населявших Север Ирландии, Внешние Гебриды, Шотландию, Оркнейские острова, велась горячая дискуссия среди англиканских реформаторов, пытавшихся разглядеть в кулди протопротестантские объединения и использовать авторитет «слуг Божьих» для антикатолических исследований и заявлений. Проблема в том, что набеги датчан-викингов, достигшие своего победного пика в IX веке, привели большое количество иро-скоттов кельтской церкви к глухой самоизоляции, которую англикане-историки поспешили посчитать своеобразной внутренней реформой этих кельтских осколков Северо-Запада. Логичней всего было приписать им антиримские настроения и противостояние англо-саксонскому миссионерству Британии, но, повторю, слишком туманной представляется вся эта история.

Лев Платонович Карсавин писал: «Ирландские монахи, сосредоточенные энтузиасты отречения от мира, пламенные пустынники и самоотверженные миссионеры… гибнут в пламени своих же монастырей, сжигаемых северными варварами, или в пучине морской во время дальних странствий. Но на место погибших приходят новые и бестрепетно возобновляют трудную и долгую работу… сжигаемые аскетическим порывом ирландцы не отвернулись от галло-римской культуры… в монастырях Англии, Ирландии, а потом и Шотландии находит себе приют римская образованность… (Л.П. Карсавин. Монашество в средние века. – СПб., 1912). Кулди как раз и есть одни из тех «новых», нашедших относительную безопасность в дальних «скитах» Северо-Запада.

Письменных литургических духовных памятников практически не сохранилось. Высокие каменные кресты, обнаруженные на территориях, где подвизались кулди, могли принадлежать как коламбовскому влиянию Айоны, так и Кутберовскому Линдисфарна. Рим ничего относительно «слуг Божьих» не заявлял: или не замечал их, или раздражённо отмалчивался. А они жили без малого 200-250 лет, и строили свои школы, и молились как в общинах, в основном монашеских, так и в различных «затворах». Море – тоже пустыня, с оазисами островов. Некоторое представление о жизни этих кельтов-христиан можно попробовать составить, изучая сохранившиеся документы, прежде всего те, что, опираясь на Священное Писание, Предание и кельтские национальные традиции, управляли жизнью этих общин и выстраивали сложный аскетический быт средневековых иноков северо-запада Европы.

Один из сохранившихся «Уставов» общин кулдеев находится в Королевской Академии Ирландии (The Royal Irish Academy) в так называемом манускрипте Лебор Брекк (Lebor Brecc, ff. 9 — 12). Его перевод на английский опубликован в 24 томе (С. 202 – 215) Королевской Академии Ирландии в 1837 году. Он является прозаической версией древнего метрического (стихотворного) оригинала устава Картага (Cartage). Одни исследователи (William Reeves) датируют его XII веком, другие (John Strachan) считают, что составление устава слуг Божьих можно отнести к IX веку.

irelandСам по себе документ производит удивительное впечатление из-за мозаичности суждений, предписаний, нравственных и житейских поучений, духовных и практических рекомендаций, пищевых, гигиенических уложений, время от времени снабжаемых поэтическими восклицаниями и вероучительными отступлениями. Это яркий и чрезвычайно живой средневековый документ ирландского христианства, который, воссоздай его в первоначальной метрике, пропевался бы как баллада, декламировался словно сага.

Перевод сделан Ю.Н. Варзониным, в литературной обработке протоиерея Александра Шабанова, по книге «The Celtik monk, Rules and writings of EarlyIrish monks. Uinseann O’Maidin. Cistercian Publication, Kalamazoo, Michigan – Spencer, Massachusetts, 1996. P. 81 – 95. The Rule of the Céli Dé.

Вниманию читателей мы предлагаем его сокращённый вариант, так сказать, «избранное» – то, что представляет живой интерес для истории Церкви и будет любопытно поклоннику кельтского христианства.

— В праздничные дни монахи Céli dé (далее – «кулди») не получают добавочной порции хлеба, но количество воды, трав и приправ можно увеличить (А.Ш.: Далее в тексте неоднократно используется термин «селанн» (selann) – ирландская мера объёма, равная весу 4-х яиц, то есть 210 граммам).

— В дни Великого Поста, даже если нет специального запрета, монах не должен вкушать больше 8 селаннов (1,7 кг.) пищи в день. Это же касается и будней, кроме дня святого Патрика, если он выпадает на вторник или пятницу.

— Свежее молоко следует смешивать обязательно с мёдом.

— Травы из огорода используются в качестве приправы, и их количество не имеет отношения к порции хлеба. Они подаются отдельно. Но к маслу это правило не относится.

— Количество хлеба не должно сокращаться, если на трапезу даётся кусок рыбы или малое количество творога, сыра, сваренное вкрутую яйцо или яблоки.

— Нельзя всё перечисленное предлагать сразу и вместе. Если, например, яблоки крупного размера, то достаточно их будет 5-6 плодов с хлебом. Мелких можно принести и 12. Лук- порей предлагается в количестве 3-4 головок, но с ним нельзя есть творог и сыворотку, которые вообще лучше хранить для приготовления сыра.

— Творог для монахов готовить следует без сычужного фермента и его количество на трапезе приравнивается к позволенному количеству хлеба.

— Сладкая, чистая сычужная сыворотка никогда не выпивается сама по себе. Её следует разбавлять грутином (grutin – «лёгкая» фракция творожной массы, остающаяся после сцеживания плотной).

— В День Святой Пасхи разрешается есть яйца, сало с мясом дикого оленя или кабана.

— При великой скудности и бедности стола дозволено употребление мяса и Великим Постом, но если жизнь монаха не подвергается опасности, то лучше воздержаться.

— Если к трапезе не нашлось свежего молока, то можно подать братии по чашке сыворотки или пива.

— Готовится на трапезу для всех жидкая овсяная каша. Она подаётся в общем большом котле, монахи же должны брать из него сами, понемногу, лучше ¼ порции.

— Свежее молоко, если нет ничего другого, подаётся на стол, но ¼ часть воды следует добавлять в каждую порцию.

— Селанн нельзя готовить в Четверг, но у монахов на этот день должен быть сделан запас свежего молока, небольшого количества пива и медовых сот. Пиво не следует пить большими глотками, даже если мучает жажда. Большие глотки лишь возбуждают её. Пейте пиво маленькими глотками из небольших чашек.

Богослужебные установления, литургические и молитвенные практики общин кулди, ввиду скудности реальной информации, а не историографических фантазий англиканских исследователей, комментировать сложно и порой возможным не представляется вовсе. Населявшие глухие, дальние земли «слуги Божьи» сталкивались с языческим укладом жизни пиктов, ранее проживавших на островах, и других кельтов, принадлежащих, к тому же, различным, как правило, враждующим кланам, были вынуждены выстраивать собственные церковные традиции, впитывая местный колорит, нивелируя культурные и юридические предпочтения дальнезападных островитян. Христианские центры Европы располагались от них очень далеко, так что кулди обходились без всяческой редакции своих практик.

66829766_northern_ireland_1

— Если монах не причастился в воскресный день, он должен сделать это в четверг, не ожидая следующего воскресенья, поскольку для привыкших к еженедельному причащению такой интервал слишком велик.

— Крестным Знамением необходимо осенять четыре стороны света, небо и землю под ногами, когда покидаешь келью.

— При пении псалмов следует поочерёдно сидеть и стоять, поскольку если только сидишь, то можешь впасть в сон, а если стоишь – упасть от усталости.

— Когда в праздник за кого-то возносятся молитвы или прошение, то необходимо использовать его крещальное имя (А.Ш.: ирландская традиция сохранения двух имён – кланового, древнего, и христианского – жива до сих пор).

— Человек, который никогда не вкушает мяса, в Пасху должен непременно съесть кусочек чего-нибудь вкусного, дабы избежать голода или нищеты в течение целого года, до следующей Пасхи (А.Ш.: это положение, как и два нижеследующих, можно считать отзвуком преодоления местных суеверных представлений).

— Вся пища, которая остаётся в доме после смерти его хозяина, должна быть освящена разделена между бедными. Её нельзя вкушать там, даже если умерший будет прославляем как святой человек.

— Если беременная женщина тяжело заболеет и окажется на грани смерти, то необходимо сделать следующее. Священник должен будет прочитать нужные молитвы над небольшим количеством воды. Затем эту воду следует возлить на чрево беременной, над головой плода, который она носит, и произвести наречение имени ребёнку Фланн (Flann) или Келлах (Cellach). После этого мать должна выпить оставшуюся освящённую воду, так чтобы она уже изнутри пролилась на её плод (А.Ш.: Фланн и Келлах – это универсальные имена, дающиеся как женщинам, так и мужчинам, без обязательных для русского языка падежных окончаний, подтверждающих пол упоминаемого человека. Например: Евгений – Евгения О’Рейли, но Фланн – Фланн О’Рейли).

— Продукты, собранные до воскресного дня, нельзя употреблять в пищу, их следует разделить между бедными.

— В Святой Четверг совершается омовение ног.

— Стрижка (тонзирование, выбривание макушки головы) монахов должна совершаться в первый четверг каждого месяца.

— Молитва, труд и чтение – обязанности монаха.

— В Ирландии есть четыре вида преступления, покаяние за которые не могут быть приняты на исповеди священником.

Сексуальные действия над умершей женщиной (некрофилия).

Плотская связь между кровными родственниками (инцест).

Преступления против епископов, монахов, священников.

Ересь и внутрицерковные дрязги (А.Ш.: скорее всего, речь идёт не о вероучительных, а о практических, ритуальных расхождениях и дисциплинарных конфликтах в общине).

Жизнь средневековых христианских общин строилась вокруг Церкви, но в различных частях Европы несхожим образом. Это отражалось не только в вышеприведённых знаках почтения к священнослужителям, но и в ряде специфических требований, определений.

— Любой епископ, рукополагающий в священный сан человека, который неспособен наставлять народ в благочестии, духовности, не знает Писания, законов Церкви, не умеет читать, не может врачевать души, затемнённые грехом, – согрешает. Такой епископ является врагом Бога и людей. Он наносит обиду самому Христу и Его Церкви. За совершённое епископ должен нести покаяние в течение шести лет и выплатить семь кумхалов (cumhal) золотом в знак вины, для прощения в очах Господа.

(А.Ш.: 1 кумхал равен цене 3-х дойных кров, то есть рукоположивший безграмотного, ограниченного человека в священный сан, должен шесть лет пребывать в покаянии и выплатить штраф как за стадо из 21-й дойной коровы.)

— Епископ обязан рукополагать в сан, освящать храмы, духовно наставлять правителей и священников, благословлять их семьи после крещения, проявлять заботу о каждом немощном в любой из общин, организовывать учение мальчиков и девочек в благочестии и мудрости.

Отношение кулдеев к образованию детей подлинно трепетное для всей кельтской Церкви Британских островов. Восхищает не декларативный, а практический подход к этим вопросам. Учили в монастырских школах, начиная со времён святого Патрика, но у «слуг Божьих» любопытным представляется «прописанность деталей».

— Любой отец, отдающий Господу десятину в виде плода своего тела – сына, для его обучения обновляет Церковь Ирландии и на её земле возрождает Христову веру, которая, увы, угасла. Тот же, кто отзывает своего сына обратно домой, похищает таким образом его у Бога, Патрика и отделяет земную Церковь от небесной.

— Если юность сама не льнёт к источнику учения и мудрости, то не Христова вера, а мрачное тёмное язычество будет править на земле Ирландии.

— Человек, учитель, с которым юноша, посвящённый Богу и Патрику, проходит обучение, уже при своей земной жизни должен получать награды от Бога и людей. Если отрок знает наизусть 150 псалмов, гимны, песнопения церковных служб, умеет читать, то учитель получает дойную корову. Далее он обучает своего подопечного, если тот готовится принимать священнический сан, правилам совершения таинства крещения, литургике, молитвам за живых и мёртвых и всему необходимому для служения в Церкви. За это ежегодно ему положено отдавать телёнка, поросёнка, три мешка молотой муки, мешок зерна и запас необходимой одежды. Дойная корова должна быть вручена сразу же, как только ученик усвоит псалмы (А.Ш.: награда за промежуточный экзамен). Остаток же выплачивается по мере обучения.

— Монахи не должны спать в храме. Они разделяются. Одни поют поют ночью псалмы, другие в это время отдыхают в келиях. После чего положено им меняться местами.

— Запрещается пить что-либо после вечерней службы.

— Тот, кто исповедовался своему духовному отцу, не должен каяться перед другим священником.

— Если монах злится на своего брата-послушника, оскорбляет его, то к вечеру этого дня он должен получить сто ударов палки по ладони и остаться без хлеба и воды.

— Диакониссы и монахини должны получать пищу перед бдениями и молитвами у Крестов. Во время месячных им разрешено вкушение мясного бульона, и этому требуется уделять надлежащее внимание.

Подводя некоторый итог чтения даже тех незначительных извлечений из Устава Céli Déi, что представлены здесь, можно восхититься взвешенностью, продуманностью деталей документа, регламентирующего (регулирующего, создававшего) жизнь этих христианских общин Северо-Запада, его евангельским духом и специфичной кельтской аскезой.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.