У многих людей существует традиция обязательно поститься первую неделю поста, а уж потом — как получится. Особенно это характерно для Молдавии, где в народе вообще крепки религиозные традиции. Да и в России, я думаю, такая практика тоже присутствует. Поэтому едва ли не самое массовое причастие происходит в первое воскресенье Великого поста, когда основной поток исповедников составляют те, кто в храме бывает раз-два в году.
Мы заведомо знаем, что большинство этих людей дальше поститься не будут, но у нас никаких слов и проповедей не хватит на то, чтобы они прониклись важностью поста и исповеди.
Современные люди хранят традицию, но зачастую совершенно не знают, что такое исповедь, зачем она происходит. Для них это некая данность или формальность — прийти раз в году, чтобы «обнулить счетчик грехов», по меткому выражению одного афонского монаха.
В нашем обычном городском храме в первое воскресенье поста обычно причащается около тысячи человек. Исповедовать такое количество людей у священников не хватает ни времени, ни сил. Когда в очереди на исповедь к одному священнику стоит триста человек, то даже если каждому уделить только по минуте, это займет пять часов.
Как священник я понимаю, что именно ради этих людей, которые раз в году пришли в храм, этот самый день не должен быть нами упущен. Этот день, по существу, тот важный случай для проповеди, для важного слова ради них. А мы его всякий раз бездарно растрачиваем…
Как сохранить традицию, но при этом наполнить ее большим духовным содержанием, подвигнуть людей на большее, чем просто традиционность? Размышляя над этим вопросом, я хочу обратиться за помощью ко всем воцерковленным верующим — тем, кто посещает храм много и регулярно.
Дорогие братья и сестры, помогите тем, кто пришел на исповедь в первый и, возможно, единственный раз в году. Уступите им место, по возможности, освободите путь. Чтобы священник имел возможность сказать им больше. Уступите им свою исповедь — это и будет жертвой и вашим покаянием за то, что вы всегда в доме Отца, а эти всегда на чужбине, за то, что нам нет дела до них. Это очень важно.
Вы легко можете определить таких людей в храме. Их сразу видно — по вопрошающим взглядам, растерянности, неловкости, непониманию, куда идти, как и где свечу ставить…
Давайте попытаемся помочь таким людям. Скажем им несколько слов — но не о том, что в храм нельзя ходить женщинам в брюках или с макияжем, а о том, что исповедь — это очень важно. Что она не раз в году делается, а помогает человеку в его обеспокоенности собственной жизнью. О том, что есть Новый Завет, который рассказывает нам о том Боге, к Которому они приходят, не зная зачем. Ведь не бывает людей, у которых нет внутренних вопросов к самому себе, скорбей, страданий или сомнений.
Скажем теплое слово тем, кто пусть даже случайно зашел в храм.
Спросим: как давно Вы не были на исповеди?
Скажем: как здорово, что Вы сегодня пришли! Слава Богу!
Поговорите с такими людьми, выслушайте их. Расскажите им какие-то простейшие вещи. Не пугайте их рассказами о страшной участи грешников, а наоборот — подбодрите, помогите понять, что исповедь — это радость от встречи с Богом. Что она помогает выкинуть из души весь накопленный за год мусор и почувствовать легкость бытия. О том, что пост — это удивительно время, когда мы расставляем приоритеты своей внутренней жизни и восстанавливаем главенство духа над плотью. Расскажите им о радости чтения Отцов и о простых молитвах, которые могут поднять нас выше Небес!
И может быть, именно ваше слово к этим «одноразовым захожанам» поможет им сделать первый шаг от традиции к вере.
Читайте также:
Таинство любви. Исповедь: Как правильно называть свои грехи на исповеди?
Таинство любви. Исповедь: О краткой и подробной исповеди
Таинство любви. Исповедь: Произносить грехи вслух или дать священнику листочек?