Усвоен ли урок «Зимней вишни». Эксперт о безопасности торговых центров и о том, что может сделать каждый
Трагедия в «Зимней вишне» стала страшным уроком для всей страны. Проблемы, которые привели к пожару, типичны и для других регионов России. Это не только коррупция, но и неисправное электрооборудование и отключенные системы тушения пожаров. Об этом корреспонденту «Правмира» рассказал Павел Люлин, доктор экономических наук и профессор Государственной академии промышленного менеджмента (Ярославль), генеральный директор управляющей компании SVN. Он строил и принимал в эксплуатацию крупные торговые центры в городах России.

— Проблемы «Зимней вишни» типичны для других торговых центров в России?

— Да. Предварительная официальная причина — неисправность электроприбора и короткое замыкание. Я проводил исследование о причинах пожаров в торговых центрах нашей страны. На первом месте — неисправность электрооборудования или его неправильная эксплуатация. Из-за этого ЧП происходили в 60% случаев.

— С чем это связано?

Павел Люлин

— Во многих торговых центрах некачественно обслуживают электросистемы. Почему они становятся причиной пожаров? Оборудование неисправно, неправильно подобран кабель, не проведено вовремя техническое обслуживание. Короткое замыкание, кабель перегревается, плавится и горит изоляция, воспламеняется электрический щит. Результат — пожар.

Как этого избежать? Нужно регулярно проводить замеры сопротивления изоляции, а также техобслуживание. Но по факту этому уделяется не так много внимания, как требуется. В торговых центрах все почему-то борются с огнеопасными работами, курением. Но если оценить реальную статистику пожаров, то к трагедиям приводит совсем другое.

Влияет ли непомерная нагрузка на проводку? В ТЦ стараются с максимальной выгодой использовать площади…

— Загрузка арендаторов тоже имеет значение. Часто стараются посадить как можно больше небольших арендаторов, поэтому мощности на всех не хватает. Нужно для каждого нового арендатора делать отдельный проект и подбирать необходимое оборудование. Но немногие ТЦ идут по этому пути.

Зачастую у рабочих, которые строят магазины арендаторов, нет не только необходимых документов для монтажа электрооборудования, но и знаний. Администрация торговых центров чаще всего не проверяет качество монтажа. Недоделки или некачественный монтаж приводят к коротким замыканиям, воспламенению и пожару.

— Какие еще особенности «Зимней вишни» привели к трагедии?

— Система пожарной сигнализации не действовала в автоматическом режиме. Это не позволило ликвидировать пожар в первые минуты и оповестить всех о происходящем, чтобы люди вовремя эвакуировались.

Сегодня каждое современное здание, даже если оно реконструировано, должно быть защищено системой пожарной сигнализации и пожаротушения. По проекту и нормам она должна срабатывать в автоматическом режиме. Если в помещении первые признаки пожара, задымление, срабатывает датчик – дымовой извещатель. Он запускает сценарий пожаротушения.

— Что после этого должно произойти?

— Срабатывает система обеспечения эвакуации. Включается звуковое оповещение: «Внимание, по техническим причинам торговый центр закрывается. Просим без паники пройти в сторону ближайшего запасного выхода. Разблокируются двери эвакуационных выходов, которые были заперты на магнитные замки. Останавливаются эскалаторы, а лифты спускаются на первый этаж.

В «Зимней вишне» ничего этого не случилось. Людей не проинформировали, что надо покинуть объект. Двери эвакуационных выходов оказались заперты. И этот случай не уникальный.

Есть и другие торговые центры, где систему запускают в ручном режиме. Почему? Когда включен «автомат», любой дым, пар или ложная сработка приводят к немедленной эвакуации. Например, человек перепутал кнопку открывания двери с ручным извещателем, или пар поднялся из посудомоечной машины. Таких ложных сработок может быть две или три за день.

При этом существует техническое решение — задержка оповещения. Когда система срабатывает, запускается таймер. У технической службы или охраны есть 2-3 минуты, чтобы все проверить и отключить систему, если сигнал ложный. Ничего не предприняли — начинается эвакуация. Все происходит в пределах безопасного времени на эвакуацию. Это вполне легальный и безопасный путь.

— Почему в некоторых торговых центрах запирают эвакуационные выходы?

— Так служба безопасности пытается закрыть периметр и не допустить передвижения посторонних лиц. Нормы пожарной безопасности требуют, чтобы эвакуационные пути не были оснащены запорами. А антитеррор — это безопасность периметра: злоумышленник не должен войти в производственные помещения, пронести самодельное взрывное устройство или оружие. Возникает конфликт интересов.

Техническое решение — это, во-первых, магнитные замки, которые автоматически откроются в случае пожара. Во-вторых, нужна кнопка экстренного открытия, которая выходит на пульт охраны. В случае пожара, если не сработает система оповещения, люди все равно смогут выйти. Если в здание войдет злоумышленник, то охрана успеет его задержать, получив сигнал.

Фото: newsler.ru

Еще одна проблема — захламление путей эвакуации. Эвакуационные коридоры и лестничные пролеты в некоторых торговых центрах используют для товара, материалов или мусора. Поэтому запирают их на ключ или велосипедные замки. Это недопустимо и противозаконно. Задача администрации ТЦ — ежедневно проводить обходы и не допускать таких нарушений. Это ежедневная неблагодарная работа, которую нужно делать, чтобы предотвратить трагедию.

— После пожара в «Зимней вишне» в России проверили более 6 000 торговых центров и выявили сотни нарушений. Эта мера приведет к положительным результатам?

— На мой взгляд, массовые проверки – это популизм. Их цель не в том, чтобы жестко проверить объекты и наказать собственников. Это попытка успокоить общественность. На одной из таких проверок я был в качестве независимого эксперта. Она прошла без перегибов, но я не уверен, что эта мера принесла какой-то результат.

Да, все вздрогнули. Почистили пути эвакуации, потестировали систему пожаротушения и сигнализации. Это случилось. Но потом инспектор ушел, а проблема осталась.

Надо не напором действовать, а ежедневно этим вопросом заниматься. В первую очередь, желание сделать торговый центр безопаснее должно исходить от собственника.

В «Зимней вишне» произошла чудовищная трагедия, это горе для всей страны. Но в то же время это и урок. Сейчас под следствием находятся те, кто отвечал за безопасность и работу инженерных систем, а также представители власти, которые здание принимали и проверяли. Я думаю, что этот урок усвоен рынком, в том числе и собственниками торговых комплексов.

— Почему вы так считаете?

— Я видел, как многие собственники и управляющие компании торговых центров изменили свое отношение к пожарной безопасности после этой трагедии. Они стали больше уделять внимание этому вопросу.

Но проблема в том, что вдумчивое обеспечение пожарной безопасности требует инвестиций: на модернизацию системы пожарной сигнализации, на привлечение более качественной компании, которая будет ее обслуживать, на организацию тренировок. Это требует денег. Когда речь заходит о них, на этом все и останавливается. Денег всегда мало.

Фото: onlinetambov.ru

Хотя надо отметить, что те торговые центры, с которыми я сотрудничаю, после трагедии в Кемерове выделили бюджеты на вопросы пожарной безопасности.

— Госдума в 2018 году выдвинула инициативу — обязать торговые центры перенести детские игровые комнаты и кинотеатры на первые этажи. Как вы относитесь к этому законопроекту?

— Люди, которые его предлагали, не думали о реализации. У нас в стране в каждом крупном ТРЦ есть кинотеатр. Технически он требует большого пространства и нередко занимает последние этажи. На стадии проекта под него оборудуют специальное помещение, монтируют дорогостоящие проекторы, применяют акустические материалы… Представьте, каково все это переносить.

К тому же ТРЦ размещают детские площадки, рестораны и кинозалы наверху, потому что они привлекают поток. Человек приходит туда, чтобы провести время, а по пути что-то покупает. Его дорога организована так, чтобы он как можно больше шагов сделал по торговому центру.

— Были и другие законодательные инициативы после пожара в «Зимней вишне»…

— Депутаты предлагали вводить системы мониторинга эвакуационных путей, вернуть пожарных инспекторов на стройку, чаще проверять ТЦ и отменить каникулы для бизнеса. Часть инициатив приняли. Но надо понимать, что только законопроектами проблему не решить. Нужно реформировать пожарную инспекцию, привлечь серьезных специалистов по проверке проектных решений, разработать механизмы, чтобы исключить возможную коррупционную составляющую. Никто не гарантирует, что, вернув инспектору полномочия по приемке зданий после постройки, мы не получим старую «новую проблему». Насколько мне известно, шаги в направлении этой реформы ведутся. Поэтому стоит подождать инициативы от правительства по этому вопросу. Нужно решать проблему системно, а не принимать быстрые популистские решения.

— После «Зимней вишни» сотни добровольцев проверяли ТЦ по всей стране. На что обращать внимание, когда приходишь в торговый центр?

— Чтобы проверять что-то, надо в этом разбираться. Например, люди снимают на телефон попытку открыть дверь, которая закрыта на магнитный замок — естественно, она не открывается, ведь пожара нет и сценарий пожаротушения не запустил разблокировку дверей. Я видел такие ролики и считаю, что они приводят только к нарастанию паники.

Что может сделать каждый из нас? Оценить, нет ли на путях эвакуации посторонних предметов. Определить эвакуационный выход просто, над ним зеленый знак с бегущим человеком. В ТРЦ есть дымовые извещатели — белые «шайбы», или конусы на потолке. Иногда на них оставляют монтажные крышки — оранжевые колпачки. Это нарушение, которое не позволит им отреагировать на дым! Стоит обращать внимание и на механические или велосипедные замки на дверях эвакуационных выходов.

Увидели что-то из этого списка? Жалуйтесь сотрудникам ТЦ, затем его руководителю и, если это не приносит результата, в пожарную инспекцию. Возможно, ваша внимательность спасет чью-то жизнь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.