Негативный эмоциональный фон, взятый большинством за основу в обсуждении фильма «Утомленные солнцем-2» неожиданно сослужил Михалкову добрую службу. Те, кого не допустили в Кремль, ринулись смотреть новую работу Никиты Сергеевича в первый день проката. Вернулись практически разочарованные: «Предстояние» оказалось лучше, чем они рассчитывали, но… Однако все по порядку.
Полтора года назад режиссер Никита Михалков приехал в гости к фестивалю военно-патриотических фильмов имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж». Встреча была удивительная, незабываемая, искрометная. Почти три часа он говорил, ни на минуту не упуская зал, отвечал на вопросы. После чего показал 20 минут нового фильма и пообещал, что «премьера состоится 9 мая 2010 года». Много разного произошло за истекший период. Например, «УС-2» показали кремлевскому руководству. Разговор «по душам» остался «за кадром», но только «Предстояние» отнесли от дня Победы на некоторое благоразумное расстояние. Вроде как и рядом, но в то же время, не придерешься, что «по случаю».
В утешение премьеру разрешили провести в единственном зале в центре столицы, вмещающем 6 тысяч человек. То есть в Государственном Кремлевском Дворце. Мало того, праздник «великого кино о великой войне» — этот слоган придуман прокатчиками специально к выходу «УС-2» — прокатился по всей стране. На деле это означало, что субботу 17 апреля каждый часовой пояс в 17.00 местного времени встретил походом в кино. Москве, конечно же, повезло больше остальных, так как сбор гостей был назначен на три. Перед Кутафьей башней образовалась очередь из бриллиантов, вечерних платьев и смокингов, которую под пронизывающим ветром прогнали сквозь оцепление через весь Александровский сад. А под конец застопорили возле ремонтируемых под башней отходных мест, вонь откуда разливалась несусветная. Но так как заветные 20 минут посмотрели многие, и затравка оказалась интригующей, жаловаться особо не жаловались.
Даже на суровую подготовку, максимально приближенную к лагерным условиям. К тем, в которых столь неожиданно воскрес из мертвых комдив Котов, ставший главным героем фильма «Утомленные солнцем». Здесь, пожалуй, сразу оговорюсь, что рассказ столь же сумбурен, как и хронология событий в картине, поэтому особой логики ждать не следует. Мало того, что по ходу развития сюжета приходилось вспоминать кто кем кому приходился в прошлой жизни, мгновенно осознавать, жив ли он на самом деле, или в кадре бродит тень отца Гамлета, Михалков, как настоящая творческая единица, не только оживил большую часть героев, но и поменял им биографию. А также сменил актеров: как поступали Бриджит и Джером Добсон — создатели сериала «Санта-Барбара» — с отработанным материалом. Хаоса в первый час погружения в материал добавляла еще одна вроде бы незначительная, но немаловажная деталь: по замыслу режиссера события происходят в 1943-му году, но основное действие перенесено в 41-ый.
Словом, в правильном, 43-ем Митя (Олег Меньшиков) ищет Котова (Никита Михалков), которого ему поручил найти сам товарищ Сталин (Максим Суханов), который выглядит так, будто завтра наступит 5 марта 1953 года. Но ищет зря: Котов живет двумя годами раньше — его определили в лагерь, из которого он благополучно сбежит. Потому что суета, хаос и расстрелять всех не успели.
Зато он находит в реке дерево, на котором можно сплавиться вниз по течению. Пока Котов держится за дерево вместе с Дмитрием Дюжевым (вернее, героем Дмитрия), туда же прибивает парочку незадачливых минеров, «по ошибке» взорвавших мост с советскими солдатами.
Поняв, что с Котовым не задалось, Митя ищет упорно и находит Надю (Надежда Михалкова), на «тяжелой» судьбе которой ломается любое воображение. Даже забыв о том, что в первой части ее отправили в лагеря, где девочка погибла, ни один человек в здравом уме и твердой памяти не поверит, что 23-летней актрисе 11 лет. Еще хуже дело обстоит с визуальным рядом военного образца: согласно сценарию Надя претерпевает страшные лишения и мучения, что никак не отразилось на здоровом румянце и завидной ухоженности, проглядывающей сквозь тонны грима. Не хочется вспоминать прошлое, но придется: чтобы избавиться от откормленности в кадре в фильме «Пианист» никогда не страдающий полнотой Эдриан Броуди голодал. А Милу Йовович морил голодом Люк Бессон. Чтобы ее Жанна Д’Арк выглядела достоверно.
Конечно, это все мелочи. С другой стороны, кому много дано, с того много и спросится. Если бы фильм «Утомленные солнцем-2» снимал едва оперившийся выпускник ВГИКа, ему смело можно было бы давать Оскара, так тщательно, скрупулезно и аккуратно подобраны все хвосты у каждой сцены. Настолько, что через несколько минут большую их часть можно предсказывать со сводящей скулы скукой: если в кадре появился Алексей Петренко, неловко топчущийся на месте во время бомбежки – жди, что его спустя мгновение разорвет фашистским снарядом, а по окровавленным очкам обязательно пройдется чей-то сапог.
Если трогательный новобранец (Артем Михалков) станет рассказывать, отчего он носит в кармане шинели связку ключей, значит, совсем скоро по нему проедет танк, чтобы утащить на гусенице позвякивающие ключи. А уж коли кому-то придет в голову обидеть Надю, враг будет уничтожен в одночасье самым жестоким образом. Но тех зрителей, кто сумеет продержаться первые полтора часа, поджидает награда, когда на экране возникнет старлей, командующий штрафбатом в исполнении Евгения Миронова.
Это ничего, что первые штрафбаты в Красной Армии появились только 25 июля 1942, зато целых 15 минут можно получать истинное удовольствие от прожитой Мироновым судьбы. Но Михалков будет безжалостен и к лучшим: за три часа, пока ищут Котова, он уничтожил весь цвет российского кинематографа. Да так гомерически-кровожадно, что «УС2» стал казаться выполненным в стиле лучших французских комедий с Луи дю Финесом про войну.
Отчего столько «придирок»? Так ведь Никита Михалков признан и сам себя почитает мастером столь высокого класса, что нам ничего и не остается кроме как спрашивать с него в полной мере. А в череде досадных, неприметных, зачастую мелких огрехов зарождается, растет и вызревает наконец убийственная мысль – уж не специально ли так истерически мельтешит Никита Сергеевич, чтобы рассеять внимание, чтобы зритель не успел понять, что вместо серьезного произведения ему подсунули пустышку. Что самое важное для метра – благообразная картинка. Мысль, кстати, можно продолжить: да так ли был велик и первый фильм? Ведь, поражая великолепными постановками, он, по сути, остается ярким образчиком культа конформизма, к которому всегда тяготел Никита Сергеевич.
Полная картина сложится, когда «Предстояние» оценит зритель. Первый день принес разочарование: ажиотажа не наблюдалось. Да что там ажиотаж, на каждый сеанс пришло порядка 20-30 человек, среди которых молодежи — единицы. А ведь именно к ней обращался режиссер, не скрывавший, что создавал по стандартам Голливуда фильм о Великой Отечественной войне. Конечно, кино столь эпохального размаха невозможно оценить по сборам первого уикенда, первого месяца или даже одного года. А главный вопрос, который задает себе каждый режиссер: захочет ли кто-то пересматривать «Предстояние» через несколько лет, спустя десятилетия, остается открытым.