Здесь, на Ивановской горке, в архитектуре храмов и монастырей мы можем увидеть интереснейшее смешение эпох. Здесь же находится и одна из самых болезненных точек города – Хитровка.
Ивановская горка — самая сохранившаяся часть старого города. Территория эта: Маросейка, Покровка, Покровский бульвар, Солянка — огромный треугольник, которому Москомнаследие давно собирается придать статус заповедной территории. Именно поэтому известные события на Хитровской площади — особенно чувствительный удар. История Хитровки такова: когда-то это был погорелый квартал, выкупленный Н. З. Хитрово и подаренный им городу, чтобы там организовали торговые ряды.
Во времена Гиляровского, на рубеже XIX-XX веков, места эти слегка отрущобились, но вообще Ивановская горка в целом — это район богатейших усадеб XVII века. В тридцатые годы городское начальство допустило ошибку: на Хитровке построили техникум, частично перекрывший площадь. Поэтому формально ничего ценного тут не снесли, но речь ведь идет о строительстве. Исторический дух этого заповедного места будет убит, если компания «Дон-строй», наметившая тут стройку многоэтажного здания вместо снесенного техникума, доведет дело до конца. Новое здание гораздо больше прежнего и подчистую уничтожит площадь. Сейчас, когда пишется этот текст, стройка приостановлена, все ждут решения городских властей. Очень интересно, что там будет дальше. В любом случае следует знать: если и есть в Москве что терять, то именно здесь, на Ивановской горке.
В земле
Начинаем прогулку от церкви Всех Святых на Кулишках, построенной в XIV веке. Она открывает Ивановскую горку. Сначала это была деревянная церковь на могиле героев Куликовской битвы, видимо погибших от ран уже здесь, после возвращения домой. В камне церковь отстроили в XVI веке. Стоит храм на царской дороге из Кремля через Константино-Ильинские ворота в загородный двор, находившийся у церкви Равноапостольного князя Владимира в Старых садах.
К XVI веку относится четверик храма, а верхняя часть, красивые закомары, голова и колокольня появились уже в XVII веке. Тогда же храм был обнесен двухъярусной галереей, заложенной после того, как весь первый этаж оказался под землей. Место, где построили храм, находится в низине, сюда стекали все дождевые и талые воды, поэтому очень быстро вокруг фундамента, а потом и первого этажа стала нарастать земля. Кроме того, в 1708 году, когда Петр ждал шведов, Китай-город обнесли огромными бастионами, которые потом разровняли, раскидав землю вокруг, в результате храм стал еще ниже. Вот уже почти 300 лет церковь существует совсем не в тех пропорциях, в которых она была построена.
Все дома, появившиеся вокруг, коррелировали с этой высотой, все церкви на Варварке, возникшие в XVII веке, тоже зрительно были связаны с храмом Всех Святых на Кулишках в одну картину. А сейчас храм задумали поднять, вынуть из земли первый этаж. По очень спорному проекту инженера Е. М. Пашкина храм уже стоит на домкратах, фундамент уничтожен. Следующий этап — поднятие здания на четыре метра вверх. Мы получим образ площади, которая никогда не существовала. Вместо вросшей, кривенькой, замечательной церкви там буквально из-под земли возникнет огромный собор, никак не сочетающийся с окружающими его зданиями. А это уже изменение облика одной из центральных площадей города, такие проекты должны очень серьезно обсуждаться на городском уровне, с привлечением серьезных экспертов, что, к сожалению, не было сделано.
На мотив елочки
По улице Забелина (бывший Большой Ивановский переулок) мы поднимаемся в Старосадский переулок, к церкви Равноапостольного князя Владимира. Построена она в 1514-1516 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным на загородном дворе великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах на месте одноименного храма, существовавшего здесь с 1423 года. Где-то рядом был и государев дворец, но где именно — никто не знает, археологи тут еще не работали. Видимо, он находился примерно там, где сейчас стоит Историческая библиотека. Существует мнение, что некоторые архаичные для XVII столетия черты нынешний храм унаследовал от предшественника — просто как память дорогого сердцам прихожан образа старого храма, простоявшего здесь полтора века.
Несколько лет назад произошло замечательное открытие. В доме на улице Забелина, стоящем слева неподалеку, нашлись палаты этого же времени, на которых обнаружился очень редкий для тогдашней архитектуры мотив — своеобразная резная елочка на кирпичах. Эта елочка есть в наличниках храма, и она же была обнаружена на наличниках и на стенах этого дома. Явно строила оба здания одна бригада, а дом на улице Забелина — это, видимо, дом заказчика. К сожалению, и тут тоже очень сильно напортили с реставрацией. Дом был великолепной сохранности, а при реставрации отбойными молотками выбили весь фасад и сложили его заново, используя старый кирпич. Сделали все очень грубо, с просчетами в несколько рядов кирпичей и т. д. Впрочем, мы опять отклонились от темы.
Как многие церкви Москвы в 1930-е годы, храм закрылся. Это случилось в 1933-м. При этом разрушили все главы, внутреннее убранство было полностью уничтожено. Помещение храма передали в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. В 1970-1980-е годы церковь реставрировали, а в 1979-м полностью восстановили колокольню, также в начале 1980-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. И только в 1991 году он вернулся к верующим.
Флоренция на горке
По правой стороне улицы — Ивановский монастырь. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному, так и матери его великой княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 25 августа 1530 года, и носил имя Крестителя Господня.
В 1813 году монастырь был упразднен, а в 1859-м возрожден и выстроен заново по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского. Нехитрый, по сути, комплекс из собора с двумя колокольнями и нескольких жилых корпусов вписан в угловатый участок так, что со стороны производит впечатление сложного, многослойного ансамбля. Нет, он создан по единому замыслу. Создан по методе не XIX, а XX или даже XXI века — это сейчас принято строить с нуля, а тогда чаще перестраивали. Есть какая-то содержательная пустота в том, что монастырь построен на ровной, тщательно расчищенной строительной площадке. Зная, что прежде здесь стоял интереснейший собор XVI века, мы не можем найти ни единого камня, напоминающего о нем. Существующий храм напоминает скорее об итальянском Средневековье, поскольку условно повторяет очертания широко известного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
От древнего монастыря остался единственный тактильно ощутимый свидетель былого — обломок надгробия XVI века, вмонтированный в кладку ворот, ведущих в нижний двор монастыря.
Нижняя территория все еще занимаема службами МВД, до 1990-х ему принадлежали все строения обители. После революции здесь разместился «исправдом», то есть ленинский концлагерь на четыре сотни человеко-мест, а собор был приспособлен для губернского архива. Как ни странно, приспособление пощадило убранство храма: сохранились и живопись, и белокаменная резьба, и искусственный мрамор. На хорах пол покрыт досками 80-90 сантиметров шириной — теперь таких не делают.
Сейчас подходит к концу восстановление интерьеров собора. Они действительно впечатляют. Изнутри храм выглядит чуть ли не вдвое большим, чем снаружи.
В храме имеется еще одна деталь, внятно указывающая на возраст здания: над порогом проема, ведущего с чердака на крышу, — отполированная сотнями лбов деревянная балка. Полагаю, первым приложился разместивший ее здесь зодчий Быковский. С тех пор отмечались все охочие до любования городскими красотами посетители, сначала ивановские сестры и послушницы, потом — сотрудники НКВД, а теперь часы отбиваются головами трудящихся в храме реставраторов.
Подкопаем Алевиза
От Ивановского монастыря мы поворачиваем на Малый Ивановский переулок. Справа от нас стена монастыря, слева убегающие вниз домики, ниже раньше была видна колокольня, а за ней высотка на Котельнической. Тысячи картин нарисованы с этой точки, в кино это место снималось тоже множество раз: например, в финале «Покровских ворот» именно здесь улетал на мотоцикле неутомимый друг Костика Савранский. В 1990-е годы, когда на строительство не нужно было получать вообще никаких разрешений, здесь выстроили армянский ресторан «Ковчег», который полностью «съел» эту церковь, остался только крестик. А это и есть церковь во имя святого Николая Чудотворца в Подкопаях. Стоит она на берегу маленькой речки Рачки, где когда-то ловили раков. Там же, видимо, добывали глину, подкапывая склон холма. Отсюда и название села Подкопаево, известного, между прочим, с XIV века. Это древнейший храм Ивановской горки, он тоже был построен Алевизом. До сих пор считалось, что от старого храма остался фундамент, а нынешний храм построен в XVII веке, на абсиде виден поребрик этого времени, на четверике со стороны переулка видны очень изящные наличники. Верхняя часть перестроена во времена барокко, тогда появилась колокольня и тогда же наверху был выстроен шестерик — это, кстати говоря, совершенно уникальный случай. В Москве шестериков больше нет. Все это закрыто штукатуркой XIX века. В результате получилось интереснейшее наслоение времен, и если бы реставрацию проводить по правилам, то можно было бы получить абсолютно уникальный памятник.
Однако не так давно в прессу просочился несогласованный проект облицовки самого храма керамической плиткой под XVII век. Разумеется, к научной реставрации эта инициатива ни малейшего отношения не имеет. Серьезные исследования на памятнике не проводились, его первоначальные формы до сих пор неизвестны. Но работы там начались. Неквалифицированные рабочие стали сбивать штукатурку с фасадов храма прямо ломами. И вдруг на освободившихся поверхностях стен четверика и апсиды открылась маломерная кладка неизученного храма XVI века, местами сохранившаяся на высоту до трех метров. То есть оказалось, что тот самый алевизовский храм, считавшийся утраченным, существует до сих пор! На северном и южном фасадах заметны фрагменты древних окон и пилястр, с южной стороны виден след примыкания арки несохранившегося придела или паперти. Эта кладка предположительно датируется 1560-ми годами. Со стороны переулка сейчас очень хорошо видно — внизу алевизовский маломерный кирпич, а сверху обычный кирпич XVII века.
Не видел никто
Пройдя чуть дальше по Подколокольному переулку, мы завершаем прогулку, выходим на Хитровскую площадь и видим то, чего не видел никто с 1930-х годов. Почти все стороны площади великолепно сохранились. Если все это будет вновь, как когда-то, подарено городу, то Москва приобретет невероятно красивую и привлекательную для туристов, да и для москвичей, площадь. Этот пустырь сейчас наша тревога, но и наша надежда. Если стройка будет остановлена, мы сможем увидеть нашу столицу такой, какой она была в XIX веке, а кое-где и с вкраплениями более ранних эпох, начиная с XVI века. Именно здесь разбросано множество осколков старого города, собирая которые мы можем представить себе все былое великолепие, всю красоту древней Москвы.
Александр МОЖАЕВ
Фото: Екатерина СТЕПАНОВА