Каждый год в России теперь имени чего-то. В лучшем случае – год Франции. В лучшем, потому что ни к чему, кроме проведения всяких красивых и пафосных мероприятий не обязывает. Но бывает и по-другому. Так, 2007-ой назвали годом русского языка. 2008-ой был объявлен годом семьи, 2009 — годом молодежи. Нынешний, если кто не помнит, считается годом учителя. Думаете, я — против? Ошибаетесь, обеими руками за полноценную здоровую семью, грамотных людей, нормальное образование, достойное будущее, сытых стариков…
И я верила, что также думает большинство моих сограждан. Ровно до тех пор, пока мой путь не стал регулярно пролегать сквозь метро «Площадь революции». Отвратительно чувствуя себя утром, точно рассчитываешь вагон на зеленой линии, чтобы выпрыгнуть практически на эскалатор, идущий вверх. Затем небольшая пробежка вниз, остается всего ничего — пробежать практически весь вестибюль станции… Поневоле начинаешь осматриваться, тем более, что далеко не всегда поезд сообразует свое расписание с моим желанием уехать.
И все же сын оказался гораздо внимательнее. Может, ему утро дается проще, либо поразило массовое язычество россиян: «Мамуль, а зачем они все хватают собаку за нос?». Я приоткрыла один глаз – не то, что второй, каждый первый пассажир, в каком бы он состоянии ни был, как бы ни опаздывал, обязательно прокладывал трассу мимо собаки и, явно проговаривая какие-то заклинания, потирал нос псине. Отговорившись тем, что люди загадывают желания, я успокоила любознательного ребенка. Но через день ситуация повторилась: та же толпа неслась как угорелая брать приступом поезд, успевая при этом подержаться за бедную псину. Возвращаясь днем, я решила совершить обход станции на предмет инспектирования остальных скульптур, украшающих станцию.
Честно обойдя четыре ряда фигур, я совершенно отчетливо осознала, что политиков, оккупировавших близлежащие территории наверху, а также бизнесменов, общественных и религиозных деятелей стоит в принудительном порядке отправлять на экскурсию под землю. Зато, после такой прогулки многие наконец-то узнали бы, что думает народ об инновациях и реформах, кризисах и деторождении, армии, образовании, воспитании. От этой правды невозможно отвернуться, поскольку каждый человек, делает свой выбор, голосует за свои убеждения, совершая пассы и высказывая пожелания… статуе животного. Зато после такой прогулки можно обдумать, не провести ли в стране год оружия, богатства и неземного счастья.
Итак, затертыми почти до дыр оказались: нос собаки (его трут «к счастью», особенно помогает неучам перед сдачей сессии), ее же лапу (выручает только при сдаче зачетов, остальных просьба не беспокоить). Частые прикосновения к клюву петуха приносят деньги, помогают сделать карьеру. Блестит даже в сумрачном свете постреволюционных люстр целая груда «потертого» оружия, начиная с маузера чекиста, до гранат и минометов. Старинные идолопоклонники утверждают, что это исключительно для того, чтобы день сложился удачно — в финансовом и в деловом отношении. Но, учитывая тот факт, что одностволка «Крестьянина в лаптях, взявшегося за оружие» (так назвал статую автор – Матвей Манизер) никого не заинтересовала, почему-то начинаешь думать, что оружие привлекает совсем из иных соображений.
Вся эта гора потенциального счастья блестит, переливается, искрится, всячески напоминая о том, что большая часть россиян мечтает о шальной удаче, неожиданно свалившихся деньгах и полном удовлетворении всевозможных потребностей. Ну а чтобы отстоять занятую позицию, понятное дело, придется повоевать, и тут вполне сгодится любое предложенное оружие. Главное — с собакой обо всем договориться.
Но метро «Площадь революции» известно не одними своими воинственными намерениями. Коммунистическая идеология первоначально предполагала гармоничное развитие каждой личности, которой повезло родиться в СССР. А потому вперемешку с чекистами, пограничниками и петухами, на станции установлен памятник женщине, нянчащей малыша, рядом присел папа, занимающийся с детьми. Чуть поодаль расположились подростки, стремящиеся к знаниям, студенты, спортсмены, люди интеллектуального и физического труда – чтобы было на кого равняться: инженер, хлебороб, стахановец…
Подозреваю, даже уверена, что большая часть тех, кто поклоняется собаке, даже не подозревает о существовании остальных статуй. Так что от вышеперечисленных скульптур остался лишь намек на их предназначение. И не только заросла «к ним народная тропа», они и сами поросли копотью и грязью. А знаете, как выглядит бронза, нечищеная с 1938 года? Я отвечу – будто комические клубы из плохой глины, нелепо насаженные друг на друга. Отчего же никому в голову не придет загадать желание возле ученого, матери, баюкающей младенца, дискоболки и даже футболиста? Есть у меня ответ и на этот вопрос. Но, весьма неприглядный в свете современной идеологии.
Чтобы не заканчивать на трагической ноте, признаюсь, что на Кубе честно хватала за палец местного идальго, укрывшегося в тени собора, бросала монетку в фонтан Треви, прикоснулась к Джульетте, ждущей Ромео в Вероне и прихватила самого святого Германа – парижского епископа — за деревянный палец в церкви Сен-Жермен-де-Пре. Но все это, скорее, дань традициям путешествующего. Вымаливать с гранатой в руке удачу у собаки, деньги у петуха можно. Но все же сначала стоит попробовать провести переговоры с Золотой рыбкой.
Читайте также: От суеверия рождается безверие…
Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий
Для кого закон не писан
Исцеляет ли эти знахари? Получают ли, приехавшие к ним, облегчение в своих делах и болячках? Получают. И то, и другое. Исцеление это длится ровно столько, сколько нужно, что бы «исцеленный» сообщил о данном знахаре или знахарке следующему клиенту лукавого.
27 Июн 2010 | Протоиерей Александр Авдюгин | Продолжение