Беседа с православными девушками
Недавно в фейсбучной ленте я увидел пост старого приятеля. Борис возмущался, что Патриаршая комиссия по вопросам семьи призывала женщин к многодетности и бедности одновременно. В посте метались громы и молнии по поводу лицемерных толстых попов на пресловутых мерседесах, живущих в собственных виллах. Даже слова нашего премьера припоминались. Которые «денег нет, но вы там держитесь».
Честно говоря, я удивился. Приятель мой – человек абсолютно светский, врач, а до кучи еще и еврей. Вопросами церковной жизни он отродясь не интересовался, и то, что он знает про наличие какой-то Синодальной комиссии, стало для меня открытием. Поэтому стал я батюшек защищать – благо, ни одного ни на мерседесе, ни с виллой лично не знаю. Читал, фотки видел, а лично – не встречал. Нет, вру, знаю одного украинского архиерея на старом «мерине». Сам водит. Машине, кажется, лет 12 или 13.
Но тут выяснилось, что тема эта весьма злободневна. Шум поднят такой, как будто новые Пусси Райт на амвон выскочили. Везде обсуждают, осуждают и клянут… В СМИ, в ФБ, в ЖЖ и даже «ВКонтактике». Вот какие злобные церковники…
Прошел по ссылке. Ну, на сайте комиссии публикации уже нет. Убрали. Перестраховались. Это, кстати, опять те же грабли – как с часами Патриарха. Яндекс помнит всё. И Гугл тоже. Но тут выяснилось, что это перепечатка с «Милосердие.ру».
И тогда картинка повернулась совсем по-другому.
И не Комиссия. И не призывает. А владыка Пантелеимон (Шатов) беседует с православными девушками о семейной жизни. Подчеркиваю:
- Беседует.
- С православными девушками.
То есть не директива, а рассказ пожилого многодетного отца и опытного духовника. Владыка – он из вдовых приходских священников, отец четырех дочерей, дед двух десятков внуков. Так что о семейной жизни не понаслышке знает. И вещает он не в пространство, а заинтересованным слушательницам. Не вообще всем, а тем, кто пришел послушать лично его. Потому что именно его мнение этим девушкам интересно. Его, а не мое и не моего приятеля Бори. И даже не журналистов из разных СМИ.
Значит, врут СМИ и те, кто их слушает? Или все-таки…
Владыка предупреждает: олигархов на всех не хватит
Итак, владыка начинает с того, что к браку надо готовиться. А что значит «готовиться»?
«Готовиться к браку – это значит готовиться к тому, чтобы стать хорошей женой и многодетной мамой, потому что в православном браке нельзя от этого подвига уклоняться».
Не согласны? Считаете по-другому? Имеете полное право. Можете считать брак важным бизнес-проектом или обителью разнузданного секса. Но ожидать, что православный священник будет транслировать такие представления о браке, может только пациент психиатрического стационара, и то – не из каждого отделения.
Далее владыка говорит:
«Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы».
Скажете – пугает? Да нет, просто… он же с православными людьми говорит, а не с секс-активистками, феминистками или в клубе чайлд-фри. Для православного человека неисполнение воли Божией – несчастье, тому примеры и в Священном Писании есть. А то, что воля Божия – чадородие, это тоже в Писании сказано. Так что всё нормально пока.
Далее следует ужасная фраза:
«К сожалению, многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения».
Да, тут дал владыка маху. Не обречена. У Абрамовича, вон, шестеро детей во втором браке и уже двое в третьем. Не бедствуют, чай. И у депутата Андрея Сквоча – восемь. А у банкира Романа Авдеева – четверо своих и 19 усыновленных. И таких примеров много. Есть, есть богатые многодетные семьи. Но…
Олигархов на всех православных девушек не хватит. Вот владыка и предупреждает:
«Неизвестно, будет ли хорошо оплачиваемая работа у вашего мужа. Вы же будете выходить замуж по любви, а не по расчету. Если у него будет маленькая зарплата или он потеряет работу, придется жить в бедности, поэтому лучше заранее к этому готовиться».
Кстати, даже выходя замуж по расчету, никто не застрахован от бедности. Кризисы всякие, банкротства… Поэтому уметь жить в стесненных условиях – навык, полезный для всех. И апостол Павел говорил: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:12-13). Так что никаких призывов жить в бедности, а трезвый взгляд на жизнь.
Дальше следуют советы по домоводству. Не копить лишнее барахло, ложиться спать пораньше и, соответственно, раньше вставать, чтобы быть с детьми, учить наизусть молитвы и Евангелие, чтобы можно было молиться, не отрываясь от домашних дел, заранее почитать детскую литературу, чтобы можно было рассказать что-то ребенку… Нормальные советы нормального отца.
Прицерковная активность и целомудрие
Дальше владыка советует девушкам быть активными. Не сидеть в светелке, ожидая принца, как хотелось бы многим «консерваторам» и блюстителям традиций, а быть активными. Да, активность он предлагает прицерковную – миссионерскую и приходскую деятельность, хор, волонтерство. Но волонтерством сейчас не только православные занимаются. А молодежные клубы при приходах и монастырях собирают не только воцерковленных ребят.
Недавно меня пригласили в один коттеджный поселок на престольный праздник. Храм-часовня был построен на средства жителей, но дело этим не ограничилось. Местный священник (у которого этот храм – один из пяти, им окормляемых) – человек активный, и на его основном приходе много лет действует летний лагерь на Селигере.
Туда выезжают в основном мамы с детьми и приходская молодежь. Жители коттеджей стали тоже выезжать с ними, и теперь там два лагеря – для совсем воцерковленных (молитвы, службы, Типикон, посты, сухой закон) и для не совсем – где молитвы тоже есть, и службы посещают, но и посты помягче, и за Типикон не держатся, и выпить могут… Но время проводят вместе, батюшка с ними, спорт, купания, походы… и свадеб уже немало сыграли. И праздники все вместе отмечают – вот в этот раз был общий плов для всех…
Дальше беседа переходит как раз на пьянство. И владыка очень трезво предупреждает девушек, что
«От радости можно выпить немножко. Господь благословил на свадьбе вино. Но если человек пьет с горя (горький пьяница), лучше ждать другого жениха».
Как врач – согласен на все 100%.
Владыка говорит затем о целомудрии. Опять же, можно быть и нецеломудренным, быть адептом «фри лав», полиамории и многого другого. Это может быть весело и задорно. Но опыт показывает, что добрачный блуд редко переходит в хороший брак. Не зря св. Василий Великий писал, что «блуд не есть ни брак, ни начало брака».
Мне могут возразить, что очень многие пары начинали свою сексуальную жизнь до регистрации брака, прожили всю жизнь в любви и умерли в один день. Да, бывает и так. Брак – Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он зрит намерения. И действительно, не штамп в паспорте брак определяет. Если это брак – то он и без штампа брак. Но есть нюанс – а как это узнать на стадии влюбленности? Это когда люди жизнь прожили, можно сказать – да, это семья, а не одиночество вдвоем, а до того – увы!
Ну а венчание – это испрошение благословения Божиего на брак. Может ли православный человек начинать такое дело, как семья, без Божиего благословения? Конечно, нет – иначе какой же он православный?! А брак – это не только ведение совместного хозяйства, но и половые отношения. Согласитесь, нелепо – на совместный бюджет и общие кастрюли у Бога благословения просить, а на любовные отношения – нет!
Дальше владыка опять говорит о многодетности. И о супружеских постах. Не случайно эти темы в его беседе стоят рядом. Потому что совместное соблюдение постов – это, помимо всего прочего, и регулятор рождаемости. Около 200 постных дней в году, Светлая Седмица, пост перед Причастием (а люди очень благочестивые и после Причастия день воздерживаются), накладываемые на естественную цикличность женского организма и какие-то внешние обстоятельства – вот и количество детей будет 5–6 , а не 20. Кстати, большое количество рождаемых детей у крестьян в Российской империи было не в последнюю очередь связано с редким причащением и плохим соблюдением постов.
Сначала муж, потом – дети
А вот дальше… Ужас-ужас-ужас… Владыка так прямо и говорит: хорошая жена любит мужа больше, чем детей. И даже рассказывает страшную историю, как его младшая дочь не получила самый большой бутерброд с черной икрой. Бутерброд достался папе. А остальным – бутерброды поменьше.
И забурлил Интернет. И обвинили владыку, что девочек он растил невротиками, что лишал их куска хлеба (с икрой), что он ужасен! Правда, девочки выросли вовсе не невротиками, папу очень любят, но… Интернет же лучше знает…
Но всё дело в том, что владыка прав. Вернее, не так… Владыка прав для своей семейной ситуации – патриархальная семья с отцом – главой не только семейным, но и духовным. Потому что в такой семье статус главы будет подчеркиваться всеми ее членами. Для семьи обычной, партнерской бутерброды у всех будут одинаковы. Или самый большой бутерброд получит тот, кто больше всех нуждается в заботе – например, старая бабушка. Или мама. Или папа.
А как же дети? А никак! «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19:5). Наше общество декларативно детоцентрично, но это не христианская парадигма. Дети – уже после Бога и супруга.
Часто тут есть еще и практический воспитательный момент. Когда ребенок один, или между детьми большая разница в возрасте, то можно и больший бутерброд младшенькому дать. Он до поры до времени не поймет, что ему выделяют лучшее, а старший понимает, что младший нуждается в заботе. А вот когда детей несколько и разница в возрасте небольшая, то это будет обидно для других детей.
Непонимание вызвала следующая часть беседы – о наказаниях. Владыку даже обвинили в том, что он сторонник жестокостей. Но говорит-то он совсем не об этом. Он вообще формы наказания не обсуждает, справедливо считая, что в семье и по этому вопросу должно быть единство. И оговаривается при этом, что если есть угроза жизни и здоровью детей, надо не спорить и драться с мужем, а разводиться. Но именно ради того, чтобы у ребенка не возникало когнитивного диссонанса, владыка не рекомендует при ребенке ссориться и выяснять правильность той или иной модели воспитания.
Феминисток очень возмутили советы владыки, как встречать мужа с работы. Да, конечно, владыка рисует несколько пасторальную картинку – муж-работник, жена-домохозяйка, дети… Жена ждет мужа, переодевается к его приходу, готовит обед, выслушивает его рассказы… Но, согласитесь, что в семье многодетной такая ситуация вполне возможна. Ну а если и жена работает, то, соответственно, и распорядок дня будет другой.
Ужасы Церкви
Следующие части беседы посвящены созданию семейного микроклимата и особых споров не вызывают. Естественно, что есть рекомендации и по взаимоотношениям с духовником, и с родителями мужа, и с его друзьями. Владыка говорит и о близости не только духовной, но и интеллектуальной, и об общих интересах – всё то, что скажет любой опытный в семейной жизни человек.
Я бы мог поспорить с владыкой по поводу его рекомендации выждать год до бракосочетания – мой опыт как раз говорит, что тянуть не надо, но опыт у нас с ним разный: он и старше меня на 13 лет, и росли и жили мы в разных условиях и в разной среде. Моя личность формировалась уже после сексуальной революции на Западе и в разгар ее в Москве, поэтому примеры удачных браков в моем окружении – это как раз браки быстрые (несколько месяцев встреч). Но тут опять же – многое зависит от среды, в которой живут молодые люди.
Ну а заключительная часть беседы посвящена главному.
«Жена, если выбрала сама себе мужа, вышла замуж, повенчалась, а он вдруг оказался плохим – должна относиться к нему как к заколдованному принцу».
И дальше следует расшифровка:
«Мы с вами – христиане, мы знаем, что человеческая природа имеет удивительные возможности, и человек может меняться. И вы можете стать лучше, и ваш муж может стать лучше – благодаря взаимному терпению, уважению, самоотверженной любви и помощи Божией. Вот в это нужно верить».
На этом беседа заканчивается. Честно говоря, никаких ужасов я в ней не увидел. Поэтому мне хочется сказать несколько слов об ужасах в Церкви вообще.
Эта тема часто поднимается в различных СМИ, как бумажных, так и электронных; это обсуждают блогеры и алкаши на лавках; интеллигенты, казаки, либералы и консерваторы… Каждый находит свой ужас. Кого-то пугают православные сталинисты, кого-то – экуменисты; кого-то Чаплин, кого-то Чапнин…
Но причина одна. Церковь – есть Тело Христово. И чем больше отпадет людей от этого Тела, тем радостнее духам злобы поднебесной. Именно поэтому люди недобросовестные всегда клевещут на Церковь, передергивают слова ее представителей, раздувают мыльные пузыри из высказываний, околоцерковных фейков и т.д. Человек же разумный (а мы все-таки относимся к этому виду приматов) должен сохранять духовное трезвение и не поддаваться на провокации.