В 14 лет Эван О`Дорни решил задачу, которую не решили профессора. Врачи предполагали у него аутизм

«Чем больше я его учила, тем больше он хотел учиться»
Эван родился в калифорнийском городе Дэнвилл 16 сентября 1993 года. С первых месяцев жизни он проявлял выдающуюся сообразительность. Мать мальчика решила заниматься с ним самостоятельно, пока у нее хватает времени и сил. Уже в два года ее сын решал арифметические примеры для первоклассников и бойко читал. Педиатры отмечали нестандартное поведение и реакции малыша, предполагая отклонения нейроразвития.
— Чем больше я его учила, тем больше он хотел учиться, а в детском саду ему все время было одиноко и скучно до слез, — вспоминала Дженнифер О`Дорни.
Когда Эван достиг школьного возраста, родители придумали для него программу обучения, стали назначать дедлайны и подчинили его жизнь плотному расписанию, которому он следовал с энтузиазмом. Учеба была для него в радость — одновременно и забава, и вызов. У него не было друзей среди соседских детей, он не гонял мяч и не ходил в бургерную посидеть с ребятами. Зато у него обнаружился абсолютный слух, и, кроме точных наук, мальчик пристрастился к фортепиано. Он очень быстро запоминал партитуры, и играть без нот ему вскоре стало так же легко, как вычислять в уме.
В 2007 году миссис О`Дорни, поняв, что одних книг и ее знаний уже недостаточно, добилась для сына права посещать занятия по математике в Калифорнийском университете Беркли. Многим вундеркиндам, рожденным в другое время и в других местах, было непросто попасть на занятия в вуз, но Эвану и его родителям пошли навстречу. В этом же году юноша выиграл Национальный конкурс орфографии Скриппса «The Spelling Bee».
Вундеркинд посещал университет до 2011 года. За это время он четырежды стал призером Международной математической олимпиады, привезя домой серебряные медали в 2008 и 2009 году и две золотые медали в 2010 и 2011 году. В вузе он вступил в математический кружок Беркли — клуб для студентов и аспирантов, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. Эти люди стали первыми в его жизни приятелями, у них было общее дело, здесь он не был «нестандартным», разве что младше всех, но это не смущало его товарищей.
Задача, которую никто не решил
Однажды 14-летнему Эвану написали профессора Стэнфордского университета Рави Вакил и Брайан Конрад. У них была любопытная нерешенная задача, которая ставила их в тупик, и они решили предложить ее известному вундеркинду.
Эта задача, описанная Эваном как задача «теории чисел», включала использование различных методов для приближенного вычисления квадратного корня и никогда ранее не была решена, пока Эван не наткнулся на нее.
В течение целого года Эван игнорировал обращение, заявляя, что у него нет времени ее решать.
Но летом 2008 года Эвану потребовалось всего две недели, чтобы найти решение задачи, которая ставила в тупик ведущих математиков страны.
«После того, как я решил поставленную задачу, я захотел обобщить ее, чтобы посмотреть, будут ли придуманные мной методы работать на числах, отличных от тех, которые были поставлены в исходной задаче, — рассказывал он. — Несколько месяцев спустя, готовясь к выступлению в математическом кружке Калифорнийского университета в Беркли, я понял, что мою формулу можно еще больше сократить, поэтому я ее исправил».
В 2010 году подросток по совету одноклубников из Беркли подал заявку на участие в американском конкурсе «Кто хочет стать математиком», который проводился в том году в Сан-Франциско, совсем неподалеку. Там он выиграл 10 тысяч долларов: половину себе, половину — клубу. Решив не останавливаться, в 2011 году он вместе с 40 самыми одаренными сверстниками со всей страны боролся за первый приз в престижном научно-исследовательском конкурсе Intel Science Talent Search.
— Самое страшное, что ты понятия не имеешь, насколько хорошо справляешься, до самого конца церемонии награждения. Они называют победителей в обратном порядке, и ты до конца не знаешь, на первом месте или вообще проиграл, — признавался Эван.
В конце награждения Эван узнал, что он победитель, и выиграл 100 тысяч долларов.
Вера, музыка и математика
После блестящей победы в Intel Science Talent Search Эван отправился учиться в Гарвард. Там череда успехов продолжилась: три года подряд, в 2011, 2012 и 2013 он становился стипендиатом Уильяма Лоуэлла Патнэма и в числе пяти лучших студентов завоевывал титул Putnam Fellow, стипендию 12 000 долларов и оплату обучения в Гарварде.
— Я понимаю, что постепенно становлюсь слишком старым для олимпиад по математике, нужны новые горизонты, — шутил в интервью Эван.
В Гарварде, хоть О`Дорни и не стал из «изгоя из изгоев», как назвал его за интровертный образ жизни пару лет назад репортер «Хроники Сан-Франциско», бравший у него интервью, популярным парнем и душой компании, у него появились настоящие друзья.
Он занялся музыкой, начав играть не только для себя, но и выступать на публику. Он вступил в гарвардский музыкальный кружок.
Еще подростком, в 2007 году, он сочинил песенку для запоминания числа «пи». Эван показал ее новым знакомым, и она понравилась.
Его сочинения воспринимали с энтузиазмом: хорошие композиторы всегда в дефиците. В 2015 году он выиграл межуниверситетский конкурс Гарвард-Редклифф, исполнив гимн собственного сочинения. После этого гимн исполняли на университетских праздниках — в день памяти Гражданской войны в США и на церемонии вручения дипломов.
Друзья по музыкальному кружку отвели его в церковь: нужна была помощь с выступлениями. Там не воцерковленный в детстве юноша, не изменяя своей жажде знаний, погрузился в изучение библейских текстов. Так он стал частью католического приходского хора.
— С классической музыкой вы получаете чувство продвижения к небесам и чувство торжества истины, представленное мажорным трезвучием в конце произведения! — восхищался своим новым занятием студент.
Несмотря на то, что в мировой культуре религия и точные науки, как правило, редко идут рука об руку, Эван нашел в католичестве и математике много общего и утвердился в мысли, что божественный замысел основан на изящных и точных расчетах, на определенных закономерностях и алгоритмах. В математике есть тезисы, аксиомы, исходные предположения, которые не доказаны как непротиворечивые, ученые просто принимают их на веру: это ли не сходство?
— Одно из того, что может делать математика, — это подпитывать наше воображение. Например, вы можете представить себе сущность, которая может выполнять бесконечное количество операций и способна решать проблемы, которые не может решить ни один человек, — приводит пример юноша.
Отучившись в Гарварде, он отправился в Принстонский университет — один из восьми университетов Лиги Плюща.
Профессор О`Дорни, ловкость рук и уловки памяти
Эван О`Дорни еще в Беркли понял, что ему нравится преподавать, объяснять другим все то, что он понял сам. И чем старше он становился, тем более естественно это выглядело: на ребенка и подростка в такой позиции смотрят как на диковинку для СМИ, а на взрослого человека — как на обычного профессионала в своем деле. После Гарварда он с отличием сдал экзамены в Кембридже, получив степень бакалавра. Затем он выиграл грант программы стипендий для аспирантов Национального научного фонда в поддержку своих исследований, чтобы писать докторскую диссертацию под руководством доктора наук Манджула Бхаргавы, обладателя медали Филдса, международной награды, вручаемой раз в 4 года на всемирном математическом конгрессе за особые заслуги перед мировой наукой.
Параллельно в Принстоне Эван начал вести свои первые занятия и кружки, став частью института Аквинского католического служения. Он обсуждал с коллегами и студентами мировые проблемы с точки зрения веры; признавая, что не он — ведущий оратор принстонского сообщества, он, тем не менее, стал значимой его частью, обзавелся тесными дружескими связями, и никто бы не сказал, что «это ботаник, который за пределы своей математики и нос не высунет».
— Я знаю, что во всем мире есть много христиан, страдающих от цейтнота. В рутине дней некогда бывает остановиться и подумать о душе, я молюсь в единении с ними, — говорил Эван в интервью.
В 2021 году он получил степень доктора наук, защитив диссертацию на тему «Теоремы отражения для числовых колец». После этого пару лет он преподавал и занимался научной деятельностью в католическом университете Нотр-Дам-дю-Лак в штате Индиана, позже перешел в частный университет Карнеги-Мэллона, где работает по сей день.
Человек, которому в детстве предсказывали расстройства поведения и существенные трудности в общении, может часами удерживать внимание студентов, рассказывая им про упражнения для памяти и жонглирование.
— Я скептично отношусь к утверждению, что у меня абсолютная, эйдетическая память, у меня просто есть система правил и исключений, — заявляет выросший вундеркинд.
Во всем, по словам молодого доктора наук, есть закономерности и алгоритмы, замечая их, можно гораздо проще запоминать большие объемы информации. Более того, алгоритмы окружают людей повсюду: жонглируя четырьмя шариками одновременно, Эван О`Дорни демонстрирует, что, следуя закономерностям даже в физических действиях, можно удивлять публику. И довольно многие действия разных артистов, фокусников и мистификаторов, за которыми люди с восхищением наблюдают в цирке, на самом деле имеют глубокое сродство с точными науками и математическим расчетом.
Источники:
https://science.nd.edu/news-and-media/news/evan-odorney-finds-beauty-in-faith-and-math/ https://en.wikipedia.org/wiki/Evan_O%27Dorney
https://www.thecrimson.com/article/2012/1/27/Freshman-Math-Profile/
https://www.thecalifornianpaper.com/2011/04/meet-evan-odorney-high-school-math-whiz/