Жесткая посадка
Самолет следовал из Иркутска в село Казачинское. На борту находились два члена экипажа и 14 пассажиров. Маршрут занимал около полутора часов. Но жесткая посадка произошла в 4 километрах от полосы.
— Во время посадки все было спокойно. Мы думали, что мы садимся, а потом все вдруг затрещало. Экипаж ничего не сообщал, — цитирует Baza одну из пассажирок.
Самолет совершил жесткую посадку на остров Иннокентьевский на реке Киренга.
— Одной из пассажирок, Елене, удалось выйти на связь, — сообщил в Instagram губернатор Игорь Кобзев. — Мне передали ее номер телефона. Постоянно был с ней в контакте. Благодаря ее звонкам удалось установить место авиакатастрофы. Моим решением сразу был создан оперативный штаб, который возглавил мэр района Швецов Сергей Валерьевич. На место вылетела санавиция с 10 врачами во главе с министром здравоохранения области Яковом Сандаковым.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Спасательная операция
Первыми самолет в тайге нашли медики — к месту прибыли 4 экипажа скорой помощи. Пять пассажиров к тому времени сами выбрались из самолета, по данным источника ТАСС в Минздраве. Они кричали, громко включали музыку, звали на помощь. Благодаря этому их удалось найти, уточнял Лайф.
Спасатели разбирали фюзеляж, чтобы разблокировать зажатых в салоне людей. В операции участвовали 70 человек.
— Самостоятельно передвигаться могут только три пассажира самолета, — рассказывал «КП» главный специалист отдела по ГО и ЧС Сергей Яковлев. — Остальным пострадавшим нужны носилки. У них тяжелые повреждения и травмы средней тяжести. Нужны жесткие носилки. Как проходит эвакуация: сначала раненых нужно спустить с горы, спуск здесь крутой, затем на лодке по реке метров 100–150. Ну и отвезти в больницу поселка Магистральный.
Погибшие и пострадавшие
Погибли пилот и три пассажира. Один из них — житель Иркутска, один — Ангарска, двое — из Магистрального, по словам губернатора Иркутской области.
«В больницу были доставлены 12 человек. Четверо – в тяжелом состоянии. Трое пострадавших, в том числе один из пилотов, будут перевезены санавиацией в Иркутск. У них — сложные переломы. Одна пострадавшая в тяжелом состоянии будет прооперирована на месте», — писал Игорь Кобзев.
Двое пассажиров самостоятельно покинули стационар.
Причины авиакатастрофы
Второй пилот Николай Махнутин считает, что жесткая посадка произошла из-за сбоя навигационной системы.
— GPS-навигатор с помощью автопилота увел самолет правее заложенного курса. Мы уходили на второй круг. И во время набора высоты мы зацепили сопку, — сообщил пилот телеграм-каналу Baza. — Пожара, слава Богу, не случилось. Я потерял сознание. [Туман] стал причиной ухода на второй круг. Я не установил визуально контакт с землей и принял решение ухода на второй круг. Во время ухода на второй круг полосу я увидел, но она была левее, чем мы летели. <…>
Начальник аэропорта Казачинское Борис Калинин поддерживал с пилотами связь до последней минуты. Он говорит, что неполадок не было — «мне бы сообщили даже по рации», а самолет «не вписался в полосу».
Экипаж в 10–15 километрах от посадочной полосы запрашивал погоду. По словам Калинина, условия были «нормальнными для посадки самолета».
— Он дважды заходил на посадку 40 курсом — <…> это прямой курс. Он не стал совершать посадку, решил сделать облет — пролет над полосой. Пролетел — «я зайду 40-м повторно». Не зашел. Потом решил 220-м. <…> Но ушел далеко от полосы — грубо говоря, 4 километра. Я бы не сказал, что из-за погоды. Туман был, видимость 4–6 километров. Все нормально было. Если бы какие-то неполадки, он мне сразу бы сообщил, даже по рации. Скорее всего, не вписался в полосу. Задние торцы, видать, на навигации не были отбиты. <…>
Самолет, совершивший жесткую посадку, был выпущен в 2014 году.
«Всё как положено, конечно, [техосмотр] проходил. Самолет у нас 2014 года [выпуска]», — сообщил ТАСС гендиректор авиакомпании «Аэросервис» Алексей Богданов.
На месте трагедии 13 сентября обнаружили один из черных ящиков. Самолет полностью разрушен, следов пожара нет.
Расследование
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ — «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Приоритетными версиями авиакатастрофы пока остаются отказ техники и ошибка при пилотировании в сложных погодных условиях.
Расследование взял на особый контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Помощь семьям погибших и пострадавшим
Правительство Иркутской области поддержит семьи погибших и пострадавших при жесткой посадке самолета L-410.
«Семьям погибших и пострадавшим в обязательном порядке будет оказана материальная помощь. Родным погибших — по 1 млн рублей, пострадавших в тяжелом состоянии — по 500 тысяч рублей, в среднем — по 250 тысяч рублей, в легком — по 100 тысяч рублей», — заявил губернатор Иркутской области.
В среду, 15 сентября, в Иркутской области будет объявлен день траура.