Я перебираю в своей памяти эпизоды из моей жизни, связанные с Николаем Чудотворцем. Может паломничество началось с моего дедушки Николая Алексеевича, названного в честь Угодника? Дедушка моей супруги тоже носил это имя. А первым моим настоятелем в Вознесенском храме Екатеринбурга был протоиерей Николай Кострубяк.
Может этот путь начинался в Калуге, где я провел юность, с Никольского храма «на Козинке», который видел каждый день на горочке по дороге в школу. Уже священником я отпевал в нем своего убиенного крестника Сережу Аристова, жившего на соседней с храмом улице.
А может, путешествие началось с того дня, как я приехал в Санкт-Петербург на осенние каникулы к Денису, с которым познакомился на археологических раскопках в Белгород-Днестровском. Мне было около 15 лет. Все что запомнилось из поездки — вид из его окон на ноябрьскую демонстрацию и поход в храм. Друг повел меня, тогда еще некрещеного, в Никольский Морской собор, рядом с которым жил, и сказал: «Сейчас мы поставим свечу Николаю-Угоднику. На других подсвечниках может не быть свечей, а у него всегда много». Тогда я первый раз сознательно познакомился со святителем. Постоял в храме, удивился большой иконе. Люди подходили, кто-то молча ставил свечи, чьи-то губы шептали молитвы. С миром Церкви до этого я никогда не пересекался. Наши миры существовали параллельно.
Вспоминается и история, случившаяся зимней ночью в Витебской области. Я трудился экспедитором — развозил православную литературу по храмам всей Руси великой. Мы заплутали и не могли найти дорогу к сельскому храму, в котором нас с водителем обещали принять на ночлег. Свет фар выхватил пожилого мужичонку в телогреечке, идущего по дороге. Мы остановились, спросили. Он немногословно махнул в другую сторону. Когда чуть отъехали и спохватились, чтобы поблагодарить, на дороге уже никого не было.
В храме святителя Николая в Хамовниках моя матушка набиралась певческого опыта и молодой девушкой пела с маститыми профессиональными певцами в правом хоре. А на венчание своей супруге я, перед тем долго выбирая по всей Москве подарок, преподнес большую икону святителя греческого письма, которую нашел на Афонском подворье.
В храме, об истории которого пишу книгу — Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово — в 1825 году боковой придел был освящен в честь святителя Николая. В храме Ризоположения в Леоново, где я служу, правый придел посвящен святителю. Последние пару лет в четверг — день, посвященный в седмичном богослужебном круге этому святому — я каждую неделю совершаю в нем Литургию.
Вспоминается и последний престольный праздник 22 мая в день перенесения мощей Чудотворца в Барград. После службы за трапезой немногословный отец Аркадий Гоглов, старейший наш клирик, поделился опытом молитвы к святителю, вспомнил несколько чудес по молитвам святого, свидетелем которых он был сам. Через две недели отец Аркадий умер, а память о нем и его духовном опыте с нами. Воспоминания об одних людях, ушедших от нас, переплетаются с воспоминаниями о других, и так рождается история. Мы делимся этим опытом друг с другом — и рождается Предание Церкви.
***
Отправной точкой поездки была Греция, паром — Суперфаст. Из Нового порта Корфу мы по расписанию должны были стартовать в 1:30 ночи а приплыть в землю Италийскую в 8 утра по местному времени.
Отплытие парома задержалось и соответственно прибытие в порт назначения совершилось примерно в начале одиннадцатого. Люди бывалые заметили, что это дело обычное. Организованные группы паломников встречали на автобусах, одиночки добирались по набережной до собора святителя Николая примерно за 15–20 минут.
Православная Литургия совершалась в крипте (подземном храме) собора святого Николая, где находится гробница Святителя.
Крипта расположена под восточной частью храма, в ней решеткой огорожено место алтаря.
Во время Литургии каменная гробница святителя используется как престол, а в левом боковом приделе находится жертвенник. Служило около 15 священников во главе с настоятелем Русской церкви. Служили благолепно, молящихся было около двухсот человек. Молящиеся особо осмысленно могли участвовать в богослужении, ведь решетка, обозначающая границы алтаря не мешает обозревать происходящее вокруг престола и видеть всю красоту соборного служения.
В крипту из храма ведут две широкие двухпролетные лестницы вдоль северной и южной стены, в ее дальнем правом углу находится еще одна лестница, выходящая в южный церковный двор.
Долго длилось причастие их трех чаш, прикладывались к гробнице святителя, — после Литургии открыли решетку, закрывающую полукруглую нишу под престолом и положили туда Крест. Народ прикладывался к Кресту и одновременно к гробнице. Последние приложились примерно к 14:30. Кто-то из разоблачившихся после службы священников возглавил в это время чтение акафиста. Народ подпевал.
После такого молитвенного труда единственное, на что остались силы — доползти до ближайшего общепита (варианты различные: ресторан, траттория, кафе) и подкрепиться.
Все остальные многочисленные святыни и достопримечательности дальше воспринимались через призму усталых ног.
Для одного дня благодати было довольно, но не сидеть же на одном месте… Это и многочисленные храмы Старого города, и Русское подворье, построенное нашими соотечественниками для нужд паломников. Не обошел я и два самых известных барийских книжных магазина — Laterza и Fertrinelli. Очень я книжки люблю, не обязательно покупать, а хотя бы смотреть, особенно классически оформленные на пожелтевшей бумаге, пусть даже на непонятном языке. Тем более что в одном из них обнаружилось уютное кафе, в котором удалось подкрепиться итальянским десертом.
В Бари на юге Италии святого всегда усердно почитали. Это видно с того момента, когда барийцы похитили мощи святителя из Мир Ликийских в Малой Азии (территории современной Турции). В последующие века почитание святителя нашло отражение в камне, в живописи и мозаике, в материальных приношениях, которые делались храму святителя многочисленными поклонниками со всего света.
Хочется сказать и о недоумении, которое возникает у некоторых наших соотечественников у мощей святителя.
В сознании русского человека миро — это прежде всего благовонное масло, через помазание которым верующему преподаются дары Святого Духа. Не то у святителя, что вводит в заблуждение многочисленных паломников. Миро святителя Николая это идеально чистая по своему химическому составу вода, которую вот уже много веков источают мощи. Раз в год католические священнослужители вычерпывают специальным приспособлением из раки незначительное количество этой жидкости, потом разводят ее в воде, разливают по пузырькам и получается то самое миро, которое представлено в пузырьках в сувенирной лавке справа от входа в храм. Здесь же предлагают и масло, благословленное от мощей святителя.
Предоставлю слово историку, изучавшему данный вопрос:
«Богомольцы стремились к раке святителя Николая в Мирах Ликийских и ради чудодейственного миро, или «манны». Когда барийские моряки взломали мраморную плиту, дабы извлечь из раки мощи святителя Николая, они нашли их буквально плавающими в этой жидкости. Мироточение и после перенесения мощей Святителя в Бари, с самых первых лет нахождения раки Святого на италийской земле. Именно тут возник благочестивый обычай наливать миро во флаконы и затем раздавать их паломникам, прибывающим в Бари со всех уголков христианской эйкумены» (Талалай М. Мироточивые мощи св. Николая Чудотворца и другие святыни барийской базилики. Бари. 2008., VI.)
Во время освидетельствования мощей в 1953 г. присутствующие заметили что все кости имели каплеобразные выделения миро, а на дне раки ее скопилось на высоту в 3 см. «Она (жидкость) представляла собою, как и сейчас, когда миро черпают из вновь замурованной раки, бесцветную жидкость без запаха (многие ошибочно полагают ее густой и мутной). Образцы миро были отправлены на факультет общей химии Университета Бари, где жидкость определили как чистую влагу, свободную от каких-либо солей и, кроме того, стерильную, совершенно без живых микроорганизмов. Миро веками доставали (и сейчас достают) сквозь отверстие в крышке раки, особыми черпаками». (Там же., X.)
Помолившись у мощей, увидев на юге Италии в католическом соборе кусочек России, я возвращался обратно, получив благословение святителя.
Фото автора