Если верить информационным сообщениям, убийца окликнул о. Даниила словами «Кто здесь Сысоев?». В этих словах вызов не только о. Даниилу, но и всем, кто сегодня решил посвятить свою жизнь православному свидетельствованию. Нам на время показалось, что времена мученичества и исповедничества осталось далеко в прошлом, но нет, именно сегодня, как и всегда, исповедание Христа вызывает на себя всю злобу и ненависть этого мiра.
У зла логика проста – нет человека, нет проблемы. Полемика удел тех, кто сохранил в себе остатки человечности, но когда в ход вступает насилие, оно расчеловечивает, отнимает способность быть тем, к чему призвал Бог.
Так получалось, что мы с о. Даниилом полемизировали. Я был не всегда согласен с тем, что говорит он, он иногда не соглашался с тем, что говорю я. Но даже в этой полемике для меня было важным одно – мы исповедуем одного Бога, являемся чадами одной Церкви. А те несогласия, которые, увы, неизбежны в нашей повседневности, лишь частности, потому что есть единство в главном.
Смерть – это всегда водораздел, который отделяет главное от второстепенного. Смерть придает человеку его истинное измерение, дает возможность отбросить недопонимание и увидеть человека таким, какой он есть. И сейчас о. Даниил предстал перед всеми нами в простоте своей улыбки и горестно до слез, что мы не умеем принимать человека в его данности при жизни.
Несомненно, что о. Даниил жил Христом. Для него Он и только Он был центром и смыслом всей его жизни. Его ежедневное исповедничество, его искреннее желание привести людей к Истине казалось для многих юродством, некой несерьезностью, которой не может быть у солидных людей.
Мы много говорим о возрождении православия, надеюсь, что отчасти делаем. Но много ли среди нас таких, кто не имеет в этой жизни иных интересов, кроме как Христос и Его Церковь. Даже не просто интересов, а именно смыслов. Словами мы можем утверждать одно, но что утверждаем своей собственной жизнью? Своими ежедневными обычными делами? Что стоит во главе всего?
Практически все, кто сегодня комментирует ужасную трагедию сходятся в главном, о. Даниил не был человеком равнодушным, он был искренен и горяч. Предание Церкви сохранило слова Христа – «В чем застану, в том и сужу». Мученическая смерть пришла к о. Даниилу именно тогда, когда он совершал свое священническое служение, он был застигнут, но не врасплох – в епитрахили и поручах он встретил свою смерть. Мы постоянно за каждым богослужением молимся, чтобы наша земная кончина была безболезненной, непостыдной и мирной. Но какой она будет на самом деле — знать мы не можем, мы можем только молиться и стараться жить по-христиански. Именно так и поступал о. Даниил – он делал свое дело и во всем полагался на Бога.
Зло мыслит категориями земной истории, но мы созданы для вечности, но кем мы будем в вечности, зависит от того, кем мы будем в этой земной истории. Отец Даниил был священником Христа и Его Церкви. Вся его жизнь была наполнена этим служением и его смерть стала этому подтверждением.
«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…»