Издательство «Никея» выпустило сборник изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить». Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.
Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.
* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.
* * *
Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.
* * *
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.
* * *
Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.
* * *
Лицемерие хуже неверия.
* * *
Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.
* * *
Москва бьет с носка и колотит досками.
* * *
Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
* * *
Купить — все равно что вошь убить, А продать — все равно что блоху поймать.
* * *
Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
* * *
Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
* * *
Народ! Не разевай рот!
* * *
Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.
* * *
Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.
Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.
* * *
Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось — связала и опять помчала.
* * *
Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
* * *
Мать! Претерпевай и не унывай.
* * *
У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.
* * *
Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.
Ближние мои далече от меня стали. Близко — да склизко, далеко — да глубоко.
* * *
Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.
* * *
Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься — обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего — слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.
* * *
Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.
* * *
Этот Иван будет полезен и нам и вам.
* * *
Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.
* * *
Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз.
* * *
Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.