Об этом наш разговор с российским психологом, автором книг «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей», «Наши бедные богатые дети», «Главный секрет первого года жизни» Мариной Мелия.
– Почему некоторые родители стремятся к участию своих детей в таких конкурсах и шоу? В чем опасность для ребенка ранней славы и раннего провала?
– Сейчас появилось много шоу, в которых дети проявляют свои таланты. «Голос» – одно из самых популярных: его ждут и зрители, и родители участников. Последние, безусловно, руководствуются самыми благими намерениями. Во-первых, хотят развить талант своего ребенка, во-вторых, мечтают дать ему возможность стать знаменитым, богатым – они ослеплены глянцем, гонорарами звезд, возможностью элитного отдыха. Родители рассуждают так: «Мой-то поет даже лучше, он тоже достоин быть на этом Олимпе». Они рассматривают шоу как некий социальный лифт.
Конечно, родители думают не только о наследниках, но и о себе. Ведь если ребенку удастся прославиться, известными станут и они. Ребенок реализует их мечты и сможет вырвать у жизни то, чего не удалось им. И мамы-папы с азартом бросаются в такого рода конкурсы, не жалея ни себя, ни ребенка.
Редко кто из них задумывается о том, что происходит там с детьми, готовы ли они к таким испытаниям. Прежде всего, надо посмотреть, что есть у вашего ребенка помимо голоса: насколько созрела его психика, сможет ли он выдержать нахождение в конкурентной, сверхоценочной среде, справится ли с проигрышами, которых гораздо больше, чем выигрышей?
– Созревание психики зависит от возраста или не только?
– Психика развивается и с возрастом крепнет. Но талантливые дети более восприимчивы и ранимы. Поэтому надо тысячу раз задуматься, стоит ли начинать такой марафон. Ведь вопрос касается судьбы и жизни вашего ребенка. А кроме того, надо понимать, что в этой ситуации мы выдергиваем его из детства и погружаем во взрослую жизнь. Ведь детство – это спонтанность, произвольное выражение своих эмоций, это игра, искренность, импульсивность. Это безответственность и легкость бытия. Именно в такой среде созревают креативность, талант, творчество. Ребенку в детстве необходимо ощущение безопасности.
А участие в шоу – это погружение во взрослую жизнь, где велика ответственность, рациональность, где нужно точно следовать тому, что тебе говорят, выражать те эмоции, которые нужно выражать по сценарию – ты не можешь быть беспечным и спонтанным.
Я называю это «телевизионной скороваркой»: из ребенка пытаются быстро сделать взрослого.
– Но ведь в школе тоже приходится делать то, что надо, в чем разница?
– На шоу ты свою жизнь видишь как сквозь прицел винтовки, у тебя – одна задача. Дети не занимаются домашними делами, практически не учатся в школе, не отдыхают. Они максимально сосредоточены на результате, стараются изо всех сил, ведь этого хотят родители, от которых они полностью зависят.
Дети нуждаются в их любви, заботе, в тепле, ласке и, боясь потерять их любовь, будут выполнять всё, что от них требуется. И родительская любовь в этом случае становится условной («я буду любить тебя, когда ты добьешься успеха»). Ценность ребенка зависит от мнения судей, аудитории. Дети эти правила игры хорошо понимают и живут, подыгрывая родителям. Они готовы на все, даже на самые нечестные ходы.
Но ведь ребенку надо, чтобы его любили независимо от его результатов. А здесь этого не получается: родители срываются, кричат, нервничают, дело доходит чуть ли не до драк с другими родителями, до подтасовки результатов. Вот что такое детские шоу.
Не шоу для тебя, а ты для шоу
– А как понять, что ребенок готов в этом участвовать?
– Посмотрите, как он относится к поражениям: например, когда проигрывает в шахматы или другие настольные игры; сильно ли переживает, если кто-то лучше него рисует, поет, танцует. Важно понимать, что ребенок не развивается в обстановке таких шоу. Потому что там происходит полное слияние родителя и ребенка – «мы выиграли, мы проиграли».
– Мы покакали…
– Ну, когда это говорят про маленького ребенка, это правильно: к младенцу до года мама так и относится. Но когда вопрос касается 10-11-летних детей, такой симбиоз вреден для развития.
Следующая опасность таких шоу – в том, что они эксплуатируют детский нарциссизм. И если для малыша это вполне нормально (он – пуп земли, им восхищаются, его хвалят, им гордятся), то с возрастом нарциссизм должен уходить. Постепенно приходит понимание, что ты можешь быть не «самым-самым». Но в случае с шоу мы буквально взращиваем тщеславие, самовлюбленность, эгоизм, ребенок нуждается в постоянном восхвалении, тяжело переживает успех других, завидует, ему трудно искренне общаться, он в постоянном стрессе. Конечно, это опасно.
И я хочу поздравить тех родителей, чей ребенок проиграл на ранних этапах. Огромная опасность, подстерегающая победителей, их миновала.
Если и родители, и ребенок очнутся от этого морока тщеславия и вернутся к нормальной жизни, – есть шанс, что для детской психики все пройдет относительно бесследно. Потому что самое ужасное подстерегает финалистов, победителей. Падать с этой высоты без травм не получается ни у кого в мире. И никакого социального лифта зачастую нет. Ты был на вершине – и вдруг представление закончилось. Ты теперь не нужен. Не шоу было для тебя, а ты был для шоу.
– Что происходит с ребенком-победителем после окончания шоу?
– Опасно всё – и поражение, и участие в этом состязании, и уж тем более победа. После кратковременных фанфар ребенок возвращается в обычную жизнь. А каких-то сверхталантов у него и нет: детей, которые хорошо поют, много. Эта слава преждевременна: он еще ничего по сути не добился, а уже стал знаменитым. Он возвращается в свою музыкальную школу, в свой школьный класс, и жизнь ему кажется пресной. Очень скоро про него забывают, и это становится трагедией. И тут ему нужны какие-то стимуляторы (поэтому иногда оказывается, что бывшие знаменитости становятся зависимы от наркотиков), у некоторых случаются психические расстройства. То, что последствия будут, это точно. Без них погружение ребенка в такую жизнь не проходит. Просто некоторые с этим как-то справляются: с помощью родителей, которые вовремя опомнились и начали ими заниматься, или рядом оказался опытный наставник. Ранняя слава очень вредна.
Но, если вдруг вы все-таки решите участвовать в одном из конкурсов, прислушайтесь к моему совету: создайте островок безопасности для своего ребенка, сделайте шоу лишь частью его детской жизни. Старайтесь настроить его так, чтобы он не ориентировался на оценку как на условие счастья и несчастья, чтобы не стремился занять какое-то место, чтобы он просто хотел проявить свой талант, свою творческую энергию. Нужно сказать ему: все равно всем не угодишь; ты можешь не понравиться зрителям, судьям – это не самое главное. Главное – чтобы ты понравился себе, получил удовольствие от своего выступления.
В таком случае мы ограждаем ребенка от ужаса конкурентной борьбы. Он не соревнуется с другими: он соревнуется с собой. И тогда, на каком бы этапе он ни вылетел, он будет понимать, удалось ему это или не удалось. Если не удалось, родители скажут ему: давай будем работать дальше, возможно, в следующий раз получится. А если удалось – похвалят: ты молодец, потому что смог проявить свои способности. Так мы создаем некую защиту для ребенка.
И хотя мамы сейчас становятся самыми ярыми апологетами этих шоу, моя надежда все равно на них. Исконными женскими качествами являются доброта, стабильность, уют, покой. Поэтому мой призыв: создайте для ребенка спокойную, добрую атмосферу. И тогда его талант действительно расцветет. Материнская любовь безусловная, мы любим ребенка просто потому, что это – наш ребенок.
В наказание за проигрыш засунул дочь в багажник
– В современном мире очень помолодел профессиональный спорт. Чего стоят наши фигуристки-одиночницы 15-17 лет, которые смели на своем пути блистательных чемпионок Алину Загитову и Евгению Медведеву. Недавно была шумная история, правда, неподтвержденная – попытки суицида неоднократной чемпионки мира по художественной гимнастике. В чем опасность спорта высших достижений для совсем юных людей?
– Представьте себе: ребенка в три-четыре года отдают в секцию спортивной или художественной гимнастики, или в фигурное катание. И это становится его ведущей деятельностью. Часто она конкурентная, травмоопасная, сопряжена с чрезмерными физическими нагрузками, но главное – у ребенка не остается свободного времени. Мы слушаем рассказы выдающихся мам о том, как в пять утра, совершая подвиг, они везут сонного ребенка на тренировку. При этом мамы перестают заниматься своими делами, а полностью посвящают себя будущему чемпиону, что дополнительно давит на него, ведь на нем лежит ответственность и за посвященную ему жизнь матери. Ребенку некогда даже подумать, нужно ли ему это. Дети-спортсмены абсолютно зависимы от родителей, от тренера (лишь четко выполняют то, что им говорят), взросления не происходит.
Эксплуатируются детские качества: гибкость, возможность сделать самый сложный элемент, отсутствие страха, детский нарциссизм. Дети внутренне не развиваются, они не могут выразить свои чувства, просто потому что многого не чувствуют. Ведь для развития эмоциональной сферы нужны свободное время, игра, нормальные отношения с другими людьми. Не отношения долженствования (я должен, мне это надо), а детское «хочу». И когда мы слышим, что кто-то начинает резать себе вены или появляется расстройство пищевого поведения – анорексия, булимия, то это, к сожалению, сопутствующие факторы занятий большим спортом с самого раннего возраста.
Отсутствие нормальной, спокойной, эмоциональной жизни у таких детей – плата за амбиции родителей, тренеров.
Плата за то, что не сами дети выбрали такой путь. Его выбрали за них.
– Что делать родителям, если ребенок уже всерьез занимается большим спортом?
– Если так случилось, родителям надо стараться как-то компенсировать ту конкурентную среду, которая царит на тренировочной и соревновательной площадках. Надо, чтобы в семье была атмосфера стабильности, любви, заботы. Иначе получается двойной гнет: требует тренер, а потом ругают родители.
Когда моя дочка занималась большим теннисом, на соседнем корте соревновалась девочка, которая проиграла своей сопернице. Так вот, ее отец – очень известный богатый человек – в наказание повез ее домой в багажнике автомобиля. Мы с дочерью были свидетелями этого происшествия. До такой степени доходит давление родителей на детей ради спортивных побед!
Пример, который у всех на устах: маленького сына олимпийского чемпиона мама тоже растит как будущего олимпийского чемпиона. И я с ужасом думаю: если он не станет чемпионом – какое же у него будет разочарование в жизни. А если станет – еще хуже. У него образуется экзистенциальный вакуум: я всего добился, а как жить дальше? Сейчас, говорят, собираются доживать до 120 лет. А что ему после 17 делать?
«После трех уже поздно»
– Не связаны ли все эти психологические и даже психические детские проблемы с тем, что для достижения какого-то невероятного результата родители стремятся отдать свое дитя едва ли не с рождения во всевозможные кружки и секции? Они не дают ребенку доиграть, расслабиться, перегружают его.
– Это бич нашего времени. Посмотрите интервью знаменитых мам, которые говорят о том, как много они дают ребенку, потому что они фанаты раннего развития. Китайский язык с трех лет (ребенок еще плохо говорит по-русски, но уже учит китайский); в фейсбуке мама гордо показывает медаль ребенка, который победил в семь месяцев в грудничковом плавании. Еще одна известная журналистка гордо рассказывает о том, что ее дети в совершенстве знают по пять языков (а им – 3-4-5 лет).
Читать, считать, заниматься интеллектуальными играми чуть ли не с рождения сейчас считается нормой. В головах у всех сидит мем: «после трех уже поздно». Да, можно научить ребенка читать в три года, только зачем? Что он будет читать? И что он поймет из прочитанного? В этом возрасте гораздо полезнее, когда ребенку читают родители, заодно налаживая с ним эмоциональный контакт.
Наш головной мозг развивается таким образом, что в первую очередь созревают те зоны, которые отвечают за движения, эмоции, чувства. И уже потом включаются лобные доли головного мозга, и тогда можно учить детей читать и считать. Это приходит где-то в шесть-семь лет, как раз когда ребенок должен идти в школу. Насильственное обучение тому, к чему еще не готов мозг, опасно «энергетическим обкрадыванием» тех его зон, которые еще не созрели. А потом «вдруг» мы сталкиваемся с тем, что ребенок ничего не хочет, ничего не может. Все должно развиваться поступательно. Надо относиться к ребенку бережно, развивая то, что ему свойственно.
– А ребенку свойственно играть.
– Конечно! Как говорил Лев Семенович Выготский, ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игра. В игре ребенок спонтанен, эмоционален, активен, не задвинут ни в какие рамки, он может мечтать, пробовать разные роли. Буквально за одну минуту побыть волшебником, врачом, папой, полицейским, водителем. При этом он фантазирует: веточка может быть и ложкой, и лошадкой, и волшебной палочкой Гарри Поттера. Творчество, лидерство, креативность – все это развивается в детском возрасте как раз за счет игры.
Но ничего этого нет в той учебной деятельности, которую сегодня многие родители навязывают маленькому ребенку.
А если нет спонтанной игры, мы получаем безынициативного ребенка, который лишь следует тому, что ему говорят родители.
– А если ребенку самому хочется заниматься, ты видишь, что ему интересно, у него получается?
– Все, что касается групп раннего развития – интеллектуальных, музыкальных, спортивных, то надо смотреть, чтобы ребенок не был погружен в слишком конкурентную среду и занимался с удовольствием. Сейчас существуют кружки ритмики, балета, спортивные секции, которые нужны для того, чтобы ребенок мог двигательно развиваться под руководством опытных педагогов, которые не перегружают его, а проводят занятия в игровой манере. Детям полезно делать то, что им нравится.
– Не могу не спросить: отдавая ребенка в 1-й класс, родители часто хотят найти самую крутую школу. Попасть в нее иногда труднее, чем в МГИМО. Нужно ли это?
– Я считаю так. Первое: лучше найти школу в шаговой доступности. Потому что в этом возрасте сама по себе школа для ребенка – стресс. Добавлять ему еще час-полтора езды по пробкам – дополнительный стресс, который не будет способствовать ни его интеллектуальному, ни физическому, ни эмоциональному развитию. Второй момент: учитель. В начальной школе это самое главное. Попытайтесь встретиться с ним, поговорить. Вам нужен человек, который любит детей. Таких много. Им интересны именно дети, а не кошелек их родителей. И третий момент: атмосфера в школе. Если эти три момента сойдутся, то ребенок попадает в атмосферу заботы, доброты и интереса к нему. Это может быть не самая рейтинговая и знаменитая школа, но та, в которой ваш ребенок пройдет начальные классы с наименьшими потерями. И с большими приобретениями.
Фото: freepik.com