Мигель Паласио — о своей поездке в Семхоз, микрорайон Сергиева Посада, в котором жил и встретил смерть протоиерей Александр Мень.
5 марта 2012 года, во второй понедельник Великого поста, мне удалось вырваться из Москвы, где общественная атмосфера раскалилась от обсуждений президентских выборов, и посетить Сергиев Посад. Если раньше я ездил туда исключительно чтобы помолиться у святынь обители преподобного Сергия, то теперь местом назначения был микрорайон (ранее – поселок) Семхоз, в котором жил и встретил смерть протоиерей Александр Мень (1935-1990).
Этой экскурсией я обязан директору Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерине Юрьевне Гениевой: она пригласила познакомиться с церковно-музейным комплексом, посвященным одному из самых известных российских проповедников и богословов, посла Ирландии в России Филипа МакДону и предложила мне поехать за компанию.
Е.Ю. Гениева знала отца Александра почти всю жизнь: ее бабушка и его мама были подругами. В доме совсем еще юной Кати будущий протоиерей подолгу засиживался в дореволюционной библиотеке, хранившей сотни религиозных книг, и писал первый вариант «Сына Человеческого». Потом судьба развела их. Они сблизились лишь за три-четыре года до кончины священника. Отец Александр стал духовным отцом и другом той девочки, которую, наверное, и не замечал много лет назад, погруженный в работу. Девочка выросла в крупного филолога, переводчика, возглавила одну из ведущих библиотек страны, превратившуюся ее усилиями в центр межкультурного общения. На это административное послушание ее благословил отец Александр.
Екатерина Юрьевна немало сделала и продолжает делать для того, чтобы живой образ ее духовного наставника не забывался, чтобы общество познавало его богатое литературное творчество. Под сенью «Иностранки» и при ее участии опубликованы многие книги отца Александра и труды о нем. В числе последних изданий – биографический альбом «Путь человеческий» (2010), приуроченный к 75-летию со дня рождения протоиерея Меня. Ежегодно в библиотеке проводятся вечера памяти отца Александра. Е.Ю. Гениева инициировала учреждение Международной премии протоиерея Александра Меня, вручаемой за вклад в сближение людей, культур и народов.
Лучший способ узнать человека – побывать у него в гостях. Главным домом пастыря является храм Божий, и поэтому Екатерина Юрьевна поступает логично, привозя интересных людей в Сретенскую церковь в подмосковной Новой Деревне, где отец Александр служил два десятилетия, и Сергиевский храм в Семхозе, возведенный недалеко от его дома и места убийства. Мартовским пилигримом выпало быть руководителю дипломатического представительства Ирландии. 60-летний Ф. МакДона – необычный государственный чиновник. Выпускник Оксфорда, карьерный дипломат, он с 1987 года публикуется как поэт. В 2003 году издал первую книгу стихов. Его сборник «Песня, которую пела иволга» (2010) в 2011 году увидел свет по-русски.
Ф. МакДона – почитатель русской культуры и литературы. Это увлечение нашло отражение в некоторых его очерках, в том числе в эссе об Анне Ахматовой, включенном в «Песню…». Привлекает его и фигура Надежды Мандельштам – писателя, лингвиста, жены Осипа Мандельштама и близкой подруги Ахматовой. Она была как бы связующим звеном между ирландцем и отцом Александром: первый был в курсе, что в круг друзей Надежды Яковлевны входил православный священник, оказавший серьезное влияние на советскую интеллигенцию 50-80-х годов, и захотел побольше узнать о нем.
Мы (Ф. МакДона, Е.Ю. Гениева, ее соработницы и автор этих строк) выехали рано утром и, по счастью избежав пробок, за полтора часа добрались до Семхоза. У врат Сергиевского храма нас ожидал его настоятель – священник Виктор Григоренко. Он – племянник матушки отца Александра, Наталии Федоровны. Помимо богословского, отец Виктор получил художественное и иконописное образование, имеет квалификацию художника-реставратора первой категории. С середины 90-х годов подвизался на клиросе в Сретенской церкви в Новой Деревне. В декабре 1998 года был поставлен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием до диакона. В мае 1999 года им же рукоположен в иерея. С февраля 2002 года – настоятель Сергиевского прихода.
Выйдя из машин, мы были поражены обилием снега первозданной белизны, что в Москве – большая редкость. Отец Виктор вкратце рассказал об истории района, в котором мы находились, – Радонежской дубравы. Здесь в XIV-XV веках шла древняя Переславская дорога, соединявшая Московское княжество и Владимир. По ней ступал преподобный Сергий Радонежский, выбирая, где заложить первый на Руси общежительный монастырь. Тут проходили ученики Всероссийского игумена, покидавшие родную обитель, чтобы организовать монашескую жизнь в других краях. В память о древнем пути воздвигнут поклонный крест из дерева. На заре советской России, в 1929 году, в этой местности возник питомник для выращивания саженцев – «Семенное хозяйство» (сокращенно – Семхоз).
Отец Виктор указал на табличку с надписью «Тропа отца Александра»: «Отец Александр всегда срезал путь и шел не по дороге, а по тропинке между деревьями. И в то роковое утро 9 сентября 1990 года он торопился по этой тропинке на железнодорожную станцию, чтобы доехать до своего прихода в Новой Деревне». Мы приблизились к кресту-божнице, установленному родственниками священника там, где неизвестные совершили на него нападение. У подножия креста теплится лампада, лежат цветы.
«Можно сказать, что почти вся жизнь отца Александра протекла в Радонежской дубраве, – продолжал отец Виктор. – В 1935 году, во младенчестве, он принял крещение в Загорске, здесь вместе с матерью и братом жил в годы Великой Отечественной войны. В 1964 году он поселился в Семхозе, у него был дом. Батюшка служил в подмосковных храмах, окончил Московскую духовную академию, писал книги».
Затем мы осмотрели часовню Усекновения главы Иоанна Предтечи. Казнь пророка и крестителя Господня Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября – в день похорон протоиерея Меня. Часовню соорудили в 1995 году, а через три года она приросла алтарем и притвором. Внутри было холодно. В подсвечниках с песком одиноко стояло несколько потухших свечей. По словам отца Виктора, «часовенка не вмещала всех верующих, поэтому мы решили построить храм». Мы приложились к иконе Иоанна Предтечи, лежавшей на аналое. Нашему примеру последовал Ф. МакДона, прежде перекрестившись на католический манер.
Из часовни мы направились в соседний храм. Его закладка состоялась в десятую годовщину убиения отца Александра – 9 сентября 2000 года. Проект церкви в стиле раннемосковского зодчества первой половины XVI столетия разработал архитектор Ю.В. Серегин. Строительство завершилось в 2002 году. Вскоре на храм были подняты колокола. Войдя внутрь, я подумал, будто попал в греческую церковь: о том говорило оформление, наличие скамеек. Бросилась в глаза и еще одна особенность – кресчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами.
«Тут значительно теплее», – заметил отец Виктор, обращаясь, в первую очередь, к послу, явно одетому не по-зимнему. Он поведал, что алтарную преграду храма в 2004-2005 годах выполнил архимандрит Зинон (Теодор). Сразу стало понятно, почему она отличается от классических иконостасов: упомянутому иконописцу свойственен эклектичный стиль, в котором слились русские, византийские и западно-христианские мотивы. Глядя на непривычно низкие царские врата, господин МакДона сказал, что они похожи на те, что он видел в храмах Суздаля.
Настоятель подвел нас к стеклянной витрине, где размещались три иконы, созданные протоиереем Менем. «Возможно, выбор образов, запечатленных на иконах, обусловлен следующим, – размышлял батюшка. – Архангел Михаил – потому, что он является небесным покровителем сына отца Александра. Иоанн Предтеча – поскольку это особо почитаемый им святой. А апостол Павел был избран из-за того, что так зовут брата автора. Существуют еще иконы, написанные отцом Александром, однако их не более двух-трех».
Помолившись, мы двинулись к дому протоиерея Меня. У калитки вспомнилась страшная картина, которая, благодаря телевидению, прочно осела в моем сознании (несмотря на то, что в 1990 году я был ребенком): смертельно раненый священник, повисший на заборе собственного жилища. Дом оказался деревянным, двухэтажным. В прихожей нас встретила Наталия Федоровна Григоренко-Мень и провела в кабинет мужа. Первоначально, пояснила матушка, здесь находилась терраса. Потом ее достроили и утеплили.
В комнате все осталось так же, как в момент, когда хозяин последний раз поднялся из-за письменного прибора, накрыл печатную машинку расшитой салфеткой, выключил лампу. Перед ним всегда стояла маленькая фотография жены. За спиной его оберегало распятие и вдохновлял бюстик Данте Алигьери.
Наталия Федоровна рассказала, что уговаривала супруга купить новый рабочий стол, но он отказывался. Единственное, на что согласился, – соорудить в столе полки для книг и бумаг. Стены обставлены шкафами с книгами на русском, английском, немецком и других языках.
Разумеется, в кабинете есть красный угол. Ф. МакДона долго рассматривал фигурку Аристотеля. Я же обратил внимание на вырезанную икону преподобного Нила Столобенского – одного из самых любимых мною святых. Слева от иконного уголка – кушетка, над изголовьем которой висит портрет Елены Семеновны Мень, мамы отца Александра, справа – стеллаж с изданиями его трудов. Посол был одарен книгой «Церковь и мы», а я попросил экземпляр «Книги надежды». Наталия Федоровна сделала дарственную надпись: «На молитвенную память об о. Александре Мигелю от Н.Ф. Мень».
Далее мы направились в Культурно-просветительский центр «Дубрава», носящий имя наиболее выдающегося жителя Семхоза. Там постоянно действует экспозиция «Отец Александр Мень: Путь Человеческий». Замечу, что с самого начала экскурсии перевод на английский язык и обратно на русский взяла на себя Е.Ю. Гениева. Справилась она со своей задачей прекрасно и лишь пару раз советовалась со мной о церковных терминах. Но на фразах «Сын Человеческий» и «Путь Человеческий» мы оба споткнулись. Перевести их на иностранный язык, не потеряв тонкой сути, затруднительно. Думаю, что оправданно поступил переводчик ключевой книги отца Александра на итальянский и французский языки Джованни Гуайта (ныне – иеромонах Иоанн), изменив заглавие на «Иисус, Учитель из Назарета». На основе текста этого итальянского писателя и клирика Русской Православной Церкви были подготовлены испанская и португальская версии «Сына Человеческого».
Ирландский посол всматривался в личные и богослужебные вещи, фотографии отца Александра. Представлены на выставке и экспонаты, касающиеся «Катакомбной Церкви», в лоне которой какой-то период пребывал протоиерей Мень и ряд его духовных воспитателей и чад. Большой интерес у дипломата вызвали самиздатовские книги по христианской тематике. «Они печатались на машинке под копирку, поэтому больше пяти-шести копий не выходило, иначе текст был бы совсем бледный», – прокомментировала Е.Ю. Гениева. Ф. МакДона оставил теплую запись в гостевой книге, причем на трех языках: английском, гэльском (оба – государственные языки Ирландии) и греческом.
Трехчасовая прогулка пролетела как одно мгновение. Все ее участники, наполненные впечатлениями, с энтузиазмом восприняли приглашение отца Виктора на трапезу. Великопостный стол был накрыт в уютном приходском доме. За обедом Е.Ю. Гениева поделилась со мной размышлениями об обстоятельствах гибели отца Александра: «Свое первое и последнее выступление перед публикой он провел в нашей библиотеке. В ходе лекции, прочитанной за два дня до убийства, он получил подряд три записки с вопросами: “Вы боитесь смерти?”, “Можно ли убить священника?” и “Можно ли убить муравья?” Значит, убийца или его подельники присутствовали в зале…. Я до сих пор не понимаю, почему отец Александр остановился, когда убийца протянул ему записку, начал читать. Он не был наивным. Получается, он знал этого человека…».
Разделяя боль Екатерины Юрьевны, я, вместе с тем, радовался, что наследие протоиерея Меня оберегается и приумножается. В Сергиевском приходе сохраняется общинный дух, который он культивировал. В его кабинете я чувствовал себя не как в музее, а как в обитаемом помещении. Предметы там не утратили теплоты прикосновения, казалось, что хозяин вот-вот войдет и со своей обычной приветливой улыбкой позовет пить чай. Честно признаться, я недавно открыл для себя труды отца Александра. И визит в Семхоз, общение с людьми, близкими батюшке, послужили мне хорошим ориентиром в паломничестве по его духовному миру.
Читайте также:
Протоиерей Владимир Архипов: связь с отцом Александром никогда не пропадает
Смиренная Церковь: 21 год со дня убийства отца Александра Меня