«В концлагере меня спасли песни». Соломону Дрейеру 98 лет, он продолжает играть на барабанах
Гимны под стук ложек
Соломон Дрейер родился в еврейском квартале Кракова в 1925 году. Его отец был музыкантом и подарил сыну кларнет на восьмилетие. Когда Польша была оккупирована, Солу было 16 лет. Мальчика отправили в концлагерь Краков-Плашув, а позже перевели в другое место, где он ремонтировал автомобильные радиаторы для завода NKF.
Один из заключенных в лагере был кантором; раньше он руководил пением молитв и гимнов в синагоге и на празднествах. Он собрал группу узников, чтобы вечерами вместе петь традиционные еврейские песни.
«Вы кое-что упускаете», — как-то раз сказал молодой Сол товарищам по несчастью. Он присоединился к поющим, взяв две металлические ложки для супа и начав отстукивать ими ритм, сопровождая песни.
— Вот так я и начал играть на барабанах, — рассказывает в интервью прессе 98-летний Дрейер.
Музыка стала отдушиной Дрейера среди бесконечного изнурительного труда и страха смерти — ведь его могли убить в любой момент, сочтя недостаточно трудоспособным или, наоборот, потенциально опасным. Позже юношу перевели в концентрационный лагерь Маутхаузен в оккупированной нацистами Австрии; ему в тот момент уже исполнилось 20. Песни и игра на импровизированных ударных сопровождали его на всем ужасном пути по лагерям; к нему тянулись люди, тайком собиравшиеся петь, играть и слушать.
Единственный выживший
В 1945 году музыкант вместе с другими узниками был освобожден.
— Мир праздновал, а я думал о своих родителях и сестре, о том, как мне их найти, — рассказывает Сол Дрейер.
Позже он узнал, что они больше никогда не встретятся.
Соломон был единственным выжившим в семье: родители и еще около 25 родственников и близких друзей из довоенной жизни были убиты нацистами. Сол верит, что именно музыка помогла ему пережить весь этот ужас.
Дрейер начал выступать, играя на барабанах на юге Италии, во временном поселении для перемещенных лиц Санта-Мария-ди-Баньи. Там он впервые сменил ложки на настоящую барабанную установку.
Случайно встретившиеся вдали от дома музыканты из разных городов и стран играли в основном традиционную еврейскую музыку, иногда добавляя туда популярные польские и итальянские мотивы. По его воспоминаниям, они сыгрались удивительно быстро, и каждый новый человек вливался в коллектив мгновенно. Музыканты играли, а молодые жители поселения танцевали, радовались своей жизни и поминали тех, кто ушел навсегда.
60 лет без барабанов
Соломон Дрейер уехал из Европы в Америку и поселился в Бруклине в 1949 году. Он нашел работу строительного подрядчика в Нью-Джерси, женился на девушке по имени Клара, также пережившей Холокост и эмигрировавшей в Новый Свет. У них было четверо детей; Клара умерла в 2016 году.
Занявшись строительством, Дрейер на более чем 60 лет забросил игру на барабанах: кроме светлых, с ней были связаны и страшные воспоминания, а новая жизнь, семья и работа требовали всех его душевных сил. Позже он переехал в Коконат-Крик, штат Флорида.
В 2014 году Соломон прочитал в газете, что недавно умерла Алиса Херц-Зоммер — знаменитая концертирующая пианистка, которая считалась старейшей из известных людей, переживших Холокост, а также старейшим музыкантом — бывшей узницей. Ей было 110 лет.
Как и наш герой, госпожа Херц-Зоммер занималась музыкой, когда была заключена в концлагерь Терезиенштадт; он был сортировочным и перевалочным пунктом для европейских евреев, направляемых в трудовые лагеря и лагеря смерти. Всю жизнь после этого она несла музыку как знамя мира и выживания. Прочитав статью, Дрейер понял, что хочет подхватить это знамя.
— Я позвонил своей жене Кларе и сказал, что хотел бы сделать что-нибудь в память об этой женщине и подумываю собрать группу из переживших Холокост. Она ответила, что я сумасшедший, — рассказывал Сол Дрейер журналистам.
Затем Сол поделился идеей со своим раввином, и тот отреагировал точно так же, как жена.
Но бывшего (и одновременно будущего!) ударника это не остановило. В конце концов, по его словам, терять ему было особо нечего. Дети выросли, деньги были.
«Я купил совершенно новую барабанную установку и гордо назвался музыкантом. После этого для меня будто бы открылось небо», — пишет Дрейер в заметках о себе.
Музыка во имя мира
В первом составе группы «Выжившие в Холокосте» он собрал аккордеониста, скрипача, гитариста, саксофониста и трубача. Все участники либо сами были в лагерях, либо были детьми переживших войну евреев.
Прошло около 10 лет с момента основания группы. Ее лидеру-ударнику уже 98 лет. Список участников часто меняется; многие из тех, кто начинали с ним, уже умерли, но их место заняли их дети или потомки других выживших.
Группа дала почти 100 концертов по всему миру, исполняя народные еврейские песни в собственных аранжировках. Они сами называют этот жанр «клезмерская музыка»: на этих мелодиях рос в Польше Соломон Дрейер.
Музыканты уверены, что «Выжившие в Холокосте» способствуют объединению людей.
— Моя цель — мир во всем мире и отсутствие антисемитизма, — высказывается по этому поводу Дрейер.
О коллективе «Выживших» сняли документальный фильм, где из текущего состава фигурируют сам Дрейер и аккордеонистка Руби Соснович, также пережившая Холокост.
Группа выступает в домах престарелых и синагогах, банкетных залах и мюзик-холлах, однажды даже играла «Хаву Нагилу» в сопровождении оркестра морской пехоты США в Белом доме в честь Хануки. Сол организует для своих музыкантов концерты не только в США, но и в Израиле, Германии, Польше и даже Бразилии. Кроме того, он читает лекции на уроках истории в школах и колледжах и пишет мемуары.
Обычно в группе выступает от 6 до 8 участников. Один из старейших, кроме самого Сола, участников — 65-летний Хаим Рубинов, дитя выживших, трубач-фрилансер из Корал-Спрингс, Флорида.
— Группа занимает особое место в моем сердце, — сообщает в беседе с корреспондентом Washington Post Рубинов.
Для Рубинова игра в оркестре переживших Холокост — это значимый способ почтить память своих родителей и тех, кто погиб в войне. А еще, по его словам, играть с Дрейером — это огромное удовольствие.
— Это не просто его страсть, это его физическая энергия. Он не обычный 98-летний человек! Наблюдать за ним — удивительно и вдохновляюще. У него миллион историй, и каждый раз, когда я выступаю с ним и он встает и обращается к публике, я узнаю о нем что-то новое, — замечает Хаим Рубинов.
Музыканты признаются, что они редко репетируют: «песни внутри нас», смеются они, поэтому решение о том, что играть, приходит быстро и времени на подготовку нужно всегда мало.
Несмотря на возраст, Дрейер утверждает, что его музыкальная карьера только начинается. Он считает, что современному миру нужны такие живые напоминания о прошлом, как он и его группа. И верит, что они играют во имя мира во всем мире, уважения к разным национальностям и простой человеческой доброты друг к другу.
Источники: washingtonpost, usatoday, youtube, sauldreier