Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В тихой Вифании льются слезы. Дом, в котором так часто бывал Господь, погрузился в глубокую печаль. Умер друг Христов — Лазарь. Умер, и уже четыре дня как погребен. А божественный Друг и Учитель, Который бы мог предотвратить горе или хотя бы смягчить его Своим благостным утешением, ходит где-то по палестинским дорогам и не спешит посетить убитых горем Марфу и Марию. А между тем в их доме собрались многие, чтобы разделить их скорбь и выразить сочувствие. Но вот вышла Марфа во двор. Оказалось, что пришел и Христос с учениками. И Марфа, забыв все, спешит поделиться своей скорбью и высказать Ему затаенную надежду: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»1. И слезы льются из ее очей, с ней плачут многие пришедшие, и Сам Господь, как видно, глубоко печален. «Где вы положили его?» — «Господи! пойди и посмотри», — отвечают Ему2.
Но что это? Учитель плачет, стоя у гроба Лазаря. О чем, о ком эти божественные слезы? О чем Ты плачешь, Господи?.. Эти слезы из-за великой жалости Творца к Своему прекрасному творению — человеку. Он плачет о его падении, о его немощи, греховности, о его бесславной смерти. Эти слезы из-за глубочайшей жалости к страшной участи падшего человека, отчужденного от Бога и обреченного на тление и вечные страдания. Господь плачет по причине неверия, ожесточения, неблагодарности людей, столь дорогих Ему. Он воскрешает мертвеца, а они спешат донести о том синедриону. Он воскрешает человека, а они ищут возможности умертвить Его Самого. Он готов отдать и отдает им все — даже жизни Своей не щадит, а они пребывают в упорном ожесточении, не хотят принять Его искупительной жертвы, хулят крест, покрывают ложью воскресение… Потому Он и плачет.
Предание говорит, что Спасителя никогда не видели смеющимся или улыбающимся, а плакал Он о грешных людях часто — в уединении, в часы ночной молитвы к Отцу. Но на этот раз Он плачет при всех, не скрывая слез… Всего через несколько дней эти люди, свидетели дивного чуда, потребуют Его смерти, станут осыпать Его насмешками, произносить на Него хулу… Слезы льются из очей Спасителя…
«Отнимите камень», — повелевает Он. Марфа возражает: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе». Но Христос со властью повторяет: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? — и произносит торжественные слова: —Лазаре, гряди вон»1.
Мертвец обвязан пеленами, но пелены не удержат того, кого не удержали смерть и ад. Из могилы доносятся шорохи, вздохи… Идет мертвец, обвитый белым саваном — пеленами…
«… Из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже»2. Это ли не радость, огромная радость для всех нас. Над миром занимается тихая, благодатная заря всеобщего воскресения.
«Общее воскресение… уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…»
Общее воскресение! Воскреснут отцы, праотцы, все те, кого мы любили и кто уже ушел от нас в могилу. Воскреснем мы сами, очнемся от смертного сна, обратимся к новой жизни — беспечальной, бесконечной. Радость! Кто же может ее вместить?
Преподобный Серафим Саровский всегда сиял лучами светлого воскресения. «Что ты, радость моя, унываешь, — говорил он дивеевской монахине, — ведь Христос воскрес, Христос воскрес и нас воскресит и приведет с Собою».
И я, дорогие мои, говорю вам: что приуныли, опустили долу очи, чего теряете надежду на спасение? Христос, Спаситель наш, воскресил Лазаря, воскресит Он и наши души и тела в день Судный. Нам грех унывать, дорогие мои. Как некогда «над другом прослезився, Марфины, щедре слезы утолил еси», так и доныне, на все времена «… страстию вольною отъял еси от лица людей Твоих всякую слезу».
Скорбей-то у нас много, и с каждым днем все больше, а терпения нет и веры твердой нет, и мы едва держимся, душой часто впадаем в уныние, в пагубное состояние безверия, безнадежия. Это все так, но не надо унывать, родные мои, даже тогда, когда скорби совсем угнетают, давят, мешают молиться, когда не видно никакого просвета. Знайте, что скорбями испытывает нас Господь, что умножение искушений — знак обильной к нам любви Божией. Господь знает, что все это мы выдержим, вытерпим с верой в Него. Промысл Господень радуется нашему терпению и готовит нам бесконечное утешение. Может быть, Он испытывает нас, как испытал Марфу и Марию, умедлив прийти вовремя.
В тихой Вифании льются слезы… Разве не мог Он предотвратить их, исцелить Лазаря еще до смерти? Мог, но хотел преподать Своим друзьям урок терпения, а затем одарить их неожиданной, нечаемой радостью. Сеющий слезами, радостию пожнут.
Дорогие братия и сестры, по милости Божией мы с вами прошли немалый путь — поприще Великого поста, и над нами уже загорается заря воскресения Христова. Мы счастливы, что дожили до сегодняшнего дня. И хочется верить, что наши постные труды, наши пусть скудные, покаянные слезы Господь претворит в радость прощения, примирения с Собой. Заря воскресения озарит и нашу жизнь, часто скучную, печальную, темную. Так хочется надеяться, дорогие мои, что и слезы всей нашей жизни Господь претворит в радость вечного спасения и блаженства на небе вместе с теми праведниками, которых видел Иоанн Богослов стоящими в сияющих одеждах пред престолом Божиим: «… отрет Бог всякую слезу с очей их…»1.
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Аминь.