В Минобрнауки обсудили, как будет выглядеть учеба в вузах после отказа от Болонской системы
28 октября. ПРАВМИР. Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Алексей Левченко пояснил особенности новой образовательной системы, которая придет на смену Болонской, сообщает телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
В документах будут зафиксированы такие новые подходы:
1. Право выпускников специалитета поступать на бюджетную магистратуру: по приоритетным направлениям, а также при условии сопряженности специальности и магистерской программы.
2. Сохранится двухуровневый формат в общественно-гуманитарных и ряде иных областей. Для критически значимых направлений будут даны рекомендации об использовании специалитета. В целом, у университетов сохранится право выбора.
3. Разрабатывается новый ФГОС, где будут зафиксированы все нововведения: 4+2, 5+1(2), 2+2+2, присвоение нескольких квалификаций, индивидуальные образовательные траектории и т.п.
Президент РАО Ольга Васильева подчеркнула, что есть направления подготовки, где категорически недостаточно четырехлетнего бакалавриата. По ее мнению, принципиально значимой для высшего образования категорией является ядро, т.е. фундаментальные компетенции.
О «ядерных компетенциях» говорили многие выступавшие.
«Пост-Болонская система должна возродить ценности фундаментальной подготовки. Только на ее базе возможна реализация индивидуальных образовательных траекторий, но все формат и уровни образования должны быть сопряжены общим проблемным ядром», — заявили спикеры
Депутат Госдумы Олег Смолин отметил, что переход от специалитета к бакалавриату вызвал обрушение интенсивности образовательной и практической подготовки.
Председатель ВАК Владимир Филиппов заявил, что стандарты и ограничения «придумали мы сами для самих себя», так как Болонский процесс таких рамок не предусматривает. Он назвал ФГОСы избыточными рамками для разработки новых программ, и призвал дать свободу эксперимента тем 60 университетам, которые имеют право учить по собственным образовательным программам.
Обсуждение проходило в рамках конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе», которую организовала Российская академия образования (РАО).