В Москве пройдет выставка «Литургия верных» художника Владимира Киреева
28 октября. ПРАВМИР. «Литургия верных» — так называется выставка художника Владимира Киреева, которая откроется 1 ноября в Музее Победы на Поклонной горе.
Почему прошлое так близко
По словам Владимира Киреева, главная идея выставки – показать зрителям силу и высоту духа русских людей в разные эпохи, во времена войн и мирной жизни.
- Для меня важно, - говорит художник, - чтобы зрители почувствовали себя причастными к нашей великой истории, к нашим предкам, которые созидали наше Отечество из века в век.
Первая работа в этом цикле – «Князь Святослав». Его образ мне близок с самого детства, помню, как рассказывал про него отец, а потом я сам стал читать исторические книги. На этой же выставке — портрет нашего современника Александра Прохоренко, героя России, который исполняя воинский долг, погиб в Сирии.
Для Владимира история страны мыслится как единое целое, она не делится на отдаленные времена глубокой старины и на то, что было совсем недавно.
— На афише выставки – картина «Богатырское поле», на ней – изображение храма в кольчуге. Кольчуга для меня — это особый символ, соединение каждого из нас, все мы — звенья одной кольчуги, мы, ныне живущие, и те, и кто уже ушли в Вечность. Каждый на своем посту: кто-то воин, кто-то пахарь, кто-то врач. У каждого свое место в созидании нашего Отечества. Наша задача в том, чтобы, помня об этом, чувствовать сопричастность к нашей великой истории и ответственность за свою страну, чем бы мы не занимались.
Художник Владимир Киреев Фото: https://vk.com/russian_painterИсторией Владимир интересовался с детства. Много читал, слушал рассказы отца, смотрел фильмы.
— Однажды с отцом мы пошли в Калужский краеведческий музей, — вспоминает Владимир, — там работала папина знакомая, которая предложила: «А хотите я вам шлем древнерусский покажу?» И с этими словами вытащила древний, со ржавчиной шлем из шкафа и надела мне на голову. Можно представить себе, что почувствовал в этот момент мальчишка-дошкольник! То, о чем мы читали в книжках – про далекое, легендарное, про сечи, про мужественных защитников вдруг стало таким близким-близким. Я прикасался к шлему человека, который положил жизнь свою за то, чтобы наш народ остался существовать, чтобы через века родился, в том числе, и я. Теперь я воспринимаю это как некий момент посвящения.
История страны – это всегда история отдельных людей, потому Владимир бережно относится и к истории собственной семьи. Знает, исследует, сохраняет. Как-то в соцсетях вывесил фотографию прадеда-гимназиста и свою – в этом же возрасте. Два удивительно похожих мальчика из разных эпох.
— Это мой прадед, врач. В Великую Отечественную он был начальником медицинского поезда. Я похож на прадеда не только внешне, оказалось, он тоже рисовал. Как-то в коробке со старыми фотографиями я нашел рисунки прадеда – добротно сделанные, хотя он не был профессиональным художником.
Для художника важен диалог со зрителем, для него важно, когда картина подталкивает совершенно незнакомого человека к глубоким размышлениям. Потом зрители пишут об этом в письмах, комментариях. При этом Киреев спокойно относится к случаям, когда какой-нибудь зритель не понял идею картины. Например, один зритель удивился, почему это в картине «Весна сорок пятого» из серии «Хотят ли русские войны» пленный немецкий солдат изображен внешне не отталкивающим?
— Но у меня же не было задачи сделать плоскую агитку, где победитель встал на грудь побежденному и радуется своей победе, – объясняет художник. — Я стремился показать апофеоз войны через взгляды. Взгляд победителя и взгляд побежденного – это два таких разных молодых человека, опаленных войной. Во взгляде советского воина — знание о тех ужасах, которые оставила война на его земле: разрушенные деревни, убитые люди, поломанные судьбы. Но при этом в нем нет ненависти к поверженному врагу. Относиться к пленным по-человечески – в традициях русской армии. Я читал воспоминания о русско-турецкой войне, где говорится, что, когда турки попадали в плен к русским, они ожидали, что с ними будут поступать также, как они поступали с пленными. А им солдаты протягивали миску, сухари, делясь своей едой, приговаривая: «Турка тоже есть хочет». Во взгляде немца – приходящее понимание, что он принес этой войной туда, куда его не звали, и с него, как скорлупа, осыпается теория о сверхчеловеке.
Если говорить о Великой Отечественной – из нашей семьи многие погибли, защищая свою Родину — родной брат дедушки, снайпер, погиб в 19 лет под Орлом, три его двоюродных брата сгорели в танке…
Помня о них, я не забываю и всех других, павших и вернувшихся, воевавших во время Великой Отечественной и гораздо раньше, поднимавших страну в мирное время. Мы должны нести в своем сердце благодарность к каждому, кто сделал свой вклад в становление нашей Родины.
О художнике: Владимир Киреев родился 8 июля 1984 в Калуге. В 2011 окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Член Союза Художников России.