В Москве прошла научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления»
24 февраля. ПРАВМИР. 21 февраля 2012 года по благословению председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась научная конференция «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления», сообщает Патриахия.ru по материалам сайтов Богослов.ru и «Церковный вестник».
В мероприятии приняли участие представители духовных и светских учебных заведений и научных центров — специалисты в сфере богословия, церковной миссии, истории, культурологии, японоведения. Гости и студенческо-преподавательский состав Николо-Угрешской духовной семинарии получили возможность пообщаться во время конференции с родственниками святителя Николая, которые специально посетили в этот день духовную школу.
В ходе встречи был организован телемост с Японией, во время которого к участникам конференции в режиме реального времени обратился Предстоятель Японской Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Владыка, в частности, сказал: «Святитель Николай Японский оставил действительно удивительные дары духа в Японии. Этот дух и ныне жив в Японской Церкви и в японском обществе, и мы надеемся, что он будет сближать наши народы и впредь. Хотелось бы, чтобы и вы тоже хранили в себе этот дух, который способствует взаимопониманию между нашими странами. Все мы, я думаю, согласны, что Николай Японский положил основу тесным взаимоотношениям между нашими странами, которые являются не только ближайшими соседями, но которых теперь соединяет эта общая духовая традиция. Ведь в основе этого духа лежит не политика или экономика, а любовь, и именно она позволяет затронуть наиболее глубокие стороны человеческого существования, человеческой личности».
В ответном слове от лица собравшихся в Николо-Угрешской семинарии ректор учебного заведения игумен Иоанн (Рубин) поблагодарил владыку Даниила за участие в видеомосте, в продолжение которого член оргкомитета конференции Н.В. Садовский в кратком докладе сообщил об истории обнаружения места рождения святителя Николая Японского.
Клирики Воскресенского кафедрального собора Токио протоиерей Савва Онами, священник Иоанн Оно и иеромонах Герасим Шевцов в ходе видеомоста рассказали о значении наследия равноапостольного Николая для современной Японии и о современном состоянии Японской Православной Церкви.
Во второй части конференции во время следующего сеанса видеосвязи настоятель храма в честь Воскресения Христова в Хакодате священник Николай Дмитриев поведал об интересных страницах истории первого христианского храма в современной Японии и ответил на вопросы собеседников о жизни его прихода.
Участники конференции заслушали приветственные обращения, направленные председателем Синодального миссионерского отдела архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, председателем Учебного комитета, ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением, главой Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. От лица председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона собравшихся приветствовал священник Алексий Яковлев. С приветствиями также выступили наместник Николо-Угрешского монастыря игумен Варфоломей (Петров), наместник Иосифо-Волоцкого монастыря игумен Сергий (Воронков), представители Николо-Перервинской духовной семинарии.
По словам профессора Института стран Азии и Африки при МГУ В.П. Мазурика, несмотря на то, что по масштабу личность просветителя Японии сопоставима с личностями святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и святого праведного Иоанна Кронштадтского, в России святитель Николай «до сих пор Великий Неизвестный». «Кроме Японии, святитель Николай больше известен в Южной Африке, там есть посвященное ему братство. Его хорошо знают в Греции и в США. Нам еще только предстоит оценить актуальность этой личности для России», — отметил ученый.
Профессор рассказал, что святитель Николай начал свое служение в Японии, когда за принятие христианства человека в этой стране могли казнить — таковы были последствия миссионерской деятельности католических и протестантских проповедников. Святой сумел сохранить уважение к Православию в Японии и в период осложнения политических отношений между странами, в частности во время русско-японской войны.
«Его можно считать родоначальником института переводчиков с русского языка (в Японии — ред.). Это заслуга святого, что японцы открыли кладовую русской классической литературы. Он за пять-шесть лет перевел на японский Священное Писание, а затем и богослужебные тексты, причем обладая скудными ресурсами и имея в помощниках всего одного ученика, — продолжил В.П. Мазурик. — Японцы до сих пор служат Божественную литургию, переведенную своим просветителем».
По мнению игумена Иоанна (Рубина), уникальность опыта святителя Николая Японского еще и в том, что «японцы приняли Православие как свою родную религию, а не как что-то чуждое, принесенное извне». «Он основал Японскую Православную Церковь, которая сохранилась независимо от революций в России и в период гонений на православных в Японии, создал миссионерскую сеть, говоря современным языком, из мирян, которые разнесли зерна веры по всей стране. И нам еще только предстоит оценить вклад этого выдающегося человека в Православие», — сказал отец Иоанн.
Для участников конференции была организована презентация редких фотографий, собранных исследовательницей Г. Бесстремянной, и выставка фоторабот журналиста и писателя Н. Клевалиной, посвященных Православию в современной Японии.
Подводя итоги форума, ведущий конференции проректор Николо-Угрешской семинарии В. Духанин еще раз подчеркнул актуальность изучения миссионерского и духовного опыта святителя Николая Японского, которое следует активно продолжать.