В школе случилась трагедия. Как говорить об этом с ребенком?
— Об этом точно нужно поговорить. Для начала — узнать, что сам ребенок думает, какие эмоции переживает, как справляется с этим. Многое зависит от возраста. Младшие могут в это не включаться; если умер их старший товарищ, стоит поговорить с ребенком про его ощущения и отношение к человеку, которого не стало. Подростки — другое дело. Скорее всего, они обсуждают случившееся между собой. Поэтому и разговор с родителями им нужен.
Что говорить самому родителю — универсального рецепта нет, кроме как тактично и серьезно выразить собственное отношение к вопросу; честно, правдиво высказаться, опираясь на свои принципы, убеждения, веру, возможно. Если начать в обсуждении жизни и смерти говорить что-то несвойственное себе, какие-то дежурные слова, ребенок почувствует фальшь, а это сейчас совсем не то, что ему нужно. У взрослых есть опыт и мнение. Вот их и следует транслировать.
Как правило, лучше говорить о таких вещах один на один, а не в широком кругу семьи. Если не уверены в своих силах, можно попробовать выбрать другого родителя или родственника. Отношения в семье складываются по-разному, стоит объективно посмотреть, с кем более доверительные.
А если погиб одноклассник?
Потеря человека, горевание — это процесс, который требует времени. Говорить об этом через час после того, как узнали о случившемся, может быть, еще неактуально, потому что ребенок не осознал. Лучше выдержать паузу.
Но обязательно надо сказать, что вы готовы поговорить с ним про это. Даже если нет никаких историй, связанных с умершим, быстро облегчение может и не наступить.
Возможно, стоит обратиться за консультацией к психологу.
Как учителя говорят с детьми о таких случаях?
Если случилась беда, то сотрудникам школы нельзя ее замалчивать. Скорость распространения информации в нашем мире такова, что утаить ничего невозможно. Пусть лучше преподаватели, все обдумав, расскажут детям о трагедии. Это лучше, чем дети будут домысливать, искать виноватых, предпринимать свои действия. Так что не устраняться — главная рекомендация.
У меня были подобные ситуации в практике — погиб ребенок. Кто-то из одноклассников по этому поводу иронизировал, а кто-то, наоборот, серьезно переживал. Потеря человека — это страх. В такой ситуации нужна поддержка людей, которые меньше боятся или больше понимают в происходящем. И в семье, и в школе. Это касается всех тревожных и пугающих событий в целом, вплоть до пандемий и финансовых кризисов.
Ирония и эпатаж на тему смерти — как реагировать?
Шутки на тему смерти у ребенка — это защитная реакция его психики, которая не осознает, что такое смерть. Эта тема, непознанная, страшная и воспетая многократно в искусстве и поп-культуре, привлекает.
Отсюда появлялись раньше эти «группы смерти», «мертвые страницы» — родители этого очень боялись, когда создавались группы в соцсетях, куда выкладывались страницы умерших людей. Причем просто умерших — неинтересно, обычно какие-то из ряда вон выходящие случаи. И дети этим интересуются, потому что в психологии заложена тяга к пониманию. Обостренный интерес, конечно, нездоров, но это все еще не план суицида.
Если ребенок шутит о собственной смерти, неплохо прямо спросить, к чему такие разговоры: так вы как минимум что-то узнаете. Прямо сказать, что родителю такое тяжело слышать, потому что ребенок ему дорог — это тоже хорошо. Причем шуточки, если ничего не случилось еще, и шуточки, если уже случилось — это два разных контекста, стоит делать на них поправку.
Был такой старенький «Ералаш»: ученик умер, у гроба рыдает учительница Марьванна, которая поставила ему двойку, а он встает и говорит — ага, мол, Марьванна, вот видите, как плохо без меня! И это хоть и юмор, но далеко не все дети и даже старшие подростки понимают, что после смерти они в этом мире уже точно ничего не продолжат, не поменяют, не получат все, ради чего они живут, не смогут делать то, что хочется.
Если настойчиво долбить подростка на тему «так не надо делать», это чаще всего вызывает обратный эффект. Возраст такой, исследовательский.
Тут важно, чтобы сам взрослый не боялся уверенно и спокойно говорить на эту тему. Объяснил, что никто не сможет «перезапуститься», как в компьютерной игре, и все те люди, с которыми было хорошо, которые приносили удовольствие, которые были взаимно дороги, будут очень плохо себя чувствовать. Желания и мечты никогда не сбудутся, будущего не будет, а для родных и близких оно сильно изменится в худшую сторону. Вот о чем-то таком стоит поговорить.
Если семья верующая, то на тему «не ты жизнь давал, не тебе ее и прерывать» можно побеседовать и в аспекте веры. И подростки нередко находят контакт со священниками.
Как понять, что моему ребенку нужна помощь?
Строгого списка поведенческих паттернов, конечно, не существует. Подросток может прятаться в комнате, скрывать свои переписки, бродить по вечерам один в темноте потому, что ему очень плохо и он на грани, а может и не поэтому. Но есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
- Отсутствие планов на будущее. Дети нередко живут одним днем, но мечтать все-таки мечтают, планы строят. Если уже неважно, что там с предстоящей контрольной, с концертами любимой группы в будущем году, неинтересно, куда поедем летом и пойдем на праздники — это очень тревожный симптом. Если будущее совсем не интересует, может быть, он уже не считает, что оно наступит.
- Сознательное снижение качества своей жизни. Раньше любил компьютерные и мобильные игры, а теперь энтузиазм пропал, вкусная еда не радует, приводить себя в порядок не хочется, новые вещи не нужны, развлечения не интересуют. Это заметные признаки угнетенного состояния.
- Самое очевидное: алкоголь, наркотики. Вещества, влияющие на сознание, расшатывают его и могут быть как причиной, так и следствием угнетенности, замкнутый круг получается.
Что может вызвать расстройство? Много что. Стресс при резкой смене обстановки, например. Несчастная любовь. Если знаете, что творится в жизни ребенка, и видите симптомы, значит, пора решительно вмешаться, пока не поздно. И ни в коем случае не обесценивать переживания и беды.
Друг рассказал подростку о суицидальных мыслях, но просит сохранить в тайне. Как быть?
Нужно профилактически поговорить с детьми о том, что важнее: сохранить тайну и потом жить с чувством, что мог что-то сделать и не сделал, или наоборот. Обсуждая жизнь и смерть, поднимать вопрос о том, как жить, если мог спасти, но не спас, стоит. Друг в любом случае будет потерян, но если жив, то со временем можно будет помириться. А если друг совершит непоправимое, его будет уже не вернуть.
Подростки ценят искренность. Он может сам поговорить с другом, почему тот сказал об этом; о том, как тяжело жить с такой тайной, и каково будет, если его не станет, честно сообщить, что расскажет о планах, чтобы их предотвратить.
А кому говорить, если подросток считает нужным рассказать — своим родителям, чтобы передавать ответственность на уровень взрослых. Взрослые дальше могут сообщить в школу, педагогам, родителям друга. Должно быть разделение. Ребенок не должен нести ответственность за жизнь другого человека, даже если он уже считает себя почти взрослым.
Как понять, какие перед нами намерения и насколько они серьезны, это другой вопрос. Если подросток находится в состоянии аффекта и не очень понимает, что он делает, а потом успокаивается и говорит, что ничего не помнит, это точно «звоночек» для товарищей и взрослых, которые это заметили. И повод пройти психологическую диагностику. Насколько может себя контролировать, какие триггеры — двойка, неудачи в личной жизни, в хобби.
Фото: pexels.com