В июне митрополит Волоколамский Иларион в присутствии министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой, руководства Рособрнадзора и ректоров МГУ и МПГУ вручил дипломы рекордному выпуску Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия за все время ее существования. О своих целях, задачах и устремлениях в интервью пресс-службе ОЦАД рассказали ее преподаватели и их слушатели.
«В наших храмах мало человеческого общения»
Почему люди уходят из Церкви, едва придя в нее? Почему в больших храмах такие маленькие общины? Нехватка взаимосвязей и простого человеческого общения – так считает в своей посвященной социальному капиталу в Русской Церкви работе единственная женщина на всем выпускном курсе Елена Сафонова.
Понятие «социальный капитал» было введено в социологию в 1980 году и описывает, взаимодействие людей и преимущества, могущие возникнуть в его ходе, в общих чертах — ресурсы, которые заложены внутри отношений с окружающими людьми. По ее словам, сегодня в православных общинах он катастрофически мал.
«Я исследовала связи между людьми, которые существуют на приходе, и поняла, что они практически отсутствуют, то есть приход может быть большим, но костяк его – совсем маленьким. Это существенная проблема для Церкви, многие люди не находят своего места и просто из нее уходят. Когда нет связей, нет тепла, человек не чувствует, что он нужен», — считает Сафонова.
Эти связи нужно строить, необходим человек, который постоянно смог бы общаться с прихожанами и знать, чем каждый из них может помочь в каждую конкретную минуту. «Вовремя подошедший с какой-то просьбой человек – это очень важно, потому что каждый хочет чувствовать свою нужность, чтобы его заметили, услышали, чтобы просто спросили его мнение. И тогда приход сможет стать одной большой семьей, где не учат жить, но где проходит жизнь, в которую все включены», — уверена она.
В то же время, утверждает Елена, это бремя не может нести настоятель храма, хотя многие из них убеждены в том, что доверить его больше никому нельзя. «Даже в первохристианских общинах были специальные “активные люди”, которые занимались распределением помощи бедным, заключенным, помогали своим. Это и сейчас должны быть такие “активные прихожане», и тогда со временем ситуация изменится», — заключает выпускница ОЦАД.
По исследованиям западных фондов, социальный капитал российского общества мал. Согласно мировому опросу ценностей, только 23 % россиян склонны доверять окружающим, в то время как в Швеции эта цифра превышает 70%.
«Богословие нужно всем»
Богословие будет изучаться в главном университете страны, споры вокруг его места в образовательной системе улягутся, а защита первой диссертации в этой сфере стала «духовным праздником для всей России», считает заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, член экзаменационной комиссии ОЦАД протоиерей Лев Семенов.
Кафедра теологии МГЛУ готовит студентов по программам бакалавриата и магистратуры, сейчас в общей сложности на ней обучаются около 70 студентов. Учебная программа приближена к стандартам духовных школ, правда, количество литургических предметов меньше, зато скоро будет преподаваться новогреческий язык.
«Богословие нужно всем. Историкам, филологам, математикам, физикам, химикам. К сожалению, не все до недавнего времени это понимали, но это следствие элементарной неосведомленности. Критики, к сожалению, совсем не представляют себе ни церковной жизни, ни задач и интересов Церкви и церковного люда, и по каким-то стереотипам мышления, унаследованным со времен богоборческой власти, продолжают следовать этим паттернам почти автоматически», — делится священник.
Он напоминает, что «не хватило бы пальцев рук» перечислить глубоко верующих людей, оставивших огромный след в разных отраслях науки, а каждый, кто сталкивался и с наукой, и с религией, прекрасно понимает, что между ними нет никакого противоречия.
«Полемика ведется зачастую очень поверхностными по складу ума людьми, хотя они могут быть прекрасными специалистами в своей области. Но – им не хватает какого-то общего кругозора, общей культуры мысли, если угодно. И при этом внутренний динамизм этой полемике задается т крикливостью, бранчливостью, нервозность, нервичностью. Я не сомневаюсь, что все уляжется, встанет на свои места, и теология станет занимать свое достойное место в ряду других областей, как у нас до революции и как сейчас в старой Европе», — считает протоиерей.
Отец Лев не сомневается, что одним из мест, где будет преподаваться теология, станет и Московский университет. В декабре его ректор присутствовал на церемонии закладки нового домового храма святых Кирилла и Мефодия рядом с университетским комплексом на Воробьевых горах. С инициативой его возведения выступили сотрудники и студенты университета.
«Ректор МГУ, ряд деканов его факультетов, многие ученые – это люди, которые отличаются широтой взглядов, являются православными людьми, прекрасно совмещающие свои большие достижения со здравым пониманием того, что есть духовное начало», — заключает он.
«Голос Церкви слышен в Европе»
«Мой выбор сложился уже в юношеские годы — меня привлекало жертвенное служение священнослужителей, то, как они отдают всю свою жизнь на служение Богу. Мне хотелось подражать этому опыту, даже зная, что этот опыт требует концентрации всех сил – и физических, и интеллектуальных», — рассказывает Владимир Панич, защитивший магистерскую работу по отношениям Русской Церкви с международными организациями на примере взаимодействия с Советом Европы. Примечательно, что буквально на днях на купол православного храма Всех Святых в Страсбурге был поднят золотой крест.
«У нашей страны сейчас достаточно напряженный период отношений с Европой, но я думаю, что мы все преодолеем… Я чувствую, что голос Церкви востребован на пространстве Европы, востребована ее позиция, потому без опоры на нравственные идеалы невозможно гармоничное развитие общества», — считает он.
По его словам, представительство Русской Православной Церкви в «сердце Европы» уже стало культурным и притягательным центром, площадкой, на которой все чаще поднимаются ключевые вопросы прав человека, в том числе его прав на исповедование и защиту своей веры.
Храм Всех святых расположен в живописном районе Страсбурга, где сливаются река Иль и канал Марн, в десяти минутах ходьбы от важнейших европейских институтов — Совета Европы, Страсбургского суда по правам человека и Европарламента.Белокаменная церковь возводится в традициях русской северной шатровой архитектуры. Шатровый стиль, зародившийся на Руси в XVI веке, представлен в Москве такими жемчужинами архитектуры, как ансамбль храма Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного на Красной площади
«Я жду каждый учебный год со внутренним волнением»
Объяснить, как устроена мировая политика, что ждать от политических процессов и глобализации и как могут повлиять на нее события, подобные исторической встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре пытается преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук, доктор юридических наук, профессор Алексей Кожемяков.
«Я каждый год жду с внутренним волнением, и каждый раз наибольшее впечатление на меня производит многообразие состава слушателей – как многообразие их происхождения, языков, на которых они говорят, так и разнообразие их опыта. Они чрезвычайно восприимчивы, здесь почти не встречаешь равнодушия», — отмечает профессор.
По его словам, в ОЦАД каждый может найти «дух взаимной дружбы, человеческую доброту и гармонию внутренних отношений», а высказывания о том, что через признание государством теологии научной специальностью Церковь станет «цензором Академии наук», являются алармизмом.
«Речь ведь идет не о появлении теологии, а о восстановлении такой дисциплины в спектре дисциплин, которые всегда присутствовали в российском академическом сообществе. Русская Церковь всегда была и остается очень важным субъектом и общественной жизни, и внешней политики, хотим мы этого или не хотим», — подчеркнул Кожемяков.
Красноречивым фактом признания этой значимости могут стать даже годы гонений и репрессий в отношении верующих в советские годы, своего рода «признанием через отрицание». При здравом понимании этой роли, а не полемике о том, что Церковь будет контролировать Академию Наук и ВАК, мы сможем смотреть на будущее с оптимизмом. Церковь была, есть и должна будет присутствовать в академической среде для научной подготовки теологов», — завершает беседу преподаватель.