В Нягани состоялся спектакль, посвящённый профилактике наркозависимости
В театре Ханты-Мансийского города Нягань состоялась премьера спектакля «Пять – двадцать пять» режиссера Сергея Бердского по пьесе московского автора Данилы Привалова. Основная цель постановки – помочь зрителям прочувствовать внутренние душевные страдания и искания наркозависимых, а также всю глубину их жизненной трагедии.
По мнению рецензентов спектакля, специально приглашённых на премьеру из Екатеринбуга, постановка соответствует самым высоким критериям профилактики зависимостей. Несмотря на канонические изъяны в режиссёрских фантазиях загробного мира, в спектакле прозвучали очень важные мысли. В частности, в постановке приводится сцена из прошлого главного героя, где он, начинающий наркоман приходит в праздник Пасхи к своим «товарищам по несчастью», уже попробовавшим с утра изрядную долю анаши и предлагающим ему сделать то же самое. «Нехорошо, ребята, ведь сегодня Христос воскрес», – ответил он им. Именно эта мысль и стала ключевой идеей спектакля. Перед прыжком с крыши героя пытался удержать его друг-наркоман, кричащий ему вслед «Надо жить». По мысли автора, эти две фразы невольно связываются: «Надо жить, потому что Христос воскрес». В конце автор действительно реанимирует своего героя, и у него появляется возможность начать жизнь с нового листа.
– О профилактике зависимости в этом спектакле можно говорить, как о чем-то вторичном, – считает врач-психотерапевт Вячеслав Боровских. – Главное – это попытка авторов, рассказывая о жизни наркоманов, подняться на небесную высоту их душевных терзаний. Для успеха спектакля такой подход имел решающее значение. В зале не осталось ни одного равнодушного зрителя. И взрослые, и дети переживали происходившее на сцене, как особое событие своей жизни, о чём потом рассказывали с необычайным воодушевлением. По сути, постановка получилась пасхальной.
За спектаклем последовал круглый стол, на котором постановку обсуждали депутаты, психологи, врачи-наркологи, представители Управления образования и другие специалисты. На обсуждении присутствовали даже адресаты пьесы – няганьские школьники. К сожалению, не все специалисты смогли увидеть духовную составляющую спектакля, а один из участников круглого стола даже посетовал по поводу того, что главный герой остался жив. Особенно удивительно, что недовольный оказался директором школы, в которой уже произошло ранее групповое самоубийство подростков.
Однако, по словам участников, главный успех спектакля выразился в том, что его идею прекрасно поняли те, кому он был предназначен, а именно, представители молодёжи. Когда один из наркологов стал делиться своим опытом проведения профилактических лекций, на которых он рассказывает детям о наркотиках вперемешку с анекдотами «для поддержания авторитета», одна из присутствовавших на мероприятии школьниц заявила, что подобные лекции уже давно надоели подросткам, и им нужно услышать что-то, что действительно отвечает их внутренним запросам.
– Для успешного спектакля нужен талантливый режиссёр, талантливый сценарист и актёры, которые смогли бы сыграть так, чтобы дети им поверили, – поясняет Вячеслав Боровских. – Здесь всё это имело место, и потому эффект был очень сильным. Ведь язык театрального действия обладает уникальными возможностями. Он может совершить переворот в душе человека, заставить пережить и боль, и стыд, и радость, и надежду. Театр может оказывать мощнейшее воспитательное воздействие на умы и сердца подрастающего поколения. Вероятно, сегодня говорить во весь голос о любви и ненависти, жизни и смерти, радости и страданиях и на языке чувств и вызывать ощутимый резонанс в душах людей, пробудить интерес к жизни способен только театр.