В опасности ли «Троица»?
В сентябре 2008 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих. Затем Патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки, сообщает агентство РИА новости.
Некоторые из корпорации музейных работников «возмутились самой идеей просьбы».
Священник Владимир Вигилянский руководитель пресс-службы Московской патриархии напомнил, что Рублев писал «Троицу» не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Разгоревшийся вокруг временного переноса святыни в родную обитель конфликт, по словам Вигилянского, поднял очень серьезную проблему. В Третьяковской галерее находится 8 тысяч икон — лучших икон, собранных из церквей, в залах вывешены 100-200. «Значит, тысячи икон находятся в тюрьме, нигде и никогда не выставляются. А я точно знаю, что там есть чудотворные иконы. Они в темноте, на железных полозьях, на расстоянии 10 сантиметров смотрят друга на друга. Это самая страшная тюрьма», — сказал собеседник агентства.
«Надо искать компромисс взаимоотношений с музеями», — отметил руководитель пресс-службы патриархии. И Третьяковка, по его словам, как раз показывает пример: на протяжении 14 лет предоставляет Донскую икону Божией Матери в день ее праздника, 1 сентября, — для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы.
Отец Владимир Вигилянский подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея и никто не хочет, чтобы они пострадали при переносе. «Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований», — убежден представитель РПЦ.
Собеседник агентства особо отметил, что «теперь научились делать ковчеги, где сохраняются необходимые влажность и температура». Церковь, государство и представители музеев, по его словам, могут сесть за стол переговоров и решить, как устроить так, чтобы иконы переносились в этих ковчегах.
Переговоры о предоставлении иконы на три дня в Троице-Сергиеву лавру начались в сентябре. В течение дальнейшего периода проходили заседания с привлечением специалистов и экспертов по древнерусской живописи, где обсуждались возможности бережной транспортировки иконы. Также было проведено обследование Лавры для предотвращения возможных рисков.
В результате в музейном сообществе появились противники самой идеи перемещения «Троицы» за пределы Третьяковки.
Так, в среду в блоге старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна появилось сообщение, критикующее позицию руководства о возможности временной выдачи иконы в Лавру.
В настоящее время за пределами музея экспонируются две иконы из собрания ГТГ — Владимирской Божьей матери в Музее-храме Святителя Николая в Толмачах и Донской Божьей матери в Донском монастыре в дни храмового праздника.
Священник Димитрий Карпенко, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с
Сегодня полемика из разряда того, можно ли перевести икону «Троицы» прп. Андрея без риска для ее дальнейшего бытия переросла в другое русло — «а зачем это надо?». Давайте на время оставим за скобками техническую возможность перевоза иконы за 70 километров от Москвы, поговорим немного о другом. Действительно, тем кому это «не надо», никогда не понять, для чего иконы приносятся в храмы для поклонения. Такому человеку совершенно не понять и не объяснить для чего, к примеру, икона русского рассеяния Курская Коренная приносится не только в храмы и монастыри Русской Зарубежной Церкви, но даже в дома православных христиан. Можно было бы сказать — довольствуйтесь копией! Вы же не идолопоклонники! Есть репродукция — и достаточно — главное молиться! И действительно, что главное молиться, но если есть возможность помолиться перед чудотворным ликом аутентичной иконы, какой православный христианин будет ее избегать?
Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери. Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться «к тому самому образу»?! Молитесь перед списком и будьте спокойны! И ведь действительно, есть возможность молиться и перед списком, и даже совсем без каких-либо списков. Но если такая возможность есть — зачем ее избегать? Но, видимо, Монреальскую икону Божией Матери просто во время не поместили в музейную клетку, поэтому «церковники» и не смогли сохранить этот образ для последующих поколений.
Православное предание учит нас всегда и во всем следовать святым отцам. Возможно, что святые и писали что-то о «богословии музеев», не знаю, даже если и не писали ничего, не будем отрицать, что музеи, по промыслу Божиему, в безбожные времена стали приютом для православных святынь, и подчас люди совершенно неверующие, но чуткие к прекрасному сделали очень многое для их жизни сегодня. Поэтому понятно желание музейных работников сохранить у себя то, что во времена безбожия стало их достоянием, но давайте поймем и православных христиан, для которых желание молиться перед святынями естественно и понятно. И ситуации на местах на самом деле разрешаются с обоюдным согласием сторон, так есть в Толгском монастыре, где хранится Толгская икона Божией Матери, в нашем кафедральном соборе местный музей отдал на хранение евхаристический набор изготовленный к прославлению святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году, который сегодня используется «по назначению» каждое воскресное и праздничное богослужение, оставаясь собственностью музея. Там где есть понимание — есть и результат.
Подготовлено по материалам www.rian.ru http://otez-dimitriy.livejournal.com/
Читайте также:
Преподобный Андрей Рублев, Иконописец
Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Икона учит нас быть свободными во Христе
Отец Павел Флоренский говорил, что если есть Троица Андрея Рублева, значит, есть Бог. Настолько правдиво и убедительно это свидетельство. И важно, чтобы всякая икона приближалась к этому свидетельству. Чтобы созерцая образ святого, мы не сомневались, что через этот образ сможем обратиться к святому, чтобы, как говорил Василий Великий, мы восходили к первообразу в молитве.
Почитание Икон в Православной Традиции
Как же тогда понять четвеpтyю из десяти Моисеевых заповедей — «не делай себе кyмиpа и никакого изобpажения того, что на небе ввеpхy, и что на земле внизy, и что в воде ниже земли»? Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбоp?
Икона на чашке, матрешке; икона — как часть интерьера?
На центральной улице Egnatia бросилось в глаза довольно большое количество магазинов церковной утвари, в России такое встретишь не часто. В витринах – книги, лампады, иконы и… деревянные коряги, на которых прописаны лики святых. Своим недоумением я решила поделиться с иконописцем Евгенией Малушиной, которая живет в Греции уже много лет.