Главная Общество Аналитические обозрения

В опасности ли «Троица»?

Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери. Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться «к тому самому образу»?!

В сентябре 2008 г . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили возможность временного принесения иконы в Троице-Сергиеву лавру для поклонения верующих. Затем Патриарх направил соответствующую просьбу директору Третьяковки, сообщает агентство РИА новости.

Некоторые из корпорации музейных работников «возмутились самой идеей просьбы».

Священник Владимир Вигилянский руководитель пресс-службы Московской патриархии напомнил, что Рублев писал «Троицу» не для музея, а именно для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Разгоревшийся вокруг временного переноса святыни в родную обитель конфликт, по словам Вигилянского, поднял очень серьезную проблему. В Третьяковской галерее находится 8 тысяч икон — лучших икон, собранных из церквей, в залах вывешены 100-200. «Значит, тысячи икон находятся в тюрьме, нигде и никогда не выставляются. А я точно знаю, что там есть чудотворные иконы. Они в темноте, на железных полозьях, на расстоянии 10 сантиметров смотрят друга на друга. Это самая страшная тюрьма», — сказал собеседник агентства.

«Надо искать компромисс взаимоотношений с музеями», — отметил руководитель пресс-службы патриархии. И Третьяковка, по его словам, как раз показывает пример: на протяжении 14 лет предоставляет Донскую икону Божией Матери в день ее праздника, 1 сентября, — для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы.

Отец Владимир Вигилянский подчеркнул, что церковь заинтересована в сохранности икон не меньше музея и никто не хочет, чтобы они пострадали при переносе. «Никто не требует: дай и все! Безусловно, это нужно делать с соблюдением всех самых строгих требований», — убежден представитель РПЦ.

Собеседник агентства особо отметил, что «теперь научились делать ковчеги, где сохраняются необходимые влажность и температура». Церковь, государство и представители музеев, по его словам, могут сесть за стол переговоров и решить, как устроить так, чтобы иконы переносились в этих ковчегах.

Переговоры о предоставлении иконы на три дня в Троице-Сергиеву лавру начались в сентябре. В течение дальнейшего периода проходили заседания с привлечением специалистов и экспертов по древнерусской живописи, где обсуждались возможности бережной транспортировки иконы. Также было проведено обследование Лавры для предотвращения возможных рисков.

В результате в музейном сообществе появились противники самой идеи перемещения «Троицы» за пределы Третьяковки.

Так, в среду в блоге старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГТГ Левона Нерсесяна появилось сообщение, критикующее позицию руководства о возможности временной выдачи иконы в Лавру.

В настоящее время за пределами музея экспонируются две иконы из собрания ГТГ — Владимирской Божьей матери в Музее-храме Святителя Николая в Толмачах и Донской Божьей матери в Донском монастыре в дни храмового праздника.

Священник Димитрий Карпенко, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), секретарь Белгородского епархиального управления, постоянный автор портала «Правмир» прокомментировал сложившуюся ситуацию:

Сегодня полемика из разряда того, можно ли перевести икону «Троицы» прп. Андрея без риска для ее дальнейшего бытия переросла в другое русло — «а зачем это надо?». Давайте на время оставим за скобками техническую возможность перевоза иконы за 70 километров от Москвы, поговорим немного о другом. Действительно, тем кому это «не надо», никогда не понять, для чего иконы приносятся в храмы для поклонения. Такому человеку совершенно не понять и не объяснить для чего, к примеру, икона русского рассеяния Курская Коренная приносится не только в храмы и монастыри Русской Зарубежной Церкви, но даже в дома православных христиан. Можно было бы сказать — довольствуйтесь копией! Вы же не идолопоклонники! Есть репродукция — и достаточно — главное молиться! И действительно, что главное молиться, но если есть возможность помолиться перед чудотворным ликом аутентичной иконы, какой православный христианин будет ее избегать?

Видимо и святой мученик Иосиф Муньос совершенно не понимал смысла православного иконопочитания, когда путешествовал по всему миру с чудотворной Иверской Монреальской иконой Божией Матери. Можно было бы воскликнуть, вторя сегодняшним критикам, что за язычество, стремиться прикоснуться «к тому самому образу»?! Молитесь перед списком и будьте спокойны! И ведь действительно, есть возможность молиться и перед списком, и даже совсем без каких-либо списков. Но если такая возможность есть — зачем ее избегать? Но, видимо, Монреальскую икону Божией Матери просто во время не поместили в музейную клетку, поэтому «церковники» и не смогли сохранить этот образ для последующих поколений.

Православное предание учит нас всегда и во всем следовать святым отцам. Возможно, что святые и писали что-то о «богословии музеев», не знаю, даже если и не писали ничего, не будем отрицать, что музеи, по промыслу Божиему, в безбожные времена стали приютом для православных святынь, и подчас люди совершенно неверующие, но чуткие к прекрасному сделали очень многое для их жизни сегодня. Поэтому понятно желание музейных работников сохранить у себя то, что во времена безбожия стало их достоянием, но давайте поймем и православных христиан, для которых желание молиться перед святынями естественно и понятно. И ситуации на местах на самом деле разрешаются с обоюдным согласием сторон, так есть в Толгском монастыре, где хранится Толгская икона Божией Матери, в нашем кафедральном соборе местный музей отдал на хранение евхаристический набор изготовленный к прославлению святителя Иоасафа Белгородского в 1911 году, который сегодня используется «по назначению» каждое воскресное и праздничное богослужение, оставаясь собственностью музея. Там где есть понимание — есть и результат.

Подготовлено по материалам www.rian.ru http://otez-dimitriy.livejournal.com/ 

Читайте также:

Преподобный Андрей Рублев, Иконописец



Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

 

Икона учит нас быть свободными во Христе



Отец Павел Флоренский говорил, что если есть Троица Андрея Рублева, значит, есть Бог. Настолько правдиво и убедительно это свидетельство. И важно, чтобы всякая икона приближалась к этому свидетельству. Чтобы созерцая образ святого, мы не сомневались, что через этот образ сможем обратиться к святому, чтобы, как говорил Василий Великий, мы восходили к первообразу в молитве.

 

Почитание Икон в Православной Традиции



Как же тогда понять четвеpтyю из десяти Моисеевых заповедей — «не делай себе кyмиpа и никакого изобpажения того, что на небе ввеpхy, и что на земле внизy, и что в воде ниже земли»? Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбоp?

 

 

Икона на чашке, матрешке; икона — как часть интерьера?



На центральной улице Egnatia бросилось в глаза довольно большое количество магазинов церковной утвари, в России такое встретишь не часто. В витринах – книги, лампады, иконы и… деревянные коряги, на которых прописаны лики святых. Своим недоумением я решила поделиться с иконописцем Евгенией Малушиной, которая живет в Греции уже много лет.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.