Бабий Яр, 70 лет…
Мы знаем, что день 29 сентября выбран как день памяти тех, кто погиб в Бабьем Яру, достаточно условно: объявления, в которых говорилось, что все еврейское население с документами и ценными вещами должно явиться в 8 утра 29 сентября в точку сбора, немецкие власти развесили по Киеву заранее. Расстрелы, в которых только за первые два дня погибли 33 тысячи человек, начались действительно 29 сентября, но массовые убийства людей в Бабьем Яру продолжались более двух лет, до освобождения Киева советскими войсками в ноябре 1943-го. За это время здесь погибло около 200 тысяч человек, большинство из них – евреи.
Написано о Бабьем Яре много. Но некоторые моменты той, казалось бы, давней истории – живы и болючи до сих пор…
Вот цитата из частной переписки этих дней:
«…Эти дни годовщина была Бабьего яра, вся лента воспоминаниями пестрела. Вчера листал всякое, читал… Вот и попалась довольно известная фотография именно оттуда. Длинная вереница раздетых женщин перепуганных, прижимающих к себе голых детей, прямо над пропастью…
Детки там такие ангельские на руках, у меня – такие же …
Вот что содрогнуло в одну секунду: ладно, в заветные времена, была бойня вифлеемских младенцев, первенцев – Бог отвернулся, позволил, расписался их кровью, дабы в классическую историю непреложно вошло. Час искупления еще не настал на тот момент. Завет сыроватым был, люди – пушечным мясом экспериментальным. Я утрирую… Но потом-то?!
Если во Христе свершается все, исполняется этот самый завет, который без исполнения – всего лишь мотив к поступку. Кем бы Христос ни был, Самим Богом или долгожданным земным Машиахом из колена Давидова… Он проходит добровольно через всю крестную муку, собирает как накипь с супа все грехи человечества, абсорбирует их в Себя…
Но что происходит дальше? Вот она, Церковь Христова, вот христианские времена …. Эти дети, ведь их не тысячи, миллионы вот так растерзывали, разрывными пулями в затылок, подбрасывали на штыки, губы ядом мазали… Так жертва ведь уже была принесена!
Неужто в наказание за неузнанность Господь отдает всех этих еврейских крох в заложники. Я не говорю о достоевщине сопливой со слезой ребенка…нет. Я просто не понимаю, отказываюсь понимать – ПОЧЕМУ. Смысл тогда какой был крестного пути Христова…
Ну не могу я больше, батюшка, видя все это, продолжать заодно с монотонным хором повторять: дети наши страдают за грехи человечества, зато Господь, прибрав их к Себе, ангелами делает… Ненавижу все это. Потому что есть сиюминутная мука за свое дитя, которое летит бездыханным в ров. И эта сиюминутная мука растягивается на вечность. Так же, как и забивание каждого гвоздя в руки Спасителя продолжается до скончания века…»
И еще встретил где-то во френд-ленте Живого Журнала слова:
«В принципе, ислам, религия закона и послушания, это религия православия, доведенного до логического завершения»…
Горькие слова. Но доля правды в них есть: многие из тех, кто именует себя сегодня «христианами», по сути дела, сторонники ислама или язычества…
В одной религии – Бог непреложно управляет нами («на всё воля Божия» — простите, а наша-то воля тогда на что?…), в другой – мы управляем многочисленными богами, манипулируя ими для получения того или сего в нашей земной жизни («я постился-молился-приносил жертвы-все правильно исполнил, угодил богу/богам/духам – мне за это они обязаны исполнить мои желания»)… И в той, и в другой религии христианская добровольность жертвы маловероятна. Потому что свобода предполагает полную ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь.
Христос не создал «еще одну религию», в смысле – еще один вид зависимости человека от всемогущего и грозного Бога. Тот, кто призвал: «Примите истину, и истина сделает вас свободными» — Сам был свободен и свободно пошел на крест. Но не повел на крестные муки никого. Сам стал жертвой – но от других требовал не жертвы, а милости и любви.
Христос ОСВОБОДИЛ ЧЕЛОВЕКА . То есть возложил на него ответственность – за самого себя, за ближних, за Царствие Божие, которое «внутрь есть». И за всё дальнейшее и в христианской истории (а Бабий Яр – это тоже часть христианской истории, кто-то из священнослужителей призывал на гонимых мир и милость – а кто-то писал верноподданнические послания фашистским властям, освобождающим «от власти комиссаров и евреев», кто-то из киевлян, крещеных и считающих себя православными, в те дни прятал у себя в подвалах и сараях евреев – а кто-то помогал сгонять их в страшную очередь, считая, что все правильно, что вот разберутся власти с жидами – и будет, наконец, порядок), и в нашей частной жизни, такой непростой, отвечает сам человек.
Два православных, с одинаковыми крестами на шее, воспитанные в одной Церкви – но один в сентябре 41-го с молитвой оказал милость бегущему по Лукьяновке еврею, а другой, тоже с молитвой, выдал его полиции, «бо жиды Спаса пропяли»… Первый явил Христу милость, второй – выдал Христа на смерть.
Именно тут, через сердце, совесть и свободу человека, проходит граница – где Церковь Христова, а где – антихристова пародия на нее.
Бог хочет детей в жертву, чтоб сделать их ангелами, использует их как губку, чтоб ею собирать грех и боль мира?… Полноте, мой друг по переписке! Такой бред мог родиться только в нехристианской голове.
За бессмысленные (подчеркиваю, «бессмысленные», ибо в том, что Бог не создавал – в грехе, страдании, смерти – нет смысла) муки детей не Бог отвечает. Бог – корчится там же, в овраге Бабьего Яра, среди тел убитых, на еще одном Своем кресте…
Отвечают – люди. Зане дана им, людям, от Бога свобода – быть людьми или нелюдями… И не надо сваливать на Бога то, за что отвечаем мы сами.
Мы у Него – дети. А не марионетки, которыми можно управлять… Дети. Заповеди Божии даны нам как наказы матери: «Сынок, будешь так делать – будешь счастлив, а не будешь – плохо тебе в жизни придется…». И как всякий отец, как всякая мать, Он хочет видеть детей взрослыми и самостоятельными, делающими добро не из-за страха наказания или желания награды, а свободно, по велению сердца и совести. Видеть нас такими, каков Сам Христос: если кого и приносящими в жертву – то только себя. А ближним – дарящими любовь, заботу, милость и радость. Вот это и есть христианство. Другого нет и не будет.
Прочее – только те или иные оттенки религии антихриста, которую мы, к сожалению, иногда так и норовим посчитать религией Бога Живого. Бога и человека, который, Сам идя по улочкам Йерушалайма на смерть, увидел еврейских ребятишек и их мам, но ни словом не сказал, мол, за Мое распятие, вот ужо, спросится с вас нехристей до седьмого колена… А сказал со стоном: «Бедные вы мои… Не обо Мне плачьте, а о себе и детях своих». Понимая и предвидя, что падшую и косную человеческую природу в один миг не изменишь, не изменишь и, может быть, за века, не так оно просто, что детей этих и их мам впереди ждут испытания, что над своим преображением и стяжанием Богоданной свободы люди должны еще будут трудиться сами, и труды эти будут и тяжелы и кровавы, – но веря в людей, веря в возлюбленных Своих, веря в то, что они сумеют найти любовь и счастье, нисколько не думая бросить Свой крест, повернуть назад и избежать того, что свободно выбрал Сам.