Вопрос. В первом классе не задают домашних заданий. Но я вижу, что дочка плохо справляется с чтением и письмом. Как я могу помочь ей, чтобы в школе ей стало легче?
Ответ. Я бы исходила из того, что в 1-м классе ничего невообразимого не проходят. Какая бы школа ни была — сильная, слабая, дворовая, — все делают примерно одно и то же: учатся писать буквы-цифры, считать в пределах 20, читать. Все эти животные Арктики относятся к общей эрудиции.
Дома я бы сделала упор на письмо, чтение и счет — базовые навыки, которых детям сегодня не хватает, это видно. Презентации по окружайке вполне могут делать родители в обеденный перерыв, раз уж так исторически сложилось. Но не ради окружайки, а ради чтения.
Никто не ограничивает, что надо читать только азбуку или книжку по чтению. Можно читать вывески, рекламу, надписи на продуктах, ценники, писать поздравительные открытки бабушке, срисовывать красивые надписи в сказках, рисовать комиксы. Для ребенка это развлечение, но это развлечение включает небольшие элементы письма, чтения и счета. Этого вполне достаточно, чтобы закреплять навыки.
В учебниках и прописях не настолько сакральные задания. Если родитель видит, что какой-то навык не автоматизируется, можно посмотреть, за счет чего это можно исправить. Не понимает ребенок состав числа пять. Ну так возьмите пять конфет: четыре зеленых и одну красную, две зеленых и три красных, три зеленых и две красных. На конфетах дети очень хорошо учатся считать.
Поэтому я бы отталкивалась от навыка, а не от конкретных заданий, сколько строчек писать. Если у ребенка очень плохо получаются крючки, нужно не письмо, а рисование — у него может быть слишком сильный тонус в руке или слишком слабый, а может быть нормальный, но он его не особо хорошо контролирует. Это все решается рисованием.
Не получается буква «а». Не надо ее выписывать! Или ужасная буква «ж»: либо она расползается на всю строчку, либо пропущен элемент, ребенок не понимает, куда руку поворачивать. Давайте рисовать узоры в тетрадях по клеточкам. Ребенок этих узоров нарисуется, и буква «ж» у него получится сама. Не надо его мучить по две строчки, надо понять, в чем проблема.