Люди пожилого возраста, говоря о нынешнем поколении молодых людей, чаще всего представляют их, как распущенных, аморальных… то есть невоспитанных и духовно повреждённых. Пожалуй, такого рода отношения существовали во все времена, однако, в наши дни они проявляют себя всё явственнее. И всё же, добрая половина нынешней молодёжи обнаруживает намного больше твердости в своих принципах, нежели их родители.
Часто мы оцениваем и выносим своё суждение о молодёжи только по их внешним поступкам или признакам, не утруждая себя побеседовать с ними, чтобы впоследствии открыть для себя их прекрасный внутренний мир. И потом, не нужно забывать, что порой недостатки детей есть отражение их родителей, которые в свое время не знали или не захотели привить своим отпрыскам истинные моральные ценности.
Ныне установилось устойчивое мнение, что молодёжь нужно оставить в покое, предоставив ей полную свободу действий, потому что «таково время и таковы нравы». Но во все времена подрастающему поколению были жизненно необходимы поддержка, поощрение, искренняя любовь… и, не в последнюю очередь, правильное руководство в жизни со стороны взрослых.
«Мы не вмешиваемся в их отношения», — говорят одни родители, а некоторые наоборот впадают в другую крайность, лишая своих детей полной свободы даже в самых интимных решениях, наивно полагая, что они являются их личной собственностью.
За молодым человеком нужно присматривать и помогать в самые непростые моменты его жизни, но решения должен принимать каждый сам в отдельности. В независимости от того, какие у него идеалы или предпочтения, молодой человек должен стремиться на своём жизненном пути к духовной и телесной чистоте, здоровому образу жизни, с оптимизмом встречать трудности и никогда не унывать. Взрастая в себе подлинную любовь к окружающим нас людям, мы сможем приобрести всё остальное. Только в христианстве любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит; никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4-8).
Слава Богу, среди нас есть такие молодые люди, которые стремятся к этой любви, и их становится всё больше. Вот только эти люди не хвалятся своим целомудрием, потому что нынче оно не в моде. Но зато удаётся «похвалиться» другим, безалаберным, своими совершёнными грехами и приобретёнными страстями, чтобы впоследствии горько сокрушаться и страдать от них.
Таково по своей сути беззаконие, снаружи весьма обольстительно, а внутри губительно для нашей жизни. Зло – оно словно вирусная болезнь, которую нужно всячески избегать и остерегаться, но однажды допустив его в себя, нужно как можно быстрее прибегнуть к средствам исцеления от него.
Необходимо понять и осознать, что целомудрие есть божественный дар, и оно соотносится не только к телесному воздержанию, но в первую очередь к духовному – к умственному и сердечному воздержанию. Оно есть чистота, желанная ради Господа, в благословение всей последующей жизни к приобретению особых духовных радостей и исполнений.
Глубокие размышления о целомудрии мы можем найти и в трудах святого Иоанна Златоуста («Книга о девстве»), после прочтении которых желаешь оставаться таковым как можно дольше: «… Удивляюсь выступившим на подвиг девства, а с другой не виню и тех, которые остаются вне этого подвига… Осуждение тогда только было бы справедливо, если бы кто стремился к признанному всеми злу; тот же, кто имеет меньшее благо, и не достиг большего, хотя лишается похвал и удивления за это, но по справедливости не может быть осуждаем… Брак — добро; и девство потому достойно удивления, что оно лучше добра, и столько лучше, сколько кормчий превосходнее гребцов и полководец — воинов… Насколько девство лучше брака, именно настолько, насколько небо лучше земли, и ангелы — людей, а сильнее сказать, то и этого больше. Ангелы, хотя также не женятся и не посягают (Марк. XII, 25), но не имеют плоти и крови, живут не на земле, не тревожатся множеством вожделений, не нуждаются в пище и питье, не расслабляются приятной песнью, не соблазняются красивым лицом и не испытывают ничего другого подобного… Назначение брака — искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности…».
Безусловно великое благо сохранять всю жизнь целомудрие! Но и брак не должен быть открытой дверью для удовлетворения необузданных желаний. И в семейной жизни должно присутствовать воздержание! Всем нам полагается пресекать любые движения ко греху и надлежит вести эту беспощадную войну с диаволом, соблюдая духовную и телесную чистоту, чтобы не гореть в геенне огненной.
Отец Паисий Олару, известный румынский духовник, говорил: «Молодым людям, приходящим ко мне, я даю епитимию, чтобы они перед браком вели себя достойно и сохраняли чистоту отношений; а после совершённого над ними Таинства Венчания, даю другую епитимию – чтобы рожали детей столько, сколько их благословит на это Всемилостивый Бог, чтобы ни в коем случае не делали абортов, и не предохранялись. Затем, пусть найдут себе доброго и мудрого духовника, чтобы часто исповедовались и сохраняли в своей семье закон Божий, чтили посты церковные, упражнялись в воздержании и умеренности во всём». Только таким образом у каждого из нас появится возможность почувствовать себя богоугодным, счастливым и примирённым с Господом.
«Благодать со всеми любящими Господа нашего Иисуса Христа в неистлении» (Еф. 6:24).
Поревнуем о девстве, даже если и потеряли его!