Очевидно, и об этом многие говорят, что главная беда нашего общества – это духовная, нравственная деградация, распад. Причин тому много и тянутся они вереницей из глубины веков.

Священник Димитрий Шишкин

Тут и Петровские реформы церковной жизни с упразднением патриаршества и низведением церковного управления до уровня государственного ведомства, и последующая формализация всех сфер духовной жизни, что во многом вытравило в народе подлинное понимание сути и содержания христианской жизни… И, как следствие с одной стороны казенной властности, с другой – ослабления терпения в вере — страшный бунт, в котором бесы использовали крайнее напряжение народных сил, недовольство, надломленное терпение и ослабевшую веру для достижения своих, бесовских целей – целей губительных. И последующая разруха не только житейская, но и нравственная, душевная… истребление поголовное всего несогласного с богоборческой, бесовской идеологией, всего лучшего и доброго… Привычка к рабскому, изнурительному труду при отвычке мыслить самостоятельно, в согласии с правдой Божьей… и, как следствие очередного надрыва – безудержная погоня за счастьем «земным», жадность к плотскому, неумеренная и отвратительная, наименее присущая исторически нашему народу…

И вот мы действительно оказались как народ в состоянии ужасного опустошения, раздрызганности, за которыми маячат две перспективы: или полное разложение или постепенное оживление, возрождение высшей жизни.

Но возрождение это духовное, нравственное возможно не иначе как на основе веры. Возрождение это возможно только как чудо, действием благодати Духа Святого, но и при нашем к тому добром и деятельном расположении.

Именно на этом хочется остановить внимание: не иначе как Духом Святым возможно преображение и возрождение духовной жизни в нашем народе.

Это важно понять, потому что многим и до сих пор кажется, что можно «улучшить» народ какими-то техническими методами: воспитанием, образованием, повышением уровня гражданского самосознания, правовой и юридической культуры… Да, это всё замечательно и хорошо, но не само по себе, потому что жизнь общества, как и человека, кроме плотского и душевного измерения имеет ещё и измерение духовное, и это измерение совершенно неподвластно любым «техническим» реформам и преобразованиям…

В этой «тайной» области идёт яростная борьба тьмы со светом, и сознание многих и многих людей, увы, настолько пленено тьмой, что никакие реформы положения не поправят.

А поправить это удручающее положение может один только Бог, если мы всеми силами души, всем устремлением воли и сил захотим быть с Ним.

Так что единственный путь преображения нашего общества – это путь церковный, как бы кого ни пугал этот тезис.

Впрочем, пугать он может только того, кто далёк от Церкви и не понимает, не осознаёт всей полноты хранимых и даруемых Ею благ: радости, мира, красоты, чистоты и отрады… Это и есть подлинное и настоящее содержание Церкви, её жизни. Только нам нужно потрудиться войти «тесными вратами», чтобы это понять и усвоить.

Россия хоть и вовлечена в глобальные, общемировые политические, экономические, научно-технические процессы, но всё же история её очень уж своеобычна… Нам есть чему поучиться у мира, но есть какие уроки извлечь и из собственного особенного опыта… И если мы не хотим пусть медленно, но верно со всем миром сползти в катастрофу безбожного коллапса, то нам нужно вспомнить, отыскать этот свой, особенный путь.

А он есть. Этот путь, единственный путь России – это путь небывалый в современном мире. Небывалый потому, что нам предстоит, быть может, прямо и сознательно, в полный голос сказать то, о чём остальной мир предпочитает «благоразумно» помалкивать:

Без Бога жить нельзя! И жить в полном смысле этого слова можно только в согласии с Его волей!

Об этом, конечно, многие люди говорят во всём мире, но задача России, как кажется, именно осуществить эту простую мысль в общественном, культурном и государственном охвате со всей откровенной и действенной силой.

Вот как хотите, а другого выхода и выбора у нас нет!

Потому что нет другой альтернативы нынешней «гибнущей мощи» — общемировой вере человека в свою безбожную самоценность со всеми «страстьми и похотьми». Это обречённая идея. И мы ей должны сознательно противостоять.

Но нам предстоит не просто «выдвинуть тезис», не просто провозгласить пусть даже самую высокую истину, но именно и прежде всего усвоить её, воплотить в жизни, опытно познать её неисчерпаемую силу и красоту.

А для этого нужно приложить много усилий как тем немногим, кто сейчас в нашем зачумлённом обществе старается жить по-христиански, так и тому большинству, которое хоть и крещено, и сочувствует «в глубине души» православию, но на деле пока далеко от христианской жизни. Как-то очень верится, что именно так – путём постепенного и благодатного воцерковления в самом высоком, не «техническом» только смысле слова – и может преобразиться наше общество.

Но для этого нам уже сейчас нужно сознательно и твёрдо отвергать эту отмирающую в смысле всемирного влияния идею плотоугодия. Эта больная идея, конечно, никуда не денется и будет мучить и увлекать людей до скончания века, но пусть она не будет основанием нашей русской жизни во всех её измерениях, пусть основанием её станет единственная в подлинном смысле человеческая идея: единства с Богом, стяжания Духа Святого.

Всегда в истории были примеры (и сейчас они есть) преобладания в государстве и обществе той или иной идеи, того или иного духа со всеми вытекающими последствиями.

Как бы мы ни относились к этому, но сейчас объективно распространяет своё влияние на весь мир тот особенный дух, который вместе с мыслителем Иваном Ильиным можно назвать духом «формальной демократии».

Это не только определённая политическая или экономическая система, но и мировоззрение, в основе которого лежит стремление к материальному преуспеянию и плотскому, душевному наслаждению. То, что на церковном языке издревле называлось «мамоной». Но сейчас «победоносное шествие» этого духа мамоны по всему миру, очевидно, даёт сбой. И именно этим духом сейчас отчасти одержима, но отчасти и борется уже с ним Россия, нащупывая свой, особенный путь.

Путь этот не надо выдумывать. Он есть, и не только обозначен, но обжит, опытно пройден в значительной мере за прошедшие века, и нам лишь предстоит на этот путь возвратиться.

Этот путь – обретение Бога, осознание человеческого достоинства, восстановление державности на основе духовного единомыслия. «Духовного единомыслия» не в каком-то размытом, гражданском смысле, а в смысле причастности Духу Святому, тому Духу, который и дал собственное наименование нашему Отечеству — Святая Русь.

Возвращение этого Духа в повседневную жизнь, освящение частной, семейной и общественной жизни и есть главная задача всякого русского человека.

И первое, главное средство на этом пути – молитва, при приложении всех иных необходимых усилий. Мы большей частью так заморочены, отуманены условиями и обстоятельствами жизни последних времён, что сами уже в большинстве своём не понимаем ,что именно полезно для нас и что действительно хорошо.

Живая, внимательная и искренняя молитва как ничто содействует привлечению благодати Божией в недра нашего несчастного, в горячке, унынии и растерянности пребывающего народа. Только благодать Божия может преобразить нас, просветить, умирить и оживить. Дать иное, доброе и здоровое направление развитию народной жизни.

photosight.ru. Фото: Михаил Чупринин

Вот ближайший по времени, простой и яркий пример. В Россию привезли пояс Пресвятой Богородицы, и народ потянулся к святыне с усердием, любовью и упованием. Понёс все свои сокровенные боли и горести к стопам Богородицы, взмолился от сердца. И что же?..

Вскоре после отбытия святыни на Афон водворилась в нашем отечестве горячка, смута, так что многие ожидали беспорядков, хаоса, столкновений и пролития крови. Но ничего подобного не случилось! Даже на таких массовых, многотысячных митингах, какие проходили в Москве, всё прошло на удивление, именно на удивление, мирно.

Для верующего человека очевидно, что Матерь Божия в который раз покрыла многострадальную Русь Своим омофором, запретила действовать мятежному духу, не позволила ему крушить и убивать…

Вот так на наших глазах вершится новая, подлинная история Руси.

И как ещё оценить заключение под стражу архимандрита Ефрема как не месть инфернальных сил за участие в творении этой доброй истории?

«Ну, не так всё просто!» — скажет кто-нибудь и начнёт приводить множество аргументов и доводов, запутываясь всё более сам и запутывая других…

Да полно вам!..

Просто, именно просто всё! И очевидно, что Господь не отступился окончательно от России и Матерь Божия покрывает наше Отечество, а бесы мстят служителям Церкви за содействие Божьему делу! Мстят за то духовное воодушевление, какое пробудило наш народ от спячки, подвигло к молитве.

Вот как много значит молитва людей, объединённых покаянием и любовью к Богу, и ответ на эту молитву так очевиден и скор!

Понимаю, что многим этот текст покажется очередным кликушеством, безответственным и вредным. Станут говорить: «Зачем такие статьи нужны, что они дают, к чему призывают?!»

Отвечу просто – к единству, которого так мучительно не хватает нам, привыкшим уже как к норме к яростной раздробленности суждений, мнений и чувств…

За мнимой добродетелью секулярного плюрализма мы растеряли то главное, что созидает нас как народ: «единство духа в союзе мира». И если мы не будем говорить о наших общих задачах и целях пусть даже в отдалённом будущем, если не будем искать единства в Духе Святом, то это чувство общности может так никогда и не возникнуть, несмотря на самые отчаянные и «правдолюбивые» споры.

Хоть Церковь административно и отделена от государства, но духовно она его собою пронизывает в тех его представителях, которые сознают себя членами Церкви. И поскольку число таких людей и степень их христианского самосознания может возрастать, нам можно и нужно говорить о перспективе государственной власти, христианской по преимуществу.

Нам нужно и дальше крепко молиться за своё Отечество, прилагая все возможные усилия к его доброму преображению. И главное, что показало пребывание Пояса Пресвятой Богородицы – это то, что в народе нашем многие ещё сохранили чуткость души ко всему настоящему, высокому, в подлинном смысле духовному, что многие готовы и хотят молиться.

Народ оживает, преображается и это есть подлинное, духовное ополчение против духовной, нравственной смуты. Ополчение, которое начнёт приносить и зримые благие плоды, прогоняя из Отечества нашего всякую мерзость и привлекая животворящую благодать.

И что бы ни говорили скептики – есть у России своё призвание! Это призвание равно призванию каждого христианина: быть светильником миру. Дай только Господь нам понять это как можно скорее, и сердечной молитвой, ревностными трудами и искренним стремлением к Истине содействовать преображению жизни.

Читайте также:

Правмир
Есть ли у России будущее?

Сергей Худиев

Что же мы должны? Прежде всего, расставим приоритеты. Исправление нравов является результатом религиозного возрождения, но само это возрождение приходит не тогда, когда мы ставим главной целью улучшение морального климата в обществе, а тогда, когда наша главная цель — привести в порядок наши отношения с Богом.

Правмир
Что же будет с Родиной и с нами? [+ Видео]

Протоиерей Димитрий Смирнов

Все будет хорошо, если народ встанет на тот путь, который однажды привел его к тому, что он стал лучшим народом на планете. Если он свернет с пути, в результате которого он на данный момент стал самым худшим народом.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.