Церковь постепенно приводит нас к Великому посту, это касается и изменений в богослужении – начинают звучать покаянные песнопения, литургия служится уже не каждый день, и – изменений в еде, в последнюю неделю перед постом мы уже исключаем мясо, но на нашем столе еще остаются рыбные и молочные продукты. А потом – Прощеное воскресенье, когда все друг у друга просим прощения, примиряемся и, если делаем это по-настоящему, то уже с миром в душе вступаем в Великий пост.
Как почувствовать пост на фоне блинов и гуляний
Так что последняя неделя – это помощь вхождению в Великий пост. Масленица как сложившаяся народная традиция к Церкви никакого отношения не имеет, так же, как купание в проруби не имеет отношения к празднику Крещения Господня. Но то, что это не церковный праздник, не мешает верующим ходить в гости к родственникам, поздравлять их, общаться за праздничным столом.
И только если блины и гости оказываются не вместе с посещением богослужения, а вместо, то это, конечно, неправильно. Понятно, что среди недели далеко не все могут ходить на богослужения, но если человек придет в воскресенье, внимательно послушает Евангелие о Страшном суде, в среду и в пятницу сыропустной недели начнет делать земные поклоны, внимательно, не формально, читать утреннее и вечернее правило, то он будет чувствовать, что уже приближается пост. И никакого резкого контраста с первой неделей поста и предпостной неделей не почувствует. Даже если ел блины, ходил в гости, гулял с детьми, участвовал с ними в каких-то народных играх. Мы, например, с детьми любим ездить на Красную площадь, где проходят и какие-то концерты, мастер-классы.
Чаще ощущают этот контраст те, кто причисляют себя к православным, но особо не живут церковной жизнью, хоть и соблюдают, скажем, Великий пост, особенно если они гуляют на Масленице по полной – объедаются, пьют, а потом раз – и перестают.
Почему не надо настраиваться
Может быть, со мной многие священники не согласятся, но я бы не советовал людям как-то специально настраиваться на пост, сильно изменять свою жизнь, давать себе какие-то задания: вот, мол, во время поста я прямо от всего-всего откажусь… Здесь как-то логично слышится продолжение, что потом, после него, вновь вернусь ко всему «с новыми силами». Настроиться надо на свою духовную жизнь, которая будет продолжаться всегда. А в пост продолжать, как ты жил духовной жизнью на своем уровне, по своей мере, в такой мере и оставаться. И если добавлять в нее что-то, то мягко и не сильно все меняя.
Если мы читаем утреннее, вечернее правило, мы его должны читать всегда. Не стоит в пост добавлять в молитвенную практику много-много всего, чтобы потом сразу это оставить. Если в чем-то ограничивать себя, то мягко, чтобы не отменять потом ограничения – не полностью закрыть интернет, чтобы, разговевшись, уйти в него с головой и сидеть целыми сутками, а ограничить. Потом можно эту меру ограничения нести и дальше.
Меня удивляет, когда люди, например, отказываются от курения на Великий пост, а потом вновь радостно начинают. Если человек сумел два месяца сдерживать вредную привычку, почему бы не попробовать и дальше?
Итак, задание на пост – чуть-чуть сделать больше, чем мы обычно делали, под контролем своего духовника делать ровно столько, сколько мы можем. Чтобы не получилось так, что мы взяли на себя слишком много всего, чаще всего по гордости своей, не выдержали и все бросили, не важно, во время поста или уже после. Я знаю такие случаи, когда человек с первой недели Великого поста начинает заниматься сухоядением, через несколько дней у него начинает болеть живот, появляется слабость, и он, расстроившись, что у него ничего не получилось, впадает в осуждение Церкви, перестает вообще поститься, хотя начиналось все вроде бы хорошо. А если бы он подошел к священнику, я бы ему посоветовал исключить хотя бы мясо для начала, оставив рыбу и молочное. Это уже будет для него достаточный подвиг, а через две недели и рыбу можно исключить. И потихонечку, к концу Страстной седмицы, он, может быть, смог бы попоститься более строго.
Когда ты берешь на себя много и все бросаешь, ты полностью разваливаешься.
Вот если взять и поднять большой камень, чтобы показать, что такой сильный, такой крутой, то можно надорвать себе спину и потом ты уже никакого камня не сможешь поднять: спина не будет работать.
А если взять маленький, средний камешек, такой, что можно и поднять, и нести, то ты этот камень можешь пронести очень долго. Да, будет тяжело, ты будешь останавливаться, отдыхать, может даже будешь падать, но ты все равно не отпустишь камень, будешь вставать и идти дальше, потому что этот камень по твоим силам. И не бросишь его после поста, потому что ничего не меняется.
Что, если наступила Пасха – на службы не надо ходить, причащаться не надо, с чревоугодием и прочими грехами бороться? Да, пост – особое время, он дает нам возможность приблизиться к свободе жизни без греха, но совсем не для того, чтобы после вновь вернуться к тому, с чего начали, а может быть, даже откатиться назад. Движение должно быть не по кругу, а вперед. И последняя неделя перед постом может нам помочь задуматься об этом.
Фото: tatmitropolia.ru