Не надо удивляться, что рождаются недоразумения в жизни, особенно постом, но надо научиться побеждать эти трудности и исполнить закон Христа, Который сказал, что «прощайте вы, и вам простится от Бога».
Иначе говоря, Господь говорит, что прощая грехи брату нашему, сестре нашей, мы тем самым входим в процесс спасения всего человечества. Каждый раз, когда появляется искушение, трудность какая-то (как я вам и раньше говорил, что невозможно избежать трений) – это следствие ограничения нашей плоти.
Но надо непременно побеждать это, и таким образом проявится мудрость.
Одно из возможных толкований слов «не ешьте от этого дерева познания добра и зла» говорит, что это повлекло за собою разделение всех людей. Первое страшное преступление – когда Каин убил Авеля – было в самом начале дней человеческой жизни. Как Силуан, наш блаженный покровитель, говорит, что Иордан плакал о том, что всё человечество будет жить в раздорах, войнах, взаимных убийствах, взаимных притеснениях и так далее, всё пойдет против закона любви.
Какое приготовление предлагает нам старец Силуан для восприятия Пасхи? Чем сильнее в нас дух, тем легче мы прощаем всякую рану, всякое оскорбление, нанесенное нам братом. Тем богаче будет изливаться на нас Дух Святой и радость вечной жизни.
Умалить себя – великая вещь пред Богом. Сам Господь умалил Себя. Мы читаем у нашего старца эти слова: «Благодать в меньших живет, а не в больших». Так дал ему познать Господь. То есть чем больше смирится человек, чем больше он идет на подвиг обнищания, тем выше он становится пред Богом, и тем он сам способен воспринять великую благодать.
Наивно было бы думать нам, что мы сами здесь собрались. Это не человеческое дело, а сам Господь собрал нас. Если Господь собрал нас, будем опять подражать Силуану.
Кто думал о том, что вот какое блаженство дано ему – служить тем, кого любит Господь. И однажды, как он пишет, служа братьям в трапезе, он вторично испытал благодать явления Христа.
И так как по закону духовному эти высшие состояния человеческое тело не выносит, то они даются один-два раза в жизни.
И потом остаются как память, как знание в форме памяти в нас. Но реально сила благодати отступает, и как говорил Макарий Великий – отнятие благодати необходимо, чтобы человек продолжал свою земную жизнь и деятельность.
Вы все с любовью слушали меня и постараетесь исполнить в этом посту. Почему я так говорю – в этом посту? Потому что странным образом сейчас напряженная атмосфера в мире, и у верующих, и у неверующих на устах всё время есть слово «апокалипсис», «апокалиптические события», «апокалиптические ожидания». В какой форме придет этот конец, мы еще не знаем, но в нынешнем году это напряжение больше, чем было раньше.
Попробуем этот пост сделать постом борьбы за то, о чем я вас умолял – за то единство, которое будет единством по образу Святой Троицы. Почему я говорил вам о том, что в моем переживании молитва Иисуса Христа к Отцу перед самой смертью голгофской заключала в себе эту молитву, чтобы единство, которое существует в бытии самого Бога, было дано нам – это высшая форма обожения человека. И думать, что это может осуществиться без боли, без распятия – наивно.
Большим страданием, терпением всех унижений, терпением всех неправд мы выигрываем дар благодати всеобъемлющей любви, и тогда мы познаем Бога, как Он есть, то есть как Любовь.
Аудио предоставлено порталом Предание.ру
Читайте также:
- Как не потерять настоящую цель поста (+аудио)
- Старец Софроний Сахаров: Святой Силуан оставил нам богатейшее духовное наследие
- Почему именно в пост положено вечернее причащение? (+аудио)
- Почему святые постники были бодры и сильны? (+аудио)
- Душевный пост доступен и больным, а нужнее телесного (+аудио)