Учение о мытарствах присуще для Церкви независимо от исторической эпохи. Их существование не подлежит сомнению для православного. Не стану в деталях перечислять порядок их прохождения — все это подробно изложено в «Мытарствах блаженной Феодоры» и изображено на иконе у входа в Ближние пещеры Свято-Успенской Киево‑Печерской Лавры. Мытарства начинаются с наиболее очевидных, примитивных и грубых грехов (сквернословие, обжорство, пьянство, блуд), и заканчиваются грехами тонкими, трудными для распознания падшим умом (гордость, раскол, немилосердие).
Отцы Церкви учат, что человек, победивший с Божией помощью какие-либо страсти в земной жизни, легче проходит соответствующие мытарства за гробом. Можно предположить, что мытарства, кроме других характерных черт, имеют характер последней попытки дьяволов привлечь человека на свою сторону, прельстить его.
Опасность мытарств в том, что в земной жизни человек не совершает гнусных поступков чаще благодаря общественным традициям и нормам морали. Например, он не крадет или не убивает просто потому, что боится попасть в тюрьму. При войнах и революциях, кстати, такая преграда исчезает, и каждый показывает истинное лицо.
Не грешит человек и благодаря чувству стыда, опасаясь, что кто-то узнает о его сомнительных поступках. Для общественной жизни эти преграды носят положительный характер, но они не изменяют душу. И, переходя черту земной жизни, человек оказывается в условиях, где преград не существует — сравните со сновидениями. Естественно, такие люди потянутся к подобному им миру. Есть, например, индивидуумы, которые двух слов связать не могут без бранной лексики, они не ругаются — они так разговаривают. Есть завистники, которые, по меткому замечанию премудрого Соломона, завидуют и на сухой хлеб. В одной английской рок-песне “No Laughing in Heaven” это очень хорошо показано: опасаясь ада и надеясь на рай, грешник бросает прежнюю жизнь, начинает даже в церковь ходить, но когда попадает в рай — просится, чтобы его отпустили в ад, ведь в раю нет вечеринок!
Именно поэтому святые отцы направляют наше внимание на то, что мы должны быть внимательны ко всем движениям сердца и изменяться внутренне. Для этого есть средства — пост, молитва, таинства. Но если это все превращается в мертвый, холодный ритуал, человек не только остается с прежними страстями, но ещё и взращивает в себе новые — тонкие, но явно демонические вроде гордыни, тщеславия, немилосердия. На этой почве может произойти и грех раскола, сектанства.
Журнал «Направо». № 1. 2014.