Христос никогда не жаловался
Господь никогда не жаловался. Пожалуй, во всем Евангелии можно лишь пару раз отметить Его недоумение.
Первый раз — в случае с десятью прокаженными («Не десять ли очистились? Где же девять?»). Обратим внимание, однако, что и это Господь говорит не от огорчения сердца, а чтобы преподать урок всем нам, принимающим дары Божии и в большинстве своем забывающим благодарить.
А другой раз — в претории, когда слуга первосвященника ударил Его («Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо — что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23) Предание гласит, что удар Господу нанес расслабленный, которого Он ранее исцелил у Овчей купели. Будем помнить об этом.
Порой самый жестокий удар наносят именно те, кому мы сделали добро. Еще древние греки говорили, что нет человека неблагодарнее, чем тот, кого ты облагодетельствовал. Всем нам хорошо известны имена древних правителей, погибших от рук приближенных. Истина, с которой не поспоришь.
Почему так происходит? Причин много. Человеческие отношения иногда строятся на конкуренции, эгоизме, борьбе, властолюбии, а зависть и ненависть легко зарождаются даже в семье.
«Как он женился на этой — так и началось…»
Очень часто другие кажутся нам неблагодарными. Приходит свекровь на исповедь: «Невестка со мной общаться не желает!» В таких случаях, кстати, почти никто не торопится критиковать своего сына («Он такой, он сякой!»), во всем сноха виновата: «Как он женился на этой — так и началось…» Человека, кстати, во многом выдает его речь — и исповедь здесь не исключение. Вот и свекрови весьма часто называют невесток не по имени, а просто эта.
— Эта мне говорит… Эта сказала… — словно невестка некрещеная.
Одна женщина все просила у меня совета:
— Ну, скажите, отче, как мне с ней быть? Что делать?
— Что тут можно сказать? Помолись за нее!
— Как?
— Напиши ее имя в записке и отдай священнику, он помянет.
— А какая записка должна быть?
— О здравии.
— Прямо вот о здравии?!
— Видите, какая серьезная, неизлечимая проблема…
Мы расстраиваемся потому, что мысленно связываем свои добрые поступки с непременной отдачей. То есть делаем ближнему добро — вроде искренне, от чистого сердца, — а при этом, где-то в самом потаенном уголке сознания, рассчитываем получить немножко этого добра обратно. И так постоянно, каждый день.
Например, родилась у тебя дочь, и ты думаешь, что стакан воды в старости тебе обеспечен. А мы живем в такое время, когда ни в чем нельзя быть уверенным — ни в стакане воды, ни в водосточной трубе, ни в чем, потому что вокруг все меняется стремительно. Поэтому гораздо разумнее ни от кого ничего не ожидать.
И когда мы делимся чем-то без расчета получить обратно, Господь посылает нам гораздо больше благодати, так что сердце переполняется благодарностью и ко Творцу, и к тем, кто делает нам добро. Если же постоянно чего-то ждать, надеяться, обижаться и разочаровываться — никакого счастья не будет, наоборот. И в первую очередь, несчастными окажемся мы сами, а не те, кто нас обделил.
Когда все вокруг — неблагодарные
Второй важный момент. Нужно быть готовыми к неблагодарности. Иначе мы так и будем свергаться с облаков на землю и плакать на исповеди:
— Батюшка, вот правду говорят: не делай добра — не получишь зла!..
А св. Амфилохий Макрис, последний старец, причисленный к лику святых, очень хорошо сказал на этот счет: если делаешь добро и в ответ не получаешь зла — это неправильно.
Вы знаете хоть одного великого человека в истории — мировой, церковной, отечественной — который, любя Бога, родину и людей, не умер преждевременной или насильственной смертью?
Христос навсегда оставил Свой след на земле. Ни один из Его учеников не прошел земной путь до конца без страданий и боли. Ни один святой не вошел в Царство Небесное без испытаний и огненной закалки. И каждый, кто хочет исполнить волю Божию, непременно разделит жребий Христа — принося себя в жертву. Так что человеческая неблагодарность есть обязательное условие нашего спасения.
Мама болеет, но о нас с сестрой думает постоянно
Третий момент: неблагодарность детей по отношению к родителям. Сколько раз приходится об этом слушать! Мы для них все сделали, а они…
Мне кажется, проблема как раз в том, что «все сделали». Человеку всегда всего мало. И как бы вы ни старались, дитя будет ждать большего. Вижу это на примере собственной матери. Она очень преклонного возраста, тяжело болеет, но о нас с сестрой думает постоянно. Однажды я зашел к ней и, поскольку вскоре нужно было идти на беседу, сказал: «Мама, я немного отдохну сейчас и потом уйду». Тогда она с большим трудом встала, пошла на кухню, где сиделка готовила обед, и сказала ей:
— Прошу тебя: когда Ефрем встанет, приготовь ему кофе!
Я услышал это и сказал:
— Мама, не надо, я не хочу кофе!
— Хорошо, хорошо! — ответила она, и в ту же минуту я услышал:
— Сделай, как я тебе сказала.
В другой раз я пришел к маме в реанимацию. Состояние у нее было тяжелое, ее интубировали. Надев медицинский халат зеленого цвета, я наклонился к ней и спросил:
— Мама, как ты? Как себя чувствуешь?
Вместо ответа мама бросила строгий взгляд на мой халат, сняла кислородную маску и сказала:
— Ты что, ходишь в такой грязной рясе? Надо переодеться! Что люди скажут?
— Ну, мама, — ответил я, — значит, тебе уже лучше.
На Крите есть пословица: «Там, где Бог не успевает, Он посылает мать». Но даже при самой нежной материнской любви есть опасность переступить грань разумного. Нам очень сложно фильтровать свою родительскую любовь через любовь Бога. Что я имею в виду? «Господи, помоги мне понять, что действительно нужно моему ребенку, а что — уже лишнее!»
Мы постоянно хотим детям что-то дать — денег (даже если они у них есть), еды (даже если они сыты), воды (даже если им не хочется пить), и постоянно беспокоимся, тревожимся, думаем о них. Но настоящая помощь — это совсем другое.
Старец Паисий говорит, что дети — как еда из печи: если не потомить их, не прожарить как следует, они не приготовятся. Впереди — взрослая жизнь, полная трудностей. Каково им будет бороться за существование без мамы с папой? Если их не научили выживать, все будет им казаться страшным и пугающим. И свой страх они передадут уже своим детям.