В преддверии IV Всецерковного съезда православных миссионеров, который намечен на 16-18 ноября, в РИА Новости была проведена пресс-конференция «Православная миссия сегодня», в которой на вопросы журналистов ответили председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда и ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.
Главной темой съезда будет тема миссионерского служения мирян. Также будут обсуждаться и вопросы деятельности миссионерских приходов, миссионерских монастырей, подготовки миссионерских кадров, особенностей развития внешней миссии Церкви, методы уврачевания и профилактики расколов.
Говоря о предпосылках успешности православной миссии, Владимир Легойда, отметил, что успех, прежде всего, зависит от уважения к собеседнику, независимо от того насколько миссионер разделяет его взгляды. Так же было сказано о важности погружения в иную культуру (инкультурацию) и осознанию границ этого погружения. Как сформулировал эти принципы еще апостол Павел: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых».
На съезде пройдет презентация сборника «Миссия сегодня», выходящего в «Журнале Московской Патриархии, который представляет собой подборку наиболее интересных статей из различных изданий о живом, еще не устоявшемся опыте миссионерства. Сергей Чапнин отметил важность миссионерской деятельности мирян в связи с тем, что сил священства недостаточно для этих целей, и работа по подготовке мирян для миссионерского служения должна вестись гораздо более активно и не очагами, а всей Церковью.
Далее участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.
На вопрос, в чем состоит православная миссия в условиях, когда люди уже знают и о существовании христианства, и о местоположении храмов, и в чем должна заключаться миссионерская деятельность мирян, архиепископ Иоанн ответил, что миссия должна быть не простым информированием о том, что есть Евангелие и Церковь, прежде всего, передачей опыта Богообщения и создания евхаристических общин. Владыка признал, что в этом смысле мы далеки от идеала. «Когда человек видит живущего рядом с ним мирянина, который своей жизнью свидетельствует о Христе, это миссионерство».
Мирян архиепископ Иоанн назвал хранителями веры «Передавая опыт веры своим детям, на уровне бытового общения они могут передать этот опыт и своим друзьям», — так владыка определил служение мирян.
По мнению главы Миссионерского отдела, наставленные в вере миряне могут помочь, когда духовенство еще не видит проблемы, например, в случае деятельности сектантов.
В задачи мирян, считает владыка Иоанн, входит освещение происходящего, исходя из христианского понимания жизни.
«Нередко, хорошо подготовленные матушки становятся миссионерами. Зачастую простые чаепития стихийно преобразуются в катехизические кружки. И даже сплетни матушка может ненавязчиво перевести в духовное русло. Так известного богослова однажды спросили: «Почему воскресший Христос явился прежде всего Марии Магдалине и женам мироносицам?» Он ответил: «По причине болтливости рода сего, так как весть о Его воскресении должна была очень быстро распространиться»», — напомнил владыка.
Руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, отвечая на тот же вопрос, отметил, что оценкой эффективности миссии должно стать изменение жизни.
«О том, что миссия достигнута, можно говорить тогда, когда человек узнав о Христе, свою жизнь изменил. Когда он больше не может жить так, как будто не было Христа. Основная миссия христиан, к которой мы все призваны, сказать людям, что нельзя жить так, как будто не было Христа. Это просто невозможно для человека», — подытожил он.
Поступил вопрос о конфликте протодиакона Андрея Кураева с группой мирян и священства.
Архиепископ Иоанн напомнил слова апостола Павла: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11:19) и высказал сожаление о том, что в церковной среде до сих пор еще не преодолен «синдром большевизма, то есть неумение выстраивать диалог без «кавалеристских атак»».
«Бывает, что вместо темы, которая была поставлена для обсуждения, стороны переходят на тему личной обиды. Это немощь человеческая, и миссионерская задача преодолеть этот внутренний разлад. Даже когда ты весь горишь, нужно сдержаться, ради того, чтобы не оскорбить, потому что «наша брань не против крови и плоти, но…против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12). И духи злобы поднебесной просто овладевают иногда некоторыми людьми, которые начинают выступать против Церкви, священноначалия и т.д. под разными благовидными предлогами. Казалось бы, что они все правильно говорят, но это делается с большой злобой к христианству», — сказал владыка.
В ответ на вопрос о внешней церковной миссии, владыка Иоанн привел в пример Индонезию как самую густонаселенную мусульманскую страну (220 млн. жителей). Владыка рассказал, что, учитывая высокий уровень ксенофобии в этой стране, для служения в Индонезии в Белгородской семинарии был подготовлен священник индонезиец, отец Иосаф, который открыл в стране пять приходов.
Для наглядности владыка привел факт из служения отца Иосафа:
«Перед наступлением цунами, в результате которого один остров был полностью уничтожен, буквально за 3 часа до этого на остров приехал отец Иосаф и забрал все христианские семьи с острова. И получилось так, что все христианские семьи полностью спаслись, тогда как цунами уничтожил все население этого острова. Отец Иосаф позвонил мне и спросил «Как мне об этом рассказать?» Я же ему сказал: «Пожалуйста, помолчи об этом, потому что, если ты скажешь даже правду, тебя обязательно обвинят в том, что ты знал и не предупредил других». На этой почве обязательно возникнет ситуация противостояния. Все эти тонкости необходимо учитывать».
В следующем вопросе поднималась тема миссионерской традиции православия (по мнению протодиакона Андрея Кураева, как было сказано, если она и существует, то не зафиксирована). Будет ли на съезде ставиться вопрос о более научном подходе к миссионерству?
Архиепископ Иоанн обратил не согласился с мнением отца Андрея: «Возьмите те же труды святителя Иннокентия, преподобного отца Макария (Глухарева), святителя Николая Японского. В них содержатся прямые рекомендации, как обратить к христианству язычников. Традиция инкультурации, изложенная святителем Иннокентием развивается в нашей современной Церкви, в отличии, например, от традиции насаждать христианство огнем и мечем».
В конце пресс-конференции был задан вопрос о предполагаемом строительстве миссионерского центра в Париже, участок земли под который стоит 50 млн. евро. Недоумение вызывал тот факт, что в Париже есть достаточное количество православных храмов, а средства на такое дорогостоящее сооружение можно было бы употребить на нечто более нужное. В ответ на этот вопрос глава Миссионерского отдела напомнил, что в Европе проживает очень много наших соотечественников, желающих, ввиду некоторых трудностей во взаимоотношениях с архиепископией Константинопольского Патриархата, иметь свой духовный центр. «Эти средства, насколько мне известно, они нашли сами», — сообщил владыка.
Кроме того, архиепископ Иоанн обратил внимание на то, что православные храмы за рубежом сейчас переполнены. По его мнению, это свидетельствует о том, что сегодня Православие выполняет свою миссионерскую задачу в Европе.