В России верующих становится все больше, а атеистов — меньше. Круглый стол «Религия в современном обществе»
www.patriarchia.ru www.rian.ru
8 ноября в РИА «Новости» прошел Круглый стол «Религия в современном российском обществе».
Участниками Круглого стола стали член Общественной палаты, вице-президент Общероссийской общественной организации работников средств массовой информации «МедиаСоюз» Е. Зелинская, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, руководитель социального отдела Института общественного проектирования М. Тарусин, главный редактор интернет-портала «Религия и СМИ» А. Щипков, заведующий Отделом науки и связей с государственными службами Московского муфтията, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Ф. Асадуллин, ответственный секретарь газеты «Церковный вестник» С. Чапнин, зам. декана факультета международной журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома» В. Легойда.
М. Тарусин ознакомил участников Круглого стола и журналистов с результатами исследования, проведенного Институтом общественного проектирования. Социологический опрос, проводившийся среди широкой аудитории (около 15 тыс. человек), показал, что в целом религиозное сознание в российском обществе возрождается. Эти выводы М. Тарусин проиллюстрировал на отдельных примерах.
Так, например, за период с 1991 по 2006 год число атеистов в России уменьшилось наполовину, в то время как количество верующих (православных по преимуществу) увеличилось с 34% в 1991 г. до 62% в 2005 г.
По такому показателю, как желаемое количество детей в семье, православные и мусульмане являются наиболее прогрессивной базой в аспекте решения демографической проблемы, поскольку заявляют о том, что хотели бы иметь в среднем 3 ребенка.
К 2015 году в России может быть уже 25 миллионов активных верующих, поскольку их численность растет прямо пропорционально увеличению количества храмов, сообщил руководитель социального отдела Института общественного проектирования (ИОП) Михаил Тарусин по итогам социологического исследования ИОП.
В ходе исследования были опрошены 15 тысяч россиян.
«Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. На протяжении последних 15 лет сохраняется зависимость 500-1000 человек на один храм», — сказал Тарусин в среду на «круглом столе» в РИА Новости.
Аналогов этому процессу в мире ученый не знает.
«При этом Русская Православная Церковь не претерпевает внутренних и внешних модернизаций, как Церкви в западном пространстве», — отметил Тарусин.
Согласно исследованию, в 1989 году в России на шесть тысяч церквей было пять миллионов верующих, регулярно посещающих богослужения и совершающих таинства исповеди и причастия (около 4% населения страны). В 1995 году цифры увеличились соответственно до восьми тысяч храмов и семи миллионов воцерковленных. На 2005 год эти показатели составили более 12 тысяч 600 храмов и 9,5 миллионов постоянных прихожан (8,5% населения).
К 2025 году, по его прогнозам, число воцерковленных россиян может составить уже 35 миллионов (33% населения России), если количество храмов увеличится минимум втрое и составит около 40 тысяч.
«Сегодняшний период характеризуется интенсивным восстановлением традиционной религиозности. В 91-м году к православным относила себя треть населения, сегодня это количество приближается к двум третям. Количество относящих себя к мусульманам практически не меняется. Атеистов стало в два раза меньше», — сказал Тарусин.
Среди православных верующих в России начинают преобладать молодые образованные горожане, сообщил руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.
«Сейчас Православная Церковь становится городской религией. Чем больше город, тем больше в нем храмов. Это специфика последних лет. Ничего подобного не было никогда в истории России».
«Это говорит и о повышении уровня образования, об омоложении Церкви», — добавил он.
Любопытной деталью исследования явилось то, что как православные, так и мусульмане не считают межнациональные конфликты главной проблемой современного общества; на первых местах по степени напряженности фигурируют проблемы обнищания населения и роста преступности, а также угроза безработицы и терроризма.
Когда мы в средствах массовой информации слышим о раздувании ксенофобии и шовинизма, — это искусственно раздутые проблемы, не занимающие в сознании населения столько места, сколько они занимают в медиапространстве», — сказал Тарусин, представляя итоги последнего социологического исследования института.
По словам социолога, когда 15 тысячам респондентов задали вопрос: «какая из внутренних проблем Вашего региона беспокоит Вас больше всего?», оказалось, что межнациональные конфликты находятся на одном из последних мест.
«Обострением межнациональных конфликтов» обеспокоены только 2,8% всего населения, 2,6% «воцерковленных православных» и 6,5% мусульман, сказал Тарусин.
Примерно поровну респонденты разделились, отвечая на вопрос, существует ли в их регионе угроза межнационального конфликта.
Выводы Тарусина поддержал другой участник «круглого стола» — ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин. Он сообщил, что по итогам исследования, проведенного в октябре при помощи специалистов социологического факультета МГУ среди семи тысяч респондентов, более 60 процентов экономически активных граждан считают неактуальной «проблему единства нации».
При этом 66% опрошенных заявили, что основа этого единства — духовно-нравственные ценности.
Согласно проведенному опросу, Русская Православная Церковь пользуется наибольшим доверием общества — ей доверяют 58,8% опрошенных. По словам М. Тарусина, это уникальная ситуация, не встречающаяся на Западе: там лидирующие позиции в аналогичных исследованиях занимают политические организации и государственные структуры.
Близкие результаты были получены в ходе другого социологического опроса, проводившегося в прошлом месяце Издательским советом Русской Православной Церкви среди пользователей интернета. Согласно этому исследованию, на вопрос: «Считаете ли вы, что положение дел в стране улучшится, если уменьшится влияние Русской Православной Церкви?» отрицательно ответили более 90% респондентов.
В целом, отметили участники Круглого стола, проведенный социологический опрос соотносится с другими подобными исследованиями, проведенными за последние годы различными научными и общественными организациями, и свидетельствует о том, что российское общество постепенно возвращается к религии как к духовно-нравственной основе, определяющей все стороны его жизнедеятельности.
Протоиерей Всеволод Чаплин отметил в своем выступлении, что зафиксированный в исследовании рост числа верующих с одновременным уменьшением доли атеистов есть свидетельство того, что миссионерская и просветительская деятельность Церкви приносит свои плоды. Кроме того, по его мнению, на общественное сознание позитивно влияет повышение уровня светской журналистики, пишущей на религиозную тему: «Журналисты постепенно отходят от изображения одной лишь фольклорной составляющей жизни Церкви и начинают адекватно показывать ее внутреннюю, таинственную природу», — отметил отец Всеволод.
Определенные положительные изменения в деятельности светских журналистов и социологов отметил и руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. Но, с другой стороны, подчеркнул он, по-прежнему распространен поверхностных подход к религиозной проблематике, когда исследовать религиозную карту России берутся специалисты, не имеющие личного религиозного опыта и не ассоциирующие себя ни с одной из традиционных конфессий.
В заключение работы Круглого стола его ведущая Е. Зелинская отметила, что исследования, подобные проведенному Институтом общественного проектирования, имеют большое значение для анализа состояния современного российского общества, поэтому представителям средств массовой информации следовало бы проявлять более взвешенный подход к освещению религиозной проблематики.