«В Рождество чувствуешь — мы Богу не безразличны». Священник Александр Сатомский
«Состояние свободного человека»
— Рождество — один из двух праздников, когда в храм приходят даже те, кто совсем далек от церковной жизни. Потом еще на Пасху придут. Как думаете, почему?
— Даже самые поверхностно знакомые с христианством люди минимально включены в церковный календарь. Наверное, здесь больше не мейнстрим, а понимание: Рождество и Пасха все-таки отличаются от всех остальных дней, поэтому проводить их стоит иначе. Люди находят силы, время, возможности, и это хорошо.
Мы живем в мире, который, с одной стороны, прекрасен, а с другой — несет на себе печать падения. И праздники как таковые указывают нам, что абсолютная реальность должна быть другой. В особенности те праздники, которые не нуждаются в сложном осмыслении. И человек во многом интуитивно к этому стремится.
Отец Александр Шмеман писал, что праздник — это состояние свободного человека. Я с этим согласен. Библейский текст — например, Исход — нам указывает, что всякая довлеющая, властная рука призывает только трудиться и голову от земли не подымать. А праздник — он про другую категорию.
— Рождество на самом деле страшный праздник: убийство младенцев, Христос рождается, чтобы умереть на кресте. Почему тогда закрепилось ощущение сказки, волшебства, радости?
— Потому что мы знаем историю до конца, она завершается Пасхой. Если каждый из сюжетов рассматривать отдельно, то в целом ряде из них нет не только ничего праздничного, но даже ничего нейтрального: они тяжелые и очень тяжелые.
Смысл Рождества — явившийся в мир свет, который воспринимается как легкое свечение зари. Мы же понимаем, что между Рождеством и Пасхой заключена целая евангельская история. Но это уже свет. В мире, который погряз во тьме, любой проблеск воспринимается с ликованием.
В этом смысле очень красивый образ предложил Толкин в «Сильмариллионе»: в мире зажигается свет звезд, и этот свет у эльфов самый любимый, потому что он первый. Для нас, избалованных солнцем, звезды не представляют ничего необычного. Они приятны, и все. Но если бы в мире не было никакого света, звезды показались бы нам великолепными.
Кофе без молока и умножение любви
— Каждый год под Рождество думаешь: ну наконец-то! И дело не в выходных, а в том, что есть точка отсчета и что через год будет еще одно Рождество. Почему так важно ощущение цикличности?
— Время линейно. Более того, изнутри библейского текста мы имеем уверенность, что в определенный момент оно прекратит течь. Цикличность вводим мы. Всякое измерение циклично, все отрезки одинаковы, чтобы было удобно считать и проживать, поэтому возникают циклы от суточного до годичного.
Это про устроение нашей психики. Невозможно объять необъятное, оно нас пугает. А когда мы делим его на части и проживаем фрагментами, нам значительно проще. Представим, что нам нужно выполнить большую работу: я ставлю одну цель, другую, третью — и так суммарно осилю весь процесс. Здесь то же самое. Для нашего здешнего проживания цикличность важна. Надо только понимать, что она не абсолютна и не отражает реальность.
— Получается, служба, подарки, праздничный стол каждый год — все эти привычные вещи вносят в жизнь порядок. Даже в хаосе есть на что опереться. Но иногда ритуальность подменяет суть Рождества. Как эту суть не потерять?
— Церковная педагогика предлагает нам миллион вариантов, при этом не предполагая, что мы за миллион схватимся. А мы бываем похожи на человека, который открыл сайт маркетплейса в очередную «черную пятницу» и провалился вдребезги: все хочу, все надо, все возьму, все пригодится — и бетономешалка, и венчик для взбивания белков.
Ассортимент церковных практик огромен, каждый найдет себе соразмерное и созвучное, причем чаще всего это не одно и то же на протяжении всей жизни. Мы меняемся и под любое из своих состояний ищем нечто, что нас мимо соответствующих смыслов не проведет.
Это может быть практическое делание. И как раз рождественские подарки — очень тонко дидактически реализованная тема. Она напоминает, что ты не только получатель, но и даритель. Более того, будучи христианином, ты помнишь, что не только круг тех, кто дарит тебе, должен быть одарен тобою.
Практика умножения любви предполагает, что ты эти рамки раздвинешь чуть шире.
Если просто пойдете с кем-то волонтерить до ближайшего хосписа и там побудете с людьми, поделитесь своим временем и своими силами, это будет великое дело. Если к такому вы не готовы и пока встреча с чужой болью для вас затруднительна, помойте полы в воскресной школе, например. Мы не закрыты в традиционном решении, когда должны непременно собрать продуктовые пакеты и пойти по бедным. Не всегда у нас хватает такого внутреннего напора. Формы разнообразны. У нас десятки прозрачных благотворительных фондов. Нажмите три кнопки, и это поможет чьей-то жизни.
Вторая практика — молитвенная, которая тоже преломлена в миллионе вариантов. Мне ближе тексты, поэтому часто мое молитвенное правило сопряжено с ними, но время от времени я нахожу возможность молиться Богу непосредственно, адресуя все, что я считаю нужным сказать прямо сейчас. Для меня одна из самых внутренне собирающих практик — просто молчание, когда я ничего не говорю и ничего не хочу, я просто есть перед Богом. Все эти варианты в массе своей не предполагают каких-то сложных и тонких настроек.
— Пост? Великий пост готовит нас к Пасхе систематически, а Рождественский, говорили вы в проповеди, скромнее.
— У нас практику поста нивелировали как только могли: неважно, что ты ешь, и так далее. Согласен, концептуально — да. Но в плане примитивного решения пост великолепен. Я встаю с утра, наливаю себе кофе, и у меня возникает мысль — с молоком или без? Я вспоминаю, что без. Почему? Пятница. А что это значит? Господи, это же день, когда мы вспоминаем крестные страдания. Спасибо, Господи, что Ты принял их, воскрес и даровал эту возможность мне! И кофе без молока не расстраивает, а напоминает, что сегодня день-то какой!
Великий пост мы видим как регулярное церковное установление. В том или ином виде он присутствует в христианской истории почти на всей ее протяженности. Более того, форматы жизни Церкви менялись, вместе с ними видоизменялся этот пост и его наполненность.
Остальные посты, в том числе Рождественский, возникают позже. На этапе, когда они плотно входят в календарь, в церковном сознании уже возобладала мысль, что пост — это, во-первых и в-главных, простое аскетическое усилие. Поэтому литургически они реализованы достаточно скромно и сухо. Но кто мешает нам самостоятельно насытить их тем, что нам актуально прямо сейчас?
Не вспоминать, а проживать
— Когда говорят, что Рождество — это не только дата в календаре, что имеют в виду? Что такое эта «вселенскость Рождества»?
— Это не только про Рождество, это про вселенскость Христа. Мы сталкиваемся с двойственностью, и нам нужно ее аккуратно очертить, потому что уход в каждую из половин заводит в глубокий провал.
Речь о Христе и спасении. Христос и есть спасение. Он принял в себя всю полноту человеческой природы, и Ему уже сопричтено все человеческое всех времен и народов. И в этом смысле у Бога ко всякому и каждому есть точка входа. Это одна половина.
Вторая заключается в том, что нам необходимо деятельно принять Христа. Сам факт Его существования где-то в твоей жизни — только часть дела. А третья задача — не провалиться ни в одну из этих половин, приняв ее за полноту.
Чаще всего мы полностью согласны с тем, что Христа надо принять, что спасение в соработничестве, и тогда вообще не видим все остальное человечество. А иногда можем сказать: «Ну что вы, за всех распялся Христос, ради всех воскрес и ничего от вас больше не требует». Правда посередине.
— Мне кажется, что мы не просто вспоминаем о Рождестве, но мы его участники, где бы мы ни были. Даже в продовольственной лавке, как у Бродского, «каждый сам себе царь и верблюд». Как это получается, если речь о событии 2000-летней давности?
— Это прямая библейская установка, которая смогла войти в нашу ментальную культуру — и хочется верить, что навсегда. Вернемся к тому же Исходу, потому что идея заложена там: садясь за праздничный стол и празднуя Пасху, ты делаешь это не ретроспективно, вспоминая прошлое. Нет, каждое из блюд свидетельствует об этой реальности, каждый вопрос возвращает тебя к ее проживанию. В очень ранней толковательной традиции возникает мысль, что ты, празднуя Пасху, сам исходишь из Египта.
С Рождеством та же самая вещь. Это все живет и движется внутри цельной Библейской парадигмы, праздники появляются новые, а формат останется прежним.
Ни одно из событий, в отличие от целого ряда общеисторических вещей, не может быть для меня безразлично. Эта история послужила моему конкретному спасению, моему единству с Христом.
— То же самое с богослужением? Мы не вспоминаем, а заново проживаем.
— Абсолютно. Сама Евхаристия — она целиком про воскресение Христово. Иоанн Златоуст говорит: когда ты причащаешься, тогда у тебя и Пасха. И получается, что она не завязана вообще ни на какой календарь. Но так как нам сложно постоянно находиться в этой напряженности, календарь распределяет для нас точки по прямой года.
«Милосердие вводит Бога в мир»
— В Рождество вы обращаетесь к Книге Руфи. Почему? Как она помогает понять Рождество?
— Во-первых, это прямое начало мессианской истории: Руфь стала прародительницей царя Давида, а Христос — его потомок. Понятно, что весь библейский текст содержит повествовательную мессианскую линию от первой книги до последней, от Бытия до Апокалипсиса. Но в ряде случаев ее сложно не терять из вида — там много других сюжетов, которые нас захватывают и от этой линии отвлекают. А Книга Руфи — очень простое, последовательное, бытовое повествование, в котором описываются реалии, очень похожие на нашу действительность.
Мы избалованы текстами житий святых для детей, где чудеса происходят примерно каждые 20 минут. Но библейский текст очень аккуратно, в гомеопатических дозах касается темы чудес и присутствия Бога в мире. Даже в Исходе мы видим, что десять казней египетских можно интерпретировать и как природные явления. Фараон не совершенный безумец — он интерпретирует так, как ему хочется и удобно. И не он один.
Примеров очевидного действия Бога в Библии не так много. И в этом смысле Книга Руфи нам близка. Здесь рассказываются истории обычных людей, здесь никто не царь, не великий пророк. Семьи, мужчины, женщины, моложе, старше, обремененные проблемами, болезнями, бедностью. Про действие Божие в этой истории не сказано практически ничего. За всю книгу Бог упоминается дважды как податель благ: дал в Вифлееме хлеб и дал Руфи ребенка.
И никакой сложности при чтении Книги Руфи у нас не возникает. Но ее посыл исключительно знаковый. Он как раз про то, как милосердие вводит Бога в мир. Милосердие, верность и другие важные, но вполне осуществимые человеком вещи. Здесь не нужно взбираться ни на Синай, ни на Кармил, нет нужды переходить Красное море посуху. Нужно всего-навсего быть человеком. Вот Руфь решила не бросить свою старую свекровь.
— А если бы бросила? От одного поступка могла бы повернуться вся библейская история?
— Бог богат, и точек развития истории у Него много. Но мы видим, что исключительно хорошо и правильно, когда история движется последовательно. Вот есть предложение человеку участвовать — и есть согласие человека на участие. Поэтому мне и кажется, что с Рождеством этот текст соотнесен абсолютно всеми точками. Все повествовательные линии уходят в Рождество Христово.
— Вы в своей проповеди упоминали Исаию: Христос был «как агнец пред стригущим его безгласен». Ответ силой на силу порождает зло. И вроде привычная мысль для христианина, но каждый раз удивляет. Как возможна победа над злом через безгласность, тем более когда каждый день видишь обратное?
— Я бы не сказал, что мы совсем каждый день видим обратное. Сравним с живописью. Можно очень резко дать изменение тона или даже цвета. Но в реальности так редко бывает. Обычно тона сменяют друг друга градиентно. В плане исторического процесса все-таки каждый период от ближайшего к нему отличается ничтожно.
Мы не можем не заметить, что христианство все-таки сумело оказать влияние на мир, мир изменился.
Нельзя сказать, что он стал благ и похож на Царство Небесное. Но вещи, о которых Христос говорил в тайных комнатах в I веке, в итоге оказались проповеданными на кровлях.
Ценность человека сегодня постулируют даже самые жуткие тиранические сообщества. Другой вопрос, как они ее интерпретируют. Но даже самый ужасный тиран не может напрямую сказать: «Вы знаете, для нас человеческая жизнь — ноль». На уровне постулирования мы все равно видим, что хоть как-то нужно согласовываться с этим смыслом. Он настолько довлеет, настолько очевиден, что нельзя его не замечать.
«Мы Богу не безразличны»
— Как с годами менялось ваше восприятие Рождества?
— Совсем в раннем детстве мое Рождество никак не выглядело, потому что я не из церковной семьи. Новый год, и все. Там вообще не было никакого измерения. В 14 лет я пошел в храм, открыл для себя системно и последовательно библейский текст. И тут уже Новый год сильно поблек, а приоритеты изменились.
Но сейчас не могу сказать, что я негативно отношусь к Новому году, для меня он остается важным праздником, и некоторая разделенность между Рождеством и Новым годом кажется мне хорошей штукой. Новый год позволяет мне вообще подумать о себе — в этом смысле светский календарь помогает нам еще лучше, потому что он в голом виде ставит перед нами вопрос о времени. Никаких сюжетов. Мы просто констатируем факт, что большой этап нашей жизни прошел.
— Какие у вас есть традиции? Как отмечаете с детьми?
— Ближе к делу с кем-то из младших мы читаем детскую Библию с иллюстрациями Хосе Переса Монтеро — нам нравятся исключительно они. С детской Библией у нас, к сожалению, абсолютный провал: либо что-то классическое вроде гравюр Доре, либо мультяшное — такая примитивизация, когда между волхвами и смешариками нужно найти серьезные отличия, чтобы не спутать одних с другими.
Хосе Перес Монтеро предлагает прекрасные исторические иллюстрации того, как примерно на том этапе все и должно было выглядеть. Там, конечно, будет Рождество без елочек, но это никак не портит ситуацию.
С маленькими детьми проще читать адаптированный текст, что я обычно и делаю. При большом желании лет после 6-7 можно уже и к Евангельскому повествованию обращаться, для первичного понимания текст несложный.
Мы смотрим фильмы — «Один дома», «Хроники Нарнии», ранние части поттерианы, еще не отмеченные хоррором. Есть много отличных фильмов, которые поднимают тему Рождества. Совсем недавно я для себя открыл «Чудо на 34-й улице» — это голливудская классика 40-х годов, фильм потом переснимался несколько раз. С детьми я его тоже посмотрю — есть более поздняя экранизация, где все то же самое, только в цвете.
Ну и все мои дети страстные любители именно ночного богослужения. Им иногда бывало тяжело, бывало, они где-нибудь в углу и прикорнут. Но принципиально им нужно идти ночью.
— Иначе ты как будто чего-то недополучил.
— Именно. Более того, они ходят на Рождество дважды — ночью и утром, потому что после утренней службы у нас детский рождественский концерт, в котором все они участники. Соответственно, они празднуют, потом еще раз празднуют, а потом еще раз — уже дома.
— Готовить помогаете супруге?
— Вы знаете, я кулинарная бездарность, поэтому занимаюсь декором. Супруга печет — я украшаю: цветы из крема могу сделать, добавить ягоды, конфеты, что-то еще на всех этих произведениях. Но сам я ничего не умею.
— В общем, вы украшаете эту жизнь.
— Ну, практически.
— О чем будете говорить на рождественской службе прихожанам?
— Представления не имею. Все проповеди я читаю экспромтом. Никогда наперед не думаю, это моя принципиальная установка. Дело в том, что у нас интеллектуальный приход. Удивительные люди собрались, они не нуждаются в простой дидактике «делай/не делай», «ешь/не ешь». Они сами читают, сами поучаются, сами интересуются.
Выходить к ним с набором готовых тезисов, что вот такой-то отец говорит об этом вот это, бессмысленно. Я могу им забросить вопрос, а они мне сами расскажут. Пересказывать содержание праздника на пальцах — это не их уровень.
Поэтому все, чем я могу поделиться и что имеет ну хоть какую-то ценность, — то, как я сейчас это проживаю. Конечно, есть определенный элемент подготовки, он связан с тем, что я готовлю проповеди как цикл, посвященный ветхозаветным пророчествам. Но в само Рождество будет то самое Евангельское чтение: что оно родит, о том и буду говорить.
— Но наверняка у вас есть мысль, которая греет душу.
— Мысль, что мы Богу не безразличны. В Библии она в некоторых событиях очень ярко проявляется. В Книге Руфи вроде так и не скажешь: Бог с этим миром взаимодействует гомеопатически, и все. А есть сюжеты, в которых действие Божие очевидно, хотя и реализуется в малости, и Рождество — один из самых ярких таких сюжетов.
Фото: Елена Егунева