В древнем сербском монастыре Мильково близ города Свилайнац на реке Мораве в пятницу 30 мая молитвенно отметили восьмидесятую годовщину со дня блаженной кончины выдающегося духовника русского Зарубежья схиархимандрита Амвросия (Курганова).
После заупокойной Божественной литургии, на могиле Мильковского Аввы была полным чином отслужена панихида, которую возглавил архимандрит Досифей, духовник монастыря Гргетек (на Фрушкой горе в Сербии), ежегодно в этот день приезжающий в Мильково. После панихиды, по настоянию и благословению архимандрита Досифея и по просьбе схиигумении Ангелины, к молящимся с краткой речью обратился иподиакон Андрей Тарасьев, специально ради такого дня прибывший из Белграда. Его родители протоиерей Виталий и матушка Людмила в молодости бывали в Мильково и с гордостью называли себя «амвросиевцами».
После панихиды в монастырской трапезной был поминальный обед, приготовленный сердечными инокинями этой святой обители. Так скромно, но молитвенно и трогательно была отмечена эта знаменательная дата.
Чем же Авва Амвросий заслужил такое внимание?
Когда благочестивым сербам упомянешь Мильково и архимандрита Амвросия, они сразу же вспоминают, что его духовным чадом был Тома Штрбулович, впоследствии известный духовник, старец Фаддей (Тадей). Русские же (не только проживавшие в Сербии, но и во всем мире) сразу вспоминают, что здесь, в Мильково, при Авве Амвросии принял иноческий постриг великий Святитель русского Зарубежья архиепископ Иоанн Шанхайский. Но, мало кто знает, какое значение для православного славянского мира имели семь «Мильковских» лет отца Амвросия. Поэтому, хоть кратко, вспомним его биографию и житие.
Владимир Курганов родился в потомственной священнической семье в с. Говорово (Саранской области) 1/14 января 1894 года. Закончив приходскую школу, затем духовную семинарию в Пензе, он попадает на историко-философский факультет в Варшаве. Благодаря своему духовнику о.Константину Коронину, он в Твери знакомится с ректором архимандритом Вениамином (Федченко), который сыграет большую роль в его духовной жизни. Война 1914 года, короткое пребывание на фронте и продолжение учебы в Москве. Благодаря о.Вениамину он присутствует на Первом Всероссийском соборе в 1917 году, где имеет возможность ежедневно слушать выступления архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), который впоследствии сыграет исключительную роль в его избрании иноческой стези. Не случайно, именно тогда он решает «уйти из мирского света» и направляется в Оптину пустынь. Но, юному, еще не созревшему для отшельнического подвига Володе, Господь судил искусить еще много искушений. Гражданская война… Родное Говорово, Полтава, Москва — он в рядах Белой армии… Под Киевом — тяжелое ранение в грудь навылет, тиф, Крым и эвакуация с армией Врангеля в Константинополь, где он работает в военном госпитале, и прислуживает при богослужениях в русской посольской церкви.
Здесь судьба его неразрывно связывает с митрополитом Киевским и Галицким Антонием, который посвятив его в иподиаконы, рекомендует ему переехать с остальными изгнанниками в Сербию.
Благочестивый юноша Владимир попадает в монастырь Петковицу, опять к своему духовнику епископу Вениамину в его «русскую» обитель и 22 марта-4 апреля 1923 года принимает иноческий постриг с именем Амвросий. Насколько митрополит Антоний, тонкий знаток юношеских душ, сразу оценил духовный потенциал инока Амвросия, свидетельствует факт, что он специально прибыл в Петковицу рукоположить Амвросия в иеродиаконы в июле того же года. Этот год особо знаменателен в жизни отца Амвросия: 14-27 октября архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) рукополагает его во иеромонахи. Так началось, к сожалению очень краткое, всего десятилетние, служение инока Амвросия Господу и людям. По благословению митрополита Антония он два года проводит в Болгарии восстанавливая русский монастырь близ города Ямбол, а по совету того же владыки Антония 24 января — 4 февраля 1926 года принимает игуменство в древнем сербском монастыре Мильково, в 120 километрах от духовного центра русского Зарубежья — Белграда.
Монастырь куда прибыл о.Амросий с несколькими послушниками был в крайнем запустении. И вот свершилось чудо: подвигом и трудами юного игумена уже через год собралось русско-сербское братство человек тридцать, наладилось монастырское хозяйство, начались уставные благолепные богослужения и Мильково стало настоящим духовным очагом.
По свидетельству многих его духовных чад, Авва Амвросий всех покорял и наставлял своей всепрощающей любовию, своим подвижническим подвигом и отеческим всепрощением. Он, несмотря на тяжкий недуг (незалеченая рана привела к туберкулёзу легких) сам нёс целый ряд послушаний: богослужения, клиросное пение, обучение иноков иконописному мастерству, постоянное присутствие при работе своих собратий и попутные мудрые поучения. По свидетельству Аввы Фаддея, он всё прощал, кроме осуждения собрата! Иеромонах Феофан (Шишманов) рассказывал (в присутствии автора этих строк), что как-то плохо отозвался о каком-то послушнике. Авва избегал давать ему в тот день благословение, но, поскольку это было не первый раз, наказал Феофана 50-ю земными поклонами, сказав что он их будет «бить» сам вместо провинившегося! «Бьёт он поклоны, бью и я рядом с ним и оба плачем!» заканчивал свой рассказ будущий архимандрит в США Феофан.
Великий, но тайный подвижник не щадил себя, скрывая от всех свой недуг и не избегал никакой работы (на пример при сооружении русской бани). Его пример, его поучения, привлекали не только будущих иноков, но и паломников из всех мест, где находились русские беженцы. Посещали эту обитель и митрополит Антоний, епископы Тихон и Николай, архиепископ Курский Феофан с чудотворной Знамения Курской иконой Божией Матери…
Такое истовое служение всей братии привлекало и местных жителей, так что некоторые богослужения приходилось служить не в малом храме, а в монастырской ограде…
За семь лет своей игуменской жизни в Мильково, Авва Амвросий привлёк и наставил огромное число юношей жаждущих духовного наставления. В Мильково приняли постриг: Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский, будущие владыки: Антоний (Сенькевич) Лос-Анжелосский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский, архимандрит Киприан (Керн) профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Здесь первые наставления получили и епископ Женевский Леонтий и архиепископ Западно-Европейский Антоний (Бартошевичи), архимандриты Феофан (Шишманов), Никандр (Беляков), Зосима (Валяев), наследник Аввы игумен Лука (Родионов), знаток древне-русского пения Иван (Филипп) Гарднер и многие другие. Русская молодежь неоднократно совершала паломничества в Мильково, где, несмотря на огромные труды настоятельства, архимандрит Амвросий всегда находил время для наставительных собеседований и поучений. Но, он был очень строг к тем, кто приезжал в монастырь как «на пикник», то есть купаться в Мораве, не посещая богослужения. Таких он приказывал удалить из обители…
Сохранилось высказывание митрополита Антония, что по духу самыми близкими для него являются отец Иоанн (Максимович) и архимандрит Амвросий.
Но, огромные напряжения, нежелание щадить себя и лечиться, следить за своим здоровьем, подорвали силы Аввы Амвросия. В начале 1933 года он простудился в холодном храме и у него опять пошла кровь горлом. Но, он, ясно сознавая своё положение, согласился провести в болнице в Белграде всего месяц и отпросился обратно в своё Мильково к своей собратии. Уже в начале Великого поста он не мог читать канон Святого Андрея Критского, из последних сил отслужил свою последнюю Литургию в Неделю Православия и слёг в постель.
В мае ему стало совсем плохо и все поняли, что приближается конец его земной жизни. Попрощавшись с каждым из своей братии, приняв великую схиму, он тихо отошел ко Господу вечером 17 — 30 мая 1933 года.
Отпевание совершал сам митрополит Антоний со сонмом духовенства. Похоронен великий Авва у монастырской стены за алтарём и своми молитвами охраняет и ныне свою обитель, ставшую в 1956 году женским монастырём.
Преподобный Авва Амвросие моли Бога за нас!
Иподиакон Андрей Тарасьев
Белград, Сербия