Главное
Пассажирский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-89098 рейса SU-1492 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02. На борту находились 78 человек.
По основной версии, в самолет ударила молния. Он смог приземлиться только со второго раза через 28 минут полета, по данным РИА Новости. При жесткой посадке у самолета подломились стойки и загорелись двигатели. Хвостовая часть была полностью охвачена огнем.
Экипаж эвакуировал пассажиров по надувному трапу. На это ушло 55 секунд. Норматив для аварийной ситуации составляет 90 секунд. Аварийно-спасательная бригада и медики прибыли на место происшествия уже через две минуты после посадки — в 18:32.
Погибли один член экипажа и 40 пассажиров, двое из которых — дети. 37 человек спаслись, сообщил уточненные данные Следственный комитет. Пострадавшие разной степени тяжести находятся в больницах Москвы и подмосковных Химок.
Следственный комитет России по факту авиакатастрофы возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ “Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц”. Собственное расследование также проводит Международный авиационный комитет.
Родственники и близкие пассажиров самолета могут получить психологическую и информационную поддержку по круглосуточному номеру горячей линии МЧС России: 8-800-775-17-17.
Авиакатастрофа стала крупнейшей в России по числу жертв с 11 февраля 2018 года, когда самолет “Саратовских авиалиний” разбился через четыре минуты после взлета из “Домодедово”. Тогда погиб 71 человек.
Аварийная посадка
Самолет SSJ-100 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02, по данным пресс-службы Шереметьево. Вскоре после взлета экипаж сообщил о неисправности и решил вернуться в аэропорт вылета. Приземлиться удалось только со второго раза, в 18:30.
При посадке, по предварительной информации экстренных служб, самолет дважды ударился о взлетно-посадочную полосу, после чего загорелся. Пожар начался в двигателях лайнера, по информации пресс-службы “Аэрофлота”.
Основная версия — молния ударила в самолет, рассказали ТАСС в экстренных службах. Информацию о молнии подтвердил один из членов экипажа. С ним соглашается пассажир рейса “Москва-Мурманск” Дмитрий Хлебушкин.
“Я думаю, в самолет ударила молния. По крайней мере, я видел вспышку, которая была на нее похожа. Пожар начался после посадки”, — цитирует его РИА Новости.
Командир “Суперджета” решил посадить самолет в “Шереметьево” после отказа радиосвязи с землей. Он подал сигнал о потере радиосвязи, и какое-то время поддерживал связь с диспетчерами по аварийному каналу, но потом и это стало невозможным, передает “Интерфакс” со ссылкой на источник.
Самолет пришлось сажать в ручном режиме, потому что отказала электроника. У SSJ-100 были полные баки топлива. Без связи с диспетчерами совершать маневры над Москвой, вырабатывая топливо, было опасно.
По данным “Интерфакс”, самолет трижды ударился о взлетно-посадочную полосу, топливо из баков разлилось и вспыхнуло, охватив заднюю часть фюзеляжа. Пожар был настолько сильным, что полностью уничтожил хвостовую часть самолета, передает ТАСС.
Пассажиры покидали самолет по надувным трапам. Эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90. Из 78 человек спаслись 37.
Аварийно-спасательная бригада и медики прибыли на место происшествия уже через две минуты после посадки — в 18:32.
Данные о погибших
В Шереметьево авиакатастрофа SSJ-100 унесла жизни 41 человека, сообщила представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Елена Марковская. Это 40 пассажиров и один член экипажа.
По данным “Вестей”, погиб бортпроводник 22-летний Максим Моисеев. Он до последнего выводил из горящего самолета людей. Ему помогали коллеги Татьяна Касаткина и Ксения Фогель. Им удалось выжить, как и двум пилотам. Всего спаслись 37 человек.
Около 20 родственников погибших пассажиров находились в Шереметьево до утра. Им оказывали помощь психологи МЧС и Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского.
Еще восемь членов семей жертв авиакатастрофы остаются в Мурманске, где создан оперативный штаб. Там им тоже оказывают психологическую поддержку, сообщила журналистам министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Состояние пострадавших
Пока в больницах Москвы и Химок находятся шесть пассажиров рейса “Москва-Мурманск”, потерпевшего крушение в Шереметьево. У некоторых из них ожоги первой и второй степени — от 13% до 15% тела, рассказала глава Минздрава России Вероника Скворцова.
Одна из пострадавших находится в крайне тяжелом состоянии. Ее доставили из Шереметьево в НИИ Вишневского. Она находится в реанимации на искусственной вентиляции легких, у нее ожоговый шок.
Еще одна пациентка поступила в НИИ им. Склифосовского. Врачи оценивают ее состояние между средней тяжести и тяжелым, они диагностировали термоингалляционную травму и ожоги пламенем 15% тела —
спина и верхние конечности.
“…Ожоги не тяжелые, первой-второй степени, это в общем достаточно поверхностные ожоги с благоприятным прогнозом”, — уточнила Вероника Скворцова в комментарии ТАСС.
Состояние еще двоих пациентов оценивают как тяжелое, одного — средней тяжести.
Еще 14 пассажиров SSJ-100 обратились за помощью к медикам в связи со стрессовыми реакциями. Число пострадавших в ближайшее время может возрасти в связи с реакцией людей на трагедию.
“…Речь идет о шоке, и время сейчас будет немножко проходить, и опыт показывает, что будут появляться жалобы, сосудистые реакции и гипертонические кризы и так далее», — сказала министр.
Что говорят очевидцы
“Взлет был в 18:02. <…> Из-за молнии произошла потеря радиосвязи и переход самолета в минимальный режим — прямого управления, — рассказывает пилот Денис Евдокимов телеграм-каналу Baza. — Не через компьютер, а напрямую. Удалось [радиосвязь] восстановить через аварийную частоту. Она была кратковременной и прерывистой. После включения передатчика несколько слов получалось сказать, потом она пропадала и надо было снова подключать. Диспетчеры нам оказали помощь, задавали курсы для вывода на полосу.
Пожар начался после посадки. Не могу сказать точно, почему. Да, баки были полные, есть процедура у нас — посадка с превышением посадочной массы. Скорость была небольшая, обычная. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости… После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию”.
“Мы попали в тучу. Был сильный град. Слышен был шум за бортом. В этот момент произошел хлопок слева по борту и световая вспышка. В нас ударила молния, — рассказала телеграм-каналу Baza бортпроводник Татьяна Касаткина. — Экипаж нам сообщил, что мы возвращаемся в аэропорт вылета. Мы летели, ждали дальнейших указаний. У нас со связью была проблема, когда нам позвонил пилот, у нас у нас уже не работала световая сигнализация.
Все было очень быстро. [В салоне] был очень черный дым. Ни секунды не было времени. <…> Все начали соскакивать с кресел, когда самолет еще был на скорости. Я видела, как женщина звонила кому-то, говорила: «Мы горим, падаем!». И она была в проходе между шестым и бизнес-классом.
Когда самолет остановился, я начала эвакуацию сразу же. Уже не видела их — выбила ногой дверь и пассажиров выталкивался, чтобы они не задерживались во время эвакуации. Каждого прямо за воротник… <…> Самого пламени внутри самолета не было. Пассажиры говорили, что начали плавиться иллюминаторы”.
“Только благодаря стюардессам я остался жив, — рассказал BBC пассажир Дмитрий Хлебушкин. — Девочки стояли в помещении, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура, а они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трапы”.
«Мы взлетели, и в самолет ударила молния. Борт развернулся, была жесткая посадка. Мы чуть сознание от страха не потеряли. Самолет прыгал по взлетке, как кузнечик и загорелся уже на земле. Сейчас нам ничего не понятно, вокруг бегают сотрудники МЧС и медики, отпаивают всех успокоительными», — рассказал “КП” пассажир Петр Егоров.
«Сперва все было хорошо, бортпроводники молодцы, отработали в первые секунды. Приехали все спецслужбы очень быстро, но люди вокруг паниковали. Слава богу, бортпроводники сработали на ура и оперативно всех вывели», — цитирует телеграм-канал Mash Дмитрия Харинина, который был на борту. Сейчас он находится в больнице.
Расследование
После авиакатастрофы в Шереметьево Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Расследованием занимается центральный аппарат ведомства.
О причинах трагедии пока не говорят. Как заявила “Интерфаксу” официальный представитель СК РФ Светлана Петренко, у следователей уже есть версии. Но выводы о причинах и обстоятельствах случившегося сделают только “после всестороннего изучения полученных следствием данных”.
Причины катастрофы также выясняет комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Ее возглавил эксперт Леонид Каширский, который расследовал крушение турецкого грузового Boeing-747 16 января 2017 года в аэропорте Манас в Бишкеке. Тогда погибли 39 человек, 19 были госпитализированы.
В аэропорту Шереметьево создал оперативный штаб. Там работают министр транспорта Евгений Дитрих, руководитель Росавиации Александр Нерадько и глава МЧС Евгений Зиничев. Кризисный штаб собрал и “Аэрофлот”.
Транспортная прокуратура проверит действия должностных лиц аэропорта и перевозчика, которые отвечали за соблюдение законодательства об обеспечении безопасности полетов.
Президент России Владимир Путин поручил разобраться в причинах катастрофы. Премьер-министр Дмитрий Медведев отдал распоряжение создать госкомиссию по расследованию обстоятельств происшествия.
Списки
Выжившие:
МЧС России опубликовало список эвакуированных пассажиров загоревшегося лайнера SSJ-100:
- Аксенов Юрий Александрович
- Афанасьев Виктор
- Бабаев Кирилл Сергеевич
- Вечинкин Сергей Александрович
- Гончаров Владимир
- Гринберг Татьяна Леонидовна
- Гущина Галина Ивановна
- Деркунская Елена Петровна
- Евменьков Владимир Васильевич
- Егоров Петр Викторович
- Егорова Наталья Борисовна
- Зимницкий Дмитрий
- Киселев Василий
- Климов Евгений Александрович
- Ключникова Екатерина Владимировна
- Ковба Алексей Михайлович
- Марченков Александр
- Марченкова Юлия
- Молчанов Олег Николаевич
- Молчанова Юлия Александровна
- Прыщенко Денис
- Прыщенко Валерий
- Савченко Михаил Михайлович
- Ситникова Мария Владимировна
- Тихонова Людмила
- Харинин Дмитрий Юрьевич
- Хлебушкин Дмитрий Вячеславович
- Шилов Антон Валентинович
- Член экипажа
- Член экипажа
- Член экипажа
- Член экипажа
Госпитализированы:
- Белик Татьяна Леонидовна (НИИ им. Склифосовского)
- Коник Мария Михайловна (НМИЦ хирургии им. Вишневского)
- Кузнецов Сергей Владимирович
- Печников Василий Сергеевич
- Цицилин Вадим
Погибли:
Информацию опубликовал телеграм-канал Mash.
- Брукс Джереми Хинтон
- Чупрунов Андрей Александрович
- Чупрунова Екатерина Александровна
- Данилкина Рита
- Федорова Алиса Евгеньевна
- Ганзиев Алексей Юрьевич
- Искандеров Навруз Нурхатович
- Ивахненко Денис
- Хромченко Валентин Олегович
- Хрумов Михаил Александрович
- Кирсанова Мария Васильевна
- Киселев Петр Владимирович
- Крайнова Наталья Александровна
- Криштоп Алексей Алексеевич
- Кудрияш Александр Демьянович
- Курбонбекзада Фаткундини Мирзобек
- Мартынова Алена Ивановна
- Назаров Максим Алексеевич
- Новиков Евгений Витальевич
- Новикова Софья Евгеньевна
- Парусов Михаил Алексеевич
- Пилипчук Альбина Владимировна
- Плотников Сергей
- Плотникова Надежда Геннадьевна
- Ратникова Елена Викторовна
- Савельев Роман
- Сивоконь Лариса Евгеньевна
- Смирнов Алексей Николаевич
- Сороколит Александр
- Сотсенко Евгений Владимирович
- Цупикова Дарья Константиновна
- Тупичкин Антон Александрович
- Вилямкин Виталий Николаевич
- Вицнаровский Александр
- Власов Роман Ильич
- Власова Марина Александровна
- Воробьев Максим
- Зенин Михаил Андреевич
- Гультайчук Алексей
- Долгопятов Анатолий Юрьевич
- Член экипажа
Другие инциденты с самолетами SSJ-100
Superjet — первый отечественный гражданский серийный самолет, созданный с использованием цифровых технологий. Первый полет он совершил в мае 2008 года, а в феврале 2011 Superjet 100 был внесен в авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета. Самолеты выпускает компания “Гражданские самолеты Сухого”.
Сгоревший самолет в Шереметьево самолет был произведен в августе 2017 года. Плановое техническое обслуживание он прошел в апреле 2019-го.
Это уже вторая авиакатастрофа с участием Superjet. Ранее с этим лайнером происходили две аварии с пострадавшими, передает ТАСС.
9 мая 2012 года. В Индонезии близ Джакарты во время крушения самолета Sukhoi Superjet 100 погибли 45 человек, находившихся на борту. Это был демонстрационный полет, трагедия произошла из-за ошибки пилота. Предсерийный экземпляр лайнера принадлежал “Гражданским самолетам Сухого”.
21 июля 2013 года. В Исландии в Рейкьявике в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один получил незначительные травмы.
10 октября 2018 года. В Якутске во время посадки рейса из Улан-Удэ произошло ЧП: самолет Superjet 100 авиакомпании “Якутия” выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека — 87 пассажиров и пять членов экипажа. Все остались живы. Четверо человек обратились за медпомощью. Самолет был списан.