«В школе не учат работать в команде». Финансист Алексей Коровин
В школах и вузах не учат работать в команде
— Образовательная ситуация сегодня сложная, хотя когда она была простой. Но вызовов особенно много. Что может помочь школьникам и студентам подготовиться к будущей карьере? Над чем стоит сегодня работать?
— Да, ситуация непростая. Сейчас мы столкнулись с недостатком рабочей силы и талантов. Большинство компаний находятся в поиске и вырывают одних и тех же специалистов друг у друга. С одной стороны, это не способствует конкуренции — вроде меня и так возьмут. С другой, рано или поздно все устаканится, рынок станет более сбалансированным — и нужно будет остаться конкурентоспособным.
Наверное, старшеклассникам и студентам первых курсов стоит уже сегодня задаться вопросом, как они будут интегрироваться в бизнес. И чуть ли не с 11 класса стоит подумать о стажировках. Это возможность поближе узнать компанию, в которую ты так или иначе устроишься.
Можно идти на стажировку уже после первого курса. С первого по третий курс можно пройти стажировки в трех разных компаниях и узнать, как строится бизнес. Посмотреть консалтинг, производство, банки. И в целом понять, что такое работа. И я знаю многих студентов, которые после стажировки меняли свое отношение к обучению.
Чего не хватает школьникам и студентам, которые приходят в бизнес? Навыков командной работы.
Система школьного и вузовского образования сильно заточена на успех одного человека — «ты, Вася, молодец». Но в бизнесе важен успех всей команды.
И это огромный разрыв между тем, что требуется от молодых людей в школьном образовании и в институте, и тем, что необходимо на работе. Этот разрыв нужно устранять.
Поэтому нужно работать над навыками командной работы и коммуникациями. Стажировки в компаниях — то, что помогает преодолевать этот барьер.
— Чего именно в командной работе не хватает молодым людям? Есть задача, мы ее вместе делаем. Где потенциальные точки кризиса, как они проявляются?
— В школе есть огромный фокус на достигаторство — золотая медаль, оценки, с которыми ты заканчиваешь четверть и год, олимпиады. Это твой личный результат, его оценивают и оцифровывают. Но связи отношения с другими людьми никак не измеряют. Аналогично — в институте. Тебя погружают в рейтинг. Чтобы получать стипендию, нужно быть в верхней части этого списка. Ты понимаешь, что оценки для тебя очень важны.
Культ оценок опасен. Потому что потом выпускники приходят на работу, где есть философия команд. Например, в IT-компаниях команды максимум по 8 человек, в них есть все роли: разработчики, продакт-менеджеры и другие. Измеряется успех команды! Коллеги собираются ежедневно, смотрят прогресс. Есть двухнедельные спринты, после которых подводят итоги.
Вася может быть классный, но как командный игрок — так себе. Потому что сильно был сфокусирован на своей задаче, а смежнику не помог. Или классно решил задачу, а твои смежники поздно узнали об этом, ты их не вовлек в дискуссию. Ты молодец, но твоя команда ничего не достигла, значит, ты плохой работник. Аналогично и в производстве, и в банковской сфере — везде.
— Если вы сделали классный торт, но ваш курьер уронил коробку, то уже неважно, каким получился торт.
— Да, точно! Важен весь процесс — от идеи торта до его доставки покупателю. По большому счету, бизнес — это футбольная команда. Если кто-то один классно играл, но при этом вся команда проиграла, то никто не достиг успеха.
Поэтому единица измерения в бизнесе — это команда, а единица измерения в школе — человек. И это колоссальный разрыв, который можно устранить только путем болезненного обрезания стружки с человека.
— Как научиться работать в команде?
— Это стоит делать еще в школе. Вспомним советское образование, что в нем было замечательно придумано: если ты отличник, то рядом с тобой обязательно посадят двоечника, правильно?
— Да.
— И вы станете командой. Твой личный успех теперь связан с двоечником, которого ты должен вытащить. А в вузах лучшая практика — командные домашки.
Стоит посмотреть, насколько в вашем вузе поощряется командная работа и как оценивается. Это хорошо, командная работа готовит человека к корпоративной карьере.
Если ты предприниматель, то значимость команды еще выше. Потому что если ты приходишь в компанию, то встраиваешься в уже существующую корпоративную культуру. А если ты компанию создаешь, то люди должны захотеть работать с тобой.
Чтобы достичь успеха в компании, устройтесь в колл-центр
— Как стать тем человеком, которого хотят к себе переманить, за которого бьются? Не просто: «А давайте вы будете работать в колл-центре…»
— Прекрасная работа! Многие главы розничного бизнеса выросли из колл-центра. Я лично, когда отвечал в банке за розничный бизнес, всегда пытался перетащить лучших специалистов колл-центра. Почему? Потому что они детально знают клиентскую боль. Через них проходят десятки клиентов, которых они должны слушать, помогать им. Сотрудник колл-центра — это человек, который понимает.
Если хотите понять, что происходит в вашей организации, найдите опытного специалиста колл-центра, который проработал два года — он вам расскажет, что и где болит. Это чудесная работа, я рекомендую с нее начинать.
Что еще делать? Создавать ситуации, где вы будете работать в команде. Это может быть волонтерство. Это могут быть различные школьные инициативы. Например, я был членом клуба международной дружбы, мы принимали делегации из-за рубежа. Но это может быть что угодно — например, клуб, который деревья сажает. Подойдет любое участие в социальной работе.
Вашему классу поручили проектную работу — здорово! И вы все вместе начинаете ее делать. Например, у моей младшей дочери была проектная деятельность по экономике — надо было создать магазин. Они с одноклассниками рынок изучали, вместе работали. Если проектной работы в школе нет, то подойдет любое волонтерство. Театр — это тоже хорошо!
Родители, всячески поощряйте, когда дети стремятся делать что-то вместе с другими людьми.
Если есть команда — два–три–четыре человека. Роль ребенка в этом проекте не важна, он может быть кем угодно. Ролей много! Например, мне нравится роль критика. Все что-то придумали: «О, классно! Давайте делать». Пришел критик: «Ребята, это не сработает». — «Оп-па, почему?» И он объясняет, что упустили и что надо изменить! Кто-то наоборот должен фонтанировать идеями. Кто-то — фиксировать решения. Тоже важная роль в команде. Собрались, провели мозговой штурм, а через два дня уже никто ничего не помнит. Тайм-кипер наблюдает, чтобы обсуждению было отведено ровно столько времени, сколько положено, а потом фиксирует все решения.
Командные виды спорта — тоже классная штука. Там нельзя достигнуть успеха в одиночку, сколько бы ты не тренировался. Важна общая стратегия, чтобы команда победила.
Об обучении в МАИ и Гарварде
— У вас два основных высших образования — МАИ (Московский авиационный институт) и MBA в Гарварде. Какой опыт, навыки, профессиональные качества вы получили в МАИ, а какие в Гарварде?
— В МАИ я учился на сломе эпох. За время обучения государство, в котором я жил, перестало существовать. Любопытно, что мы с одногруппниками продолжаем дружить, нас осталось 15 человек, у нас есть чат, мы постоянно общаемся и раз в год обязательно встречаемся. Последний раз виделись осенью прошлого года.
— Какой факультет у вас был?
— Мы учились на экономическом факультете. У нас была группа, которая изучала внешнеэкономические связи.
В МАИ я получил навык адаптации к изменениям. Менялась страна, менялась экономика, а у меня появлялись новый курс, новый преподаватель и какая-то новая возможность. И я хватался за все, что жизнь мне давала. Поработать бухгалтером в какой-то фирме? Я соглашался. С 3-го курса нас пригласили работать в банк — и мы пошли. И сейчас ситуация похожая — надо хвататься за все возможности, которые жизнь предоставляет.
В Гарварде я учился, когда мне было почти 40 лет. Это была программа Executive MBA. Там я был самый молодой. У нас был курс порядка 160 человек, мне было 39, а остальным по 45–50 лет — это была программа переподготовки руководителей высшего звена. И туда я пошел учиться управлению. И мне было очень интересно посмотреть, как работают зрелые компании, как бизнес устроен. Что такое совет директоров, почему перед ним отчитывается гендиректор и где в этой картине мира акционеры? Этого не понимают многие.
Наверное, для каждого возраста нужна своя программа. Потому что, если бы я пошел в 25 лет учиться в Гарвард, то вообще бы ничего не понял. С другой стороны, на этапе, когда ты становишься главой компании, надо понять, а что дальше, как акционеру управлять своим бизнесом — это уже другая история.
Чем отличается американская система образования от российской? В Гарварде было много кейсов. Это здорово! Тебе дают не теорию, а говорят: «Компания стояла на пороге банкротства. Пришел новый гендиректор. Сотрудники бастуют, огромные убытки. Что бы вы сделали на его месте?» И начинается командная работа. Ты с другими студентами садишься, вы начинаете думать: «Так, я бы всех уволил». — «Нет, не годится. А кто работать-то будет». — «Закрыть неприбыльные предприятия?» — «Классно. Ставим галочку». Ты начинаешь на эту тему думать.
Кейсовое образование полезно. Я знаю, что сейчас многие российские вузы используют эту систему.
— Сразу понятно, зачем нужно учиться.
— Как в этой ситуации поступил гендиректор конкретной компании, как он ее вывел из кризиса. <…>
Какие навыки помогут в карьере
— Какие еще навыки нужно развивать, вкладываться в них, потому что они пригодятся всем — помимо работы в команде?
— Коммуникации, нетворкинг — способность человека создавать круги общения. В жизни мы развиваемся, идем вперед и у нас возникают круги общения. Чем дальше человек по жизни идет, тем больше кругов общения у него возникает. Какие они могут быть? Например, круг одноклассников, круг однокурсников. Я занимаюсь плаванием — круг пловцов. Работаю финансистом — есть некая ассоциация финансовых менеджеров. И таких кругов может быть много.
И когда у меня в работе возникает какая-то задача, я думаю: так, из какого она круга? Я помню, учился с парнем, который классно эту проблему знает! И я к нему обращаюсь, и он со мной общается, потому что я пришел к нему как к человеку своего круга.
Например, есть круг «земляки». Ты начинаешь общаться с человеком, а он на тебя не реагирует. И вдруг выясняется, что вы из одного города. И он: «Земляк!» И сразу раскрывается.
Чем больше этих кругов общения, чем раньше ребенок начнет их создавать, тем лучше. Подписчики в соцсетях — тоже большой круг.
Зачем вести соцсети? Потому что ты приобретаешь еще один круг, можешь дотянуться до тех людей, которые тебя никогда не знали.
Эти круги нужно греть общением, поздравлениями с днем рождения, приглашениями на кофе. Есть разные формы общения.
— У вас недавно была заметка про нетворкинг, что его часто неправильно понимают — что это ты можешь кого-то о чем-то попросить. А вы говорили, что основная суть в том, когда ты можешь быть полезен.
— Согласен. Наверное, неправильный формат, если вы, например, поздравляете только… Вы с кем-то работали, и вы с этим человеком начинаете друг друга поздравлять с днем рождения. Вот это общение рано или поздно, года через 3 обычно, умирает. Если вы можете вашему собеседнику быть чем-то полезным, это, конечно, фантастический способ с этим человеком потом сдружиться.
Мы все ежедневно проводим встречи. После них возникает некий список взаимных обещаний: «Я об этой книжке говорил, вот тебе ссылка на нее». «Смотри, какой классный курс». Важно, чтобы вы могли посмотреть в мессенджере переписку с этим человеком и сказать: «Классно! Я что-то постарался ему дать, и он мне что-то дал!» Начинается обмен энергией, вниманием, заботой друг о друге. Вы начинаете с этим человеком взаимодействовать. И он уже не просто номер телефона в книге контактов, а человек, который уже был тебе полезен, и ты ему был полезен. А как только ты был полезен, то сразу стал приятелем.
К сожалению, проблема современных детей — они вообще не умеют писать. Мало у кого есть навыки деловой переписки, общения. Разговаривать подростки могут, вопросы задавать. Молодой человек может хорошо излагать свои мысли, но сталкивается с неким барьером. Во-первых, он не может позвонить. Во-вторых, не может написать.
— Вдруг откажут!
— У меня один из сыновей как-то показал мне письмо, которое написал преподавателю в институте. И получил на него сухой ответ. Ребенок говорит: «Слушай, ты не можешь сказать, что произошло?». Я читаю, говорю: «Это же оскорбление!» — «Почему?» — «Где спасибо? Где пожалуйста?» Нужно этими словами постоянно смазывать маховики общения. А нынешние дети их не говорят — то ли стесняются, то ли еще что-то. Но «спасибо» никогда никому не мешало, «пожалуйста» тоже. Сейчас мессенджеры, к счастью, помогают нам — дописывают за нас слова. Но учиться общению все равно нужно.
Как составить резюме, чтобы заинтересовать работодателя
— Я заметила, что многие молодые люди не умеют отвечать на предложения о работе или вакансии. Человек тебе пишет: «Знаете, я рассматриваю другие компании, у меня будет собеседование. Но если там у меня ничего не срастется, то я вам сообщу». Ну, нет! Работодателю уже неинтересно. А ведь то же самое можно сказать совершенно по-другому: «Вы знаете, к сожалению, у меня назначено на эту неделю несколько встреч. Я буду более свободен к пятнице. Если совпадет по графику, я буду очень рад».
— Да. И важно, когда молодой человек приходит на собеседование в компанию и показывает, что ему именно она интересна, что он про нее что-то знает. В целом понятно, что этого ждут от более зрелых кандидатов. Но если к тебе пришел будущий сотрудник, который прочел интервью генерального директора компании, воспользовался ее продуктами — это высший пилотаж.
Пришел в потребительскую компанию — и уже был в магазине, пользовался услугами. Почему-то даже среди взрослых кандидатов так мало кто поступает.
Если вы приходите на собеседование и говорите: «Мне интересна ваша компания, я хотел бы в ней поработать», то с вами сразу хочется говорить!
— Проблема с коммуникацией часто стала проявляться в резюме и сообщениях о поиске работы. Когда человек пишет: «Я умею все про тексты». При этом непонятно, что такое «я умею все про тексты»: ты умеешь делать рассылки, которые открываются в 95% случаев; ты умеешь писать репортажи, которые тянут на премию… Это же совершенно разные компетенции.
— Я никогда не читаю резюме. Когда кто-то мне его присылает, смотрю по диагонали. Если ровненько написано — хорошо. Я всегда читаю раздел «био» — абзац, который человек пишет про себя. И здесь как раз важно, чтобы он написал ровно то, о чем вы говорите. Ответ на один простой вопрос — а чем вы лучше, чем все остальные? Вот есть, например, остальные, которые пишут тексты. Чем ты отличаешься? Например, я быстро пишу тексты, грамотно пишу тексты, у них высокая конверсия. Или мои видео собирают рекордные просмотры в соцсетях. То есть в чем ваше конкурентное преимущество.
Чтобы найти себя, пробуйте разные профессии
— Образовательные траектории старшеклассника и студента. Как выбрать направление, понять свое предназначение?
— Редко бывает, когда молодой человек в 16, 18 или 20 лет может сказать, что его сильно радует. Я таких встречал очень мало. Людей, со сложившейся точкой зрения — «я хочу стать автомехаником», «я хочу стать пилотом», «я хочу стать крутым разработчиком». Это редко бывает.
Если человек до 20–22 лет не знает, кем он хочет стать, это вообще нормально.
В этой ситуации что делать? Максимально все попробовать из того, что нравится. Желательно, чтобы это были разные направления: музыка, живопись, программирование, шахматы, спорт…
— Непонятно, как музыка, программирование, шахматы и спорт связаны с профессиональным треком.
— Есть такая шутка: если вы классно играете на гитаре, то будете душой коллектива и сумеете собрать отличную команду в любой корпорации.
Вы же не знаете, какая у вас дорога. И если вы станете кинооператором, и начнете снимать как можно раньше, то сумеете уже к 20–22 годам стать человеком с 7-летним опытом. Это космос! Вы уже дадите 100 очков вперед любому, кто этим занимается.
Есть чудесная книга Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?» Автор рассуждает о том, случаен ли успех. И один из примеров — Билл Гейтс, который программировал с раннего возраста. Компьютеры были громоздки, дороги и недоступны, но его пустили в здание, находившиеся рядом с его домом, где техника была, и он программировал. Получается, что к 22–24 годам у него уже был опыт программирования. И он конкуренции не встретил вообще. То есть эти 10 000 часов, которыми нужно заниматься любимым делом, перед тем как стать профессионалом, сыграли свою роль.
— И у Илона Маска похожая история.
— Точно! Если у вас есть талант к предпринимательству, попробуйте какой-то проект сделать. Родитель может помочь ребенку, если тот интересуется бизнесом — дать ресурсы, найти наставника или помощника, который вместе с ним этот путь пройдет. Важно пробовать новое, искать таланты!
Второе — важно хорошее образование. Нужно, чтобы ребенок окончил действительно хорошую школу, хороший вуз. Это прививка к взрослой жизни, ребенок поймет, как ему дальше двигаться.
Третий момент — это возможность, ниточка к успеху. Например, приглашение на стажировку в стартап, который потом выстрелит.
Первое — это максимальная проверка всех гипотез, прокачка всех талантов и попытка себя понять, что доставляет удовольствие и в каком из своих талантов ты готов сделать шаг. Второе — хорошее образование. А третье — смотри вокруг, ищи возможности и не упускай их.
У меня жизнь сложилась так, что с 3-го курса я работал. У меня жизненный принцип такой: если меня куда-то зовут, то я иду. Если у меня есть возможность — хватаю. Надо жар-птицу за хвост иногда хватать, хотя горячо.
— А границы как выстраивать?
Какие? Границ не существует.
— Меня позвали — я иду. А надо ли оно мне, этого ли я хочу?
— Потом разберусь. Сначала иду. Ключевой вопрос, кто позвал. Если ты доверяешь этим людям — иди. Потом ты разберешься, что и как. Я уважал преподавателя, которая пригласила на работу меня и других однокурсников. И мы всемером пошли вместе работать в банк. Я ничего про банк не знал и на 30 лет задержался.
— Это стало делом жизни. Эти дополнительные навыки могут проявляться совершенно потрясающим образом. Ксения Соловьева, главный редактор русского «Vogue», которая довольно серьезно играла в теннис, стала кандидатом в мастера спорта. И вот она пришла в журналистику, ее спросили: «Что ты умеешь делать?» — «Я могу про теннис писать». А потом это выросло в интервью с Даниилом Медведевым на первой полосе и в то, что она обозревает всю моду, весь фэшн, который связан с теннисом… И то, что у нее есть эта экспертиза изнутри, помогло ей в карьере.
— Все правильно! Ничего не пропадет, все останется.
Один важный момент. У нас есть традиция — вечером в воскресенье мы с детьми созваниваемся по видеосвязи. Вчера мы его закончили только в двенадцатом часу ночи. Разговаривали про стажировки, про то, можно ли работать на 3-4-м курсе. Дети говорят, что не рекомендуют совмещать работу с учебой, исходя из своего опыта.
Летом ты два-три месяца можешь постажироваться, прекрасное дело. Но если у тебя полноценная работа на 20–30 часов в неделю в то время, когда ты еще не окончил обучение — это большой риск.
Легко порваться, потому что 20 часов никогда не будут 20 часами — потребуется еще время, чтобы добраться до работы, разобраться со сложными задачами. И ты завалишь учебу! А учиться в хороших вузах сложно. Потому что есть основная программа, есть дополнительные курсы и так далее.
Если ребенок поступает в вуз, то обучение в приоритете, нужно получить диплом. И в работу надо вгрызаться. Но уходить в нее с 3-го курса я бы не рекомендовал, как бы ни хотелось заработать денег. Лучше чуть-чуть подождать. Потому что можно и здоровье сильно подорвать, и двух зайцев сразу поймать невозможно.
«Купил десятки курсов и не прошел ни одного» — как этого избежать?
— Сейчас популярно дополнительное образование, курсы. И вы хорошо знаете эту область, потому что у вас есть стартап в области микрообучения. И я вижу проблему — есть риск набрать себе много курсов и в итоге их не применять, бесконечно учиться без цели и пользы. Как выстраивать стратегии дополнительного образования и определять приоритеты?
— Это вопрос компетенции, которую нужно развивать с самого раннего возраста — это способность сделать выбор и критическое мышление.
В школьные годы надо помогать ребенку сделать этот выбор. Потому что перед поступлением нужны репетиторы, дополнительные курсы. На одной школе выехать невозможно. Английский язык, математика, русский, физика… Мои дети последние два года обучения в школе какие-то курсы брали. И могу сказать, что это помогло. В целом, они не поступили бы и не получили бы прививку студенческой жизни без этих занятий. Потому что 11-й класс и 1-й курс — это небо и земля. В вузе совершенно другой уровень нагрузки и самостоятельности.
Для студентов в центре внимания учеба, их курс. Дополнительные занятия — это хорошо. Но они должны занимать не более 20% времени, а оставшиеся 80% нужно отдать обучению в вузе. Если это соотношение перевернуто, то это катастрофа, будет полный расфокус.
Можно и нужно учиться у людей, которых ты уважаешь, которые добились чего-то в жизни. Это могут быть и онлайн-курсы. Да, сложно сделать выбор. Наверное, надо смотреть на опыт человека, который создал тот или иной курс.
Я, например, 2 года назад мне было крайне интересно разобраться в математике. Я купил курс и в общем-то… Я, если честно, сломался – сломался занятии на 5-м. Просто сложно было очень, там надо было по субботам заниматься. Мне просто интересно было такое, математика для нематематиков. Мне хотелось освежить в памяти. Я дошел до какого-то уровня, но потом дальше мне было просто тяжело.
Во взрослой жизни достаточно одного курса в год. Я в 2022 году пошел в СберУниверситет и прошел 9-месячную программу «Цифровая стратегия». Познакомился с прекрасными ребятами со всей страны. Там были профессионалы из 19 городов, больше 9 индустрий, было дико интересно! И Сбер делился своими цифровыми практиками. В том числе, мы говорили про основы машинного обучения – это было то, что мне, как главе банка в то время, было важно. Мы запустили цифровую трансформацию.
— Вы тогда возглавляли банк?
— Да, я тогда отвечал за Азиатско-тихоокеанский банк. Он был продан стратегическому инвестору из Казахстана и моя задача была провести цифровую трансформацию.
Когда ко мне приходят на менторские сессии, я люблю людей пугать. Мне говорят: «А вот мы учимся». — «Вам не надо». — «Почему не надо?» — «А зачем?» И мы начинаем разговор.
Часто бывает, что люди уходят в учебу, чтобы убежать от неприятного начальника.
То есть для них это некое бегство. Важно понять, что для тебя учеба. Ты учишься, потому что хочешь сделать следующий шаг в профессиональной карьере? Ты строишь дополнительную тропинку рядом, чтобы получать дополнительный доход? Или это страсть твоя? Или ты просто бежишь в учебу, чтобы не заниматься своей жизнью?
В целом, учеба — это здорово, но она должна быть дозирована. Я знаю людей, которые не берут новый курс, пока не закончат предыдущий. Это, наверное, хорошо. Я делаю то же самое. Но у меня правило другое: либо пока не закончу, либо пока не брошу предыдущий — как с математикой получилось.
Профессионализм или мягкие навыки — что важнее?
— Есть мягкие навыки, без которых никуда: развитая речь, коммуникативные навыки, умение говорить публично и проводить презентации; математика (в мире даже на лингвистические вакансии требуется программирование, статистический анализ); иностранный язык на свободном уровне, хотя бы один. При этом в Великобритании ты умный, если хорошо пишешь эссе. А в России — если хорошо знаешь математику и язык.
— Да, это интересно! Посмотрите, в каких сферах у нас есть победители международных олимпиад — математика, программирование, физика и другие точные науки. В Social Sciеnсes (социальных науках) мы довольно слабы, и в менеджменте тоже. Российских менеджеров не так много. Для этого требуются навыки коммуникации, эмпатии, командной работы, критического мышления. То есть мягкие навыки встают на первое место. Любопытно, что сейчас в России крупнейшие технологические компании, нанимая на работу разработчиков, они активно тестируют кандидатов на мягкие навыки.
— А разработчику это зачем?
— Это работа в команде. Я разговаривал в свое время с коллегами из Яндекса, из VK, бывший Mail.Ru. И все говорили: «Софт-скиллс — это наше все. Сейчас ребят технически сильных очень много! Но тех, которые при этом еще могут работать в команде, мало».
— Нужна сильная фундаментальная база, профессиональные навыки и мягкие навыки?
— Человек должен иметь не ниже средних навыков на техническом уровне. Что касается, например, умения общаться и презентовать себя — это воспитывается, хотя и сложно. И это тоже важный навык, которому совсем не учат в школе.
Например, в английских школах есть навыки участия в дебатах. Это суть бизнеса. Что такое дебаты? Обсуждение. Возьмем формат совещания в IT-компании. Как это выглядит? Идет обсуждение.
В одной технологической компании применяется формат «Mad/Sad/Glad» (Участники проговаривают события, моменты, воспоминания, ситуации, действия, при которых они испытывали раздражение (mad), были опечалены (sad) или радовались (glad). — Примеч. ред.). Постепенно из тебя вытаскивают твою плохую энергию, которая за неделю скопилась, и ты заканчиваешь на высокой точке.
— Выговорился.
— Ты выговорился в компании. Зачем нужны навыки участия в дебатах? Ты должен уметь высказать свои мысли и чувства. Причем сделать это так, чтобы с тобой дальше работали — говорить мягко, эмпатично по отношению к другим людям.
Молодое поколение, 25-27 лет, уже работает в крупных компаниях — Яндекс, Т-Банк. Важен профессионализм, умение общаться в коллективе, умение разделять общие ценности и делать свой вклад — это то, что нужно в моменте.
Дети живут в пансионе, а домой приезжают по воскресеньям — хорошо ли это?
— Когда родители выбирают школу для детей, то часто задумываются о бординге (Бординговая школа — та, в которой дети учатся и живут на протяжении всего учебного года. — Примеч. ред.). И не всегда речь об обучении за рубежом. Сейчас много российских школ, в которых есть пансион: ребенок приезжает в понедельник и до вечера субботы там учится, а воскресенье проводит с семьей. Знаю, что вы такое никогда не практиковали. Что вы думаете по поводу такого формата обучения?
— С интересом смотрю на опыт коллег, которые применяют такую практику. Интересно, что вырастет из их детей. Такого ребенка рано бросают в воду. Я надеюсь, что многие выплывают. Но мне кажется, что это может быть травматичным опытом.
Почему? Ребенок часто до 20 лет не знает, кто он. И нуждается в постоянной поддержке со стороны семьи.
Все мои дети заканчивают школу, а затем и бакалавриат в России. До 21–22 лет живут у нас в семье, а дальше у них свои планы, у кого-то уже и собственные семьи. Но мы, тем не менее, все равно продолжаем общаться.
И я рассказывал, что у нас есть практика еженедельных звонков. Мы два-три раза в год все равно отдыхаем вместе. И я вижу, что это детям нужно.
Самое главное, что ребенок получает от семьи — это поддержка.
У нас была ситуация, когда младшая дочка поступила в школу дизайна, но ей не зашло. Ну, хорошо, так бывает. Потом она поступила на первый курс в Финансовый университет и ей понравилось! Ребенка нужно поддержать в момент, когда он унывает. А это случается постоянно.
Детство — это, наверное, самый несчастный период жизни. Ты крутой, но этого не ценишь. Умеешь что-то хорошо делать, но живешь с синдромом самозванца. Меня он сопровождал до 25 лет.
Важно, чтобы рядом не только друзья были, которые могли бы поддержать. Дружба у кого-то есть, у кого-то нет. А чтобы родители могли это поймать, и как это сказать: «Ну, не получилось. Ладно, хорошо. В конце концов, ты старался. Так бывает. Ничего, пошли покушаем».
— Это важный навык — показать, что ошибка не фатальна. Что мир не закончился на этом. Ну, не получилось.
— Ощущение фатальности ошибки связано с достигаторством. Мы привыкли, что в школе нас все время оценивают. И три — это катастрофа, а двойка — тем более. И важно, чтобы родители были рядом и поддерживали: «Получил двойку, так бывает». У нас частенько бывало, что дети получали двойки. По разным причинам — забыл, проспал, не успел, не сообразил. В конце концов, жизнь-то продолжается.
— А не будет такого, что ребенок скажет: «Слушай, я двойку получил. Ну, подумаешь, ты же сам мне говорил».
— Наверное, если ребенок такой, то ему нужна другая терапия.
Наша старшая дочь говорила: «Мама, катастрофа!» — «Что случилось?» — «Это такой ужас. Конец света! Четверка!» Но жизнь потом переучивает. Все равно человек погружается в компанию, где его калибруют в другую сторону, исходя из корпоративной культуры.
Да, ребенок должен вылететь из гнезда. Мне кажется, 22–24 года — нормальный возраст. Но может и остаться. По-разному бывает.
Но когда ты живешь здесь, а твой ребенок — где-то там… Я знаю детей, которые ломались после такого опыта, возвращались домой… Приходилось как-то перестраивать жизнь. Например, ребенок учился за границей, и родители переезжали к нему. Или он возвращался в Россию. Знаю, когда человек, пройдя через обучение за границей, в 30-летнем возрасте поступал в МГУ или Вышку, чтобы получить образование.
Я убежден, что родителям нужно находится рядом с ребенком. И быть теми, кто ему нужен. Для тревожных детей — пофигистом, для ребенка-пофигиста — тревожным. Чтобы плюс приходился на минус, и это рождало какой-то позитив.