«В школе веду все предметы — от ОБЖ до истории». Почему не хватает учителей и чего они не выдерживают
«Чтобы не свихнуться, беру больничный»
Елена, учитель математики (Удмуртская Республика):
— Я работаю в 5-9 классах, у меня 55 часов в неделю. Очень сложно готовиться к урокам, иногда теряешься.
Мой день начинается в 5:30 — надо проснуться и доехать до школы. В 7:10 я уже в школе, начинаю распечатывать карточки и тренажеры, раздатки для подготовки к ОГЭ. Конечно же, за свой счет и на своем принтере, потому что спонсор всех хотелок — лицо в зеркале.
К шестому уроку силы заканчиваются. В 13:20 начинается седьмой, и я, думая, как бы не умереть, считаю уроки до конца дня. К восьмому язык заплетается. Пью много чая, чтобы горло хоть как-то выжило.
В 17:40 заканчивается мой последний урок, голова уже как в тумане. Наливаю чая, чтобы не замерзнуть (дети уходят, и школа становится холодной), достаю из шкафа обогреватель и ставлю на него ноги. Включаю сериал и развлекаюсь проверкой листочков и тетрадей.
В 18:40 начинаю готовиться к следующему дню: выписываю расписание, смотрю, что по факту завтра, быстро открываю дидактику и сохраненные сайты с идеями — и вперед, пока муж не приехал за мной после работы.
В 19:30 наконец-то покидаю школу. Может быть, и позже, зависит от количества отчетов и бумажек. Через час я дома, ура! Кроватка! Бутерброд! Чай! И спать!
И так по кругу шесть дней в неделю.
Больше, чем сами уроки и дети, морально убивает нагрузка по бумажкам и «отчетам» непонятного происхождения, каждый день я трачу на них минимум час. Ни на хобби, ни на семью, ни на уборку времени нет. В воскресенье — отсыпной после недели ада. Чтобы не свихнуться, каждые полтора месяца беру больничный дней на пять.
Многие скажут, что я сама это выбрала. Не все так просто. Я прохожу банкротство и обязана работать, иначе буду тунеядцем (кредиты брались на дорогостоящую операцию и лечение). Взять меньше часов, просто отказавшись от них, — это про какое-то волшебство. У нас так нельзя.
Ты в школе никто, особенно когда молодой. Директор говорит: «Не нравится — увольняйся».
Но это самая ближайшая школа к моему дому. Иначе придется тратить намного больше времени и средств на дорогу.
Лично я в таком режиме выдержу еще не больше двух лет, после меня будет не собрать. Но я в свои 30 планирую уже когда-нибудь выйти в декрет. Прекрасно понимаю, что, когда у меня закончится процедура банкротства, я уволюсь из школы навсегда.
«Последние уроки я ненавидела всей душой»
Анна, учитель русского языка (Республика Татарстан):
— Особенно тяжело было в прошлом году. Дети учились в две смены. 12 пятых классов, а русоведов — всего восемь. Причем классы переполнены, по 36 человек, и это еще то удовольствие.
У меня была нагрузка 48 часов, я света белого не видела и проклинала все. В день у меня было по девять уроков, это чистый ад. О каком качестве может идти речь, когда к седьмому уроку ты уже как сдутый шарик?
Последние уроки я ненавидела всей душой, путалась в заданиях, кому я что дала и в каком классе мы что прошли. В восьмом часу вечера все еще сидела в школе и проверяла тетради, не умея встроиться в этот режим. В декабре ползала со слезами от усталости. У всех новогоднее настроение, а я собрать себя не могу. Вечерами начинались звонки от родителей: кто из детей не придет, кто заболел, кто подрался.
С этого года в школе 15 русоведов, но все равно нас мало, у кого-то по два пятых класса. Математиков осталось восемь. Пять географов. Два физика. Учитель физики недавно пришла к нам из другой школы — и на нее спустили всю седьмую параллель, то есть девять классов, и восьмые. Ей стыдно признаться, что она не помнит своих учеников и в каком классе что происходило.
В следующем году детей будет еще больше, и мы понимаем, что нас не хватит. Если опять начнется вторая смена — ад. С таким режимом ни на что времени не хватит. Про семью вообще молчу. Надо памятники ставить нашим мужьям просто за то, что их жены учителя.
Отвести уроки и проверить тетради — еще полбеды. Прошлый год был Годом педагога и наставника с бесконечными отчетами и детскими конкурсами. И вот каждый месяц ты заполняешь форму премирования и ставишь прочерк, потому что ты лопух: сам ты ни в каком конкурсе для учителей не участвовал, не сделал публикацию, не сходил на городской семинар, где другие русоведы поделились бы с тобой опытом.
Даже друг к другу на урок мы не можем сходить. Если вдруг выдается окошко в расписании, тебе поставят очередную замену. Есть классы, где я ничего не веду. Допустим, какой-нибудь 5-й «Д». У них пропадает урок истории. Но есть я, свободный учитель, которого отправляют к ним рассказывать про чередование корней.
Замена — это отвратительно. Как бы ты ни пытался нормально провести урок, дети тебя не знают, и начинается нервотрепка.
С другой стороны, у администрации нет выхода, потому что больше заменять некем.
В этом году у меня всего 22 часа, потому что я сильно посадила здоровье. Но не могу сказать, что я стала меньше работать. Так же не ухожу домой раньше 17–18, сижу и проверяю тетради, готовлюсь к урокам. Дома я не люблю это делать — там хочется отключиться и побыть с семьей.
Учителя превратили в какую-то машину, которой нельзя ни болеть, ни уставать, он должен думать только о работе. Ты должен, ты не человек. И ты всегда плохой, на тебя могут написать жалобу, вытерев об асфальт, и отчитать в кабинете директора, что ты чего-то не сделал. А ты пишешь объяснительные, чтобы тебе в очередной раз не дали по голове.
«Загрузили по самое горло»
Анжелика, учитель английского (Краснодарский край):
— Я работала учителем английского языка в одной из школ нашего города. Сейчас устраиваюсь в другую. В старой с каждым годом условия работы становились все хуже: увеличивалась нагрузка, ухудшалось расписание, уроки были в две смены каждый день, расписание размазывали так, что встаешь утром, а за окном темно, выходишь с работы — снова темно. Учителя английского начали уходить, не дожидаясь даже конца второй четверти. А одна и вовсе ушла через две недели после того, как устроилась.
В этом году было совсем все плохо. На школу осталось три учителя английского, включая меня. В итоге тянешь за двоих, а еще приходится замещать: в понедельник 10 уроков, во вторник 11, потом методический день, потом опять по 9-10 уроков. Суббота тоже рабочая, правда, до обеда. В сумме у меня 33 часа и классное руководство в сложном классе.
Сами представляете, о каком качестве может идти речь, учитывая, что почти в каждом классе до 30 человек. Дети на уроках шумят, ничего не делают, сидят в телефонах, мусорят, ломают школьное имущество. На замечания возмущаются и изворачиваются.
При всем этом зарплата около 40 тысяч. А еще на проезд тратить туда-сюда и час на езду. Кабинет в основном был один, но иногда приходилось бегать по этажам. При 11 уроках это тяжко. Совсем. И потом я не сразу уходила после уроков. Нужно было проследить, чтобы дети подежурили как следует в кабинете. А дети увильнуть с дежурства стараются всеми силами.
Уроки начинаются в 8:00, заканчиваются после 18:10, когда как. Всякие указы сверху сыплются как из рога изобилия. Мероприятия, онлайн-квесты, регистрации. И с детьми, естественно. Попробуйте заставить детей пройти на РЭШ диагностические задания по функциональной и читательской грамотности каждые две недели. Дети это игнорируют, а с нас требуют стопроцентного участия. Просишь и детей, и родителей, а в итоге проходят лишь 20%. Тогда проходишь сама.
В Сферуме должны быть 10 сообщений и три звонка. Еще одна проблема — придумай, зачем делаешь групповой звонок. Мониторят, кто сколько позвонил и написал сообщений, потом в общем чате выставляют список. За это отчитывают. Да много всего…
На совещаниях нас постоянно прессуют, что мы филоним, все делаем формально, для галочки, безответственные, плохо работаем с детьми и родителями, не боремся с плохой дисциплиной, на все закрываем глаза. Грозятся не выплачивать премии.
Загрузили по самое горло, что уже физически вывезти невозможно. Домой приезжаешь еле живой, но ты все равно плохо работаешь и потому премии не получишь.
Методического дня мало, чтобы восстановиться. Домашнюю еду готовишь только в методдень и воскресенье, а в остальные дни питаешься полуфабрикатами. К вечеру уж точно не до готовки. Хочется вытянуть ноги на кровати и лежать, копаясь в интернете.
Сейчас перехожу в школу, в которой только одна смена и классы делятся. У меня опыт работы в школе 11 лет. Все начиналось с маленьких нагрузок. Тогда были простые календарно-тематические планы, их можно было дописывать и исправлять ручкой. Уроки были классические, без всяких цирковых представлений и театра. Трудности росли постепенно. Молодые сейчас приходят в школу и не выдерживают.
«Что за учителя будут после переподготовки?»
Евгения, учитель начальных классов (Ленинградская область):
— Учителей начальных классов у нас достаточно, а вот учителей профильных предметов очень мало. Особенно страдают русский язык с математикой.
Опытным педагогам пора на пенсию, они уходят — и имеют на это полное право. Но их некому заменить. Нет молодых, кто был бы готов работать за такую маленькую зарплату.
Я устроилась восемь лет назад и зарабатывала 18 тысяч. Потом было 22, потом, когда получила первую категорию, где-то 34. Когда у меня появилась высшая категория, зарплата стала около 50 чистыми — но это потому что у меня была дополнительная работа.
А когда ты только пришел и у тебя нет категории, на зарплату не прожить. Цены от Москвы и Питера у нас ничем не отличаются. Снять жилье дорого из-за того, что рядом порт. Бабушкина однушка выходит 25-30 тысяч, а стандартная квартира — примерно 45.
Кроме того, у учителей нет никакой свободы слова. Недавно у нас ходили и проверяли, чтобы учителя были подписаны на главу города в Telegram и во «Вконтакте», писали списки. Я оставила комментарий об этом в одной группе. Может, через день-два директор прислала мне скриншоты — она в соцсетях не сидит, ей скинули. И она пишет: «Женя, будь аккуратней».
Я удалила, чтобы никого не подставлять, но сделала вывод, что есть специальный человек, который следит за учителями. Это вообще как?
В нашей школе сейчас работают два учителя русского языка, которые по образованию учителя начальных классов. Они проходят курсы переподготовки. Но важно понимать, что это будут за учителя русского языка. Мне тоже предлагали, но я не взялась. Я не научу детей писать сочинения, потому что сама это не люблю, и не подготовлю к экзаменам. На уровне началки — пожалуйста.
С математикой все еще сложней. Математиком у нас работает учитель информатики, который прошел переподготовку. В прошлом году новый учитель два месяца отработал и ушел. А кто еще пойдет преподавать математику? Лично я до 7-го класса ее знаю хорошо. Что там дальше творится, даже разбирать не хочу.
«Чувствуешь себя энциклопедистом»
Илья, учитель географии (Вологодская область):
— Работаю в хорошей сельской школе, но общие тенденции затрагивают и ее. За 12 лет кто-то из учителей ушел на пенсию, кто-то уехал в город. Поэтому нагрузка распределяется между оставшимися.
С одной стороны, это позволяет получать более-менее приемлемую зарплату, с другой — увеличивает нагрузку, потому что приходится вести не только свой предмет, но и другие, нужно больше времени на подготовку. Иногда сидишь до ночи.
Такая ситуация не только у нас, но и во многих окрестных школах, которые держатся на энтузиастах и ветеранах. У меня 30 часов в неделю, было и 36. В целом я всегда был многостаночником, вел от четырех до семи предметов, от ОБЖ до истории.
Мои основные предметы, география и информатика, забирают больше всего сил. Хотя по ним накопилась большая база материалов, все равно периодически надо что-то добавлять или даже менять на фоне постоянных изменений ФГОС и введения разных внеурочек, по которым тоже часто приходится все делать с нуля.
Я не люблю пользоваться чужими материалами из интернета, иногда хочется разработать что-то самому, изучив или повторив тему урока. Но времени мало. На презентацию уходит от двух до трех часов кропотливого труда, если сам ее разрабатываешь, а к урокам надо подготовить минимум три-четыре.
За долгие годы работы первоначальный пыл уходит. Не всегда удается досконально подготовиться к шести, а иногда и к восьми урокам. Помогает, кстати, своя школьная база и ярая увлеченность некоторыми предметами — историей и обществознанием, например. Со временем осознаешь себя энциклопедистом из XVIII века.
С такой нагрузкой, конечно, научить можно, но ждать больших свершений и результатов не стоит, потому что времени на все в диком темпе работы и с восемью уроками просто не хватает.
Иллюстрации: нейросеть Midjourney