Адаптация первокурсников к вузу порой проходит сложнее, чем первоклассников к школе. За семилетку все переживают, следят, заботятся, и это нормально. 17-летний человек оказывается в более сложной ситуации: родители переживают и контролируют — плохо, бросили на произвол судьбы — тоже ничего хорошего.
— Мы проводили исследования адаптации первокурсников и выяснили, что по многим характеристикам отличаются три группы: те, кто поступил и учится в своем городе, те, кто уехал из родительского дома, но недалеко, может съездить домой на выходные, и третья группа — это люди, которые приехали учиться из Сибири, с Дальнего Востока. У них отсутствует возможность живого общения с семьей. У этих трех групп разные проблемы, — говорит Александр Писненко.
Никто не заставляет учиться
У тех ребят, которые из школы перешли в университет в родном городе, по большому счету, ничего не меняется. Остается привычный круг общения, не появляется бытовых проблем. При этом часто родители уберегают их от трудностей, продолжают контролировать.
— В общем, в жизни у них ничего не меняется, а вот система обучения становится другой, — объясняет Писненко. — Если в школе учителя обязаны были научить ребенка, хочет он того или нет, и вся система выстроена так, то в вузе ты сам обязан научиться. Тебе дают информацию, а ты должен сам ее осваивать, никто за этим не следит.
Студенту никто не говорит, что завтра вызовет родителей на беседу, рейтинговый контроль случается редко.
Можно день, два, неделю не готовиться к занятиям — и никто этого не заметит. А потом выясняется — из вуза, в отличие от школы, отчисляют.
— Конечно, сейчас система бюджетного финансирования такова, что отчисляешь десять студентов — увольняй одного преподавателя. Поэтому отчисление — крайняя мера. Но не все преподаватели так уж за это трясутся, если студент вообще обнаглеет — отчислят, несмотря ни на что, — продолжает эксперт.
Получается, что психологически молодые люди остаются школьниками — «домашними» детьми, ожидающими контроля и не верящими в серьезные неприятности, из школы-то никого не выгнали. А реальность уже взрослая.
Готовиться надо не к завтрашнему дню, а к сессии
Еще один момент — долгоиграющие проекты. В школе, как правило, задают уроки на завтра-послезавтра. В вузе есть сессия, которая всего два раза в год, есть рефераты, на которые даются месяцы. И получается, что прямо сейчас можно ничего и не делать — сдавать-то вон когда. А потом бессонные ночи перед экзаменами, нервные срывы. Как заставить себя заниматься регулярно?
— А надо ли заставлять? — говорит Писненко. — Может, человеку нравится в последние дни все решать и учить, и у него успешно получается — ну и ради Бога. Да, кому-то нужен тайм-менеджмент, кто-то любит все по полочкам раскладывать. А другому удобно собраться перед сессией, все выучить в авральном режиме — и ему хватает способностей, чтобы сдать успешно. Это индивидуально, не надо всех заставлять делать одинаково. А вот если ты каждую сессию на грани вылета — тогда надо что-то менять.
Надо стать самостоятельным
Студентам, оказавшимся в общаге, в каком-то смысле адаптироваться проще.
— Мы исследовали, какие факторы способствуют успешной учебе на первом курсе — способности, уровень школьной подготовки, личностные особенности. И оказалось, что самые главные факторы — самостоятельность и настойчивость. И другие ученые в разных вузах это подтверждают, — говорит психолог.
Именно самостоятельность становится самым востребованным качеством в вузе. И жизнь в общежитии, с необходимостью как-то обустраивать собственный быт, заботиться о себе, оказывается, вовсе не мешает, а помогает лучше учиться.
— Казалось бы, у студентов в общежитии время уходит на уборку, на готовку, никто им не помогает, но они оказываются более успешны в учебе. Если ты в какой-то сфере самостоятелен, то тебе и организовать собственную учебную деятельность проще, — говорит Писненко. — Этот перенос самостоятельности из обычной бытовой жизни в учебу, по нашим исследованиям, существует. Отличия по успеваемости статистически значимы.
Так что опасения родителей, что ребенок, который будет сам себе готовить и стирать, не будет успевать учиться, несостоятельны — так говорят психологи.
— У нас в общаге на первом курсе были два человека-легенды, — рассказывает Сергей, студент МФТИ. — Один прославился, когда решил сварить на кухне яйца: разбил два яйца в пустую кастрюлю и поставил на плиту. Когда поступил, не умел носки постирать, чай заварить. Но за полгода как-то адаптировался, сессию сдал, и ко второму семестру все уже забыли эти истории. И был «Петя с телефоном» — ему мама звонила непрерывно, он отчитывался в каждом своем шаге. Не знаю, на каком экзамене вылетел, но во втором семестре его уже не было.
А что, если родители контролируют?
Есть ли способы нивелировать риски для первокурсника при каждом из вариантов? Не будешь же специально отправлять ребенка подальше от дома, если нужный вуз рядом.
— От родителей зависит очень много. Если взрослого ребенка не отпускают, «пуповину» не разрывают, — это очень плохо.
Привычка к тому, что у тебя постоянно есть контролер, который подстилает соломку — она до хорошего не доводит.
Мне как преподавателю бывает смешно, когда мамы студентов приходят в университет и начинают выяснять, почему ребенок, которому уже за 20, на сессии тройку получил. Студенческий век короткий, четыре года, дальше — взрослая жизнь. И что, будем невесту ему искать, на работу устраивать?
Студент, который остается жить дома, с родителями, не обречен на инфантильность и несамостоятельность. Но во взрослую жизнь его должны отпустить родители.
— Нормальный родитель говорит — ты поступил, дальше сам. Резко снимать опеку не надо, но с ребенком надо больше говорить. Можно спрашивать — какие проблемы возникают, нужна ли помощь, — говорит психолог.
И советует — ограничивать себя, останавливать, когда хочется контролировать ребенка. Он не учится, он не сдаст сессию — это его выбор, его проблемы. Ребенок вырос, отстаньте от него.
Можно во всем разочароваться
Еще одна проблема, подстерегающая первокурсника — разочарование. 17-летний человек делает первый серьезный выбор в своей жизни. Но одно дело — теоретическое представление о будущей профессии, а другое — реальность.
— Я, например, поступил учиться на психолога, и оказалось — здесь не готовят «читать мысли» других людей, а предлагают изучать математическую статистику, философию, историю, — поясняет психолог.
Несоответствие «образа профессии» и реальности может так сильно разочаровать, что студент вообще решит бросить учебу. Здесь задача родителей и преподавателей — объяснить, что все интересное, ради чего ты поступал, будет, но чуть позже. Надо освоить базу, фундамент. Но важно и не перестараться — если это действительно не его, то, может, лучше остановиться, уйти, поступить в другое место?
— Одна из основных проблем — выбор делает мальчик или девочка, а реальное понимание приходит к взрослому человеку, — говорит Писненко. — Лучше выбирать профессию осознанно, пусть даже несколько позже. Можно же получить второе образование. Об этом тоже надо говорить — если ты не можешь найти дело своей жизни сейчас, то учись базовым вещам, а передумаешь — ну, ничего страшного. А бывает и так — выбрал профессию случайно, пришел работать, и у тебя начинает получаться, и тебе это нравится. У меня так было с преподавательской работой.
А вообще все психологи советуют — не дергать первокурсников, не воспитывать, а просто любить. Это все еще ваши дети, просто они выросли.