В школьном образовании может произойти реформа
15 декабря в СМИ появилась информация о том, что партия «Единая Россия» разработала принципиально новый стандарт школьного образования, направленный на формирование цельной гражданской личности и включающий всего три обязательных предмета в старших классах: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире», а также блок предметов по выбору. Стандарт, согласно поступившим данным, также предлагает объединение групп предметов в т. н. «интегрированные дисциплины». Об этом сообщил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков на заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России».
В интервью сайту «Газета.ru» Александр Кондаков пояснил, что отсутствие воспитания ценностной сферы в школе приводит к тому, что к воспитанию подключаются организации «совершенно иного свойства, что и продемонстрировали последние события на Манежной площади». Именно поэтому в презентации стандрта на заседании государственно-патриотического клуба был сделан акцент на патриотическом воспитании в школе.
Александр Кондаков отметил, что нагрузки на школьника необходимо снизить: «Сегодня старшеклассник изучает от 18 до 21 предмета одновременно. Мы предлагаем снизить количество предметов вдвое: до максимум 10 предметов. Мы будем затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность и профобразование».
Что касается отношения к реформе со стороны общественности, то, по словам Кондакова, проект образовательного стандарта встречает одобрение: «Мы ведем очень серьезное обсуждение с общественностью и профессионалами и на политическом уровне. И я могу вам сказать, что эти новые стандарты везде встречают полную поддержку».
В то же время пользователи блогосферы в большинстве своем отреагировали на предложение Кондакова отрицательно.
Зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству и координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России» Ирина Яровая отказалась комментировать ситуацию корреспонденту портала «Правмир», однако сайту «Свободная пресса» сообщила, что сокращение числа предметов не планируется, а, напротив, предполагается более глубокое изучение выбранных ребенком дисциплин: «Такой идеи никогда и не было, я не знаю, зачем журналисты это придумали. Мы считаем, наоборот, что у ребенка должна быть возможность углубленного изучения каких-то предметов. Чтобы из 21 предмета, которые преподаются в старших классах, у ребенка появилась возможность выбора углубленного изучения не по одному – двум предметам, а по девяти».
Под интеграцией дисциплин, утверждает Ирина Яровая, следует понимать соотносимость курсов: «Речь идет всего лишь о том, чтобы все предметы соотносились друг с другом. Мы с вами, обучаясь в школе, понимаем, что дисциплины должны корреспондироваться друг с другом – это и дает полноту образования. Разговор об интеграции курсов – это разговор о соотносимости дисциплин. Чтобы не получалось разорванности предметов, чтобы продвижение школьника вперед было целостным – и в плане образования, и в плане понимания каких-то вещей и в физике, и в математике, и в литературе, и в истории».
Президент Российского фонда образования Сергей Комков в комментарии «Свободной прессе» критикует предложенный проект как расплывчатый. По его словам, даже воспитательный компонент в нем упущен: «Там нет никаких показателей воспитанности или уровня воспитания человека на уровне средней общеобразовательной школы».
«Стандарт должен быть предметным, он должен быть расписан от и до», — подчеркнул Комков.
Он также отметил, что Кондаков не имеет отношения к разработке стандарта, а реально проект разработан специалистами из Высшей школы экономики, работающими «под присмотром американских экспертов».
По словам Комкова, «в США существуют определенные силы, которые пытаются сделать всё, чтобы снизить планку российского образования. Им очень невыгодно, чтобы на геополитической арене была такая сильная структура, как Российская Федерация».