Главная Церковь Дорога к храму Православные праздники в 2024 году Рождество Христово – 7 января в 2024 году

В службах необычайно мало человеческого…

Церковь поет! Целая волна мыслей, чувств объемлет ее. Здесь и изумление пред тайною Воплощения Невидимого, изумление смирению Творца. И если кто постарается вникнуть в это, действительно, «мысль ужасается», и не только человеческая, но даже и ангельская…

Мало человеческого

Первое впечатление, какое я испытывал при чтении службы на этот праздник (а также и на все другие!), весьма примечательное и совершенобратное тому что думают и говорят богословы «нравственно психологического» толка. А именно: они стараются как можно более перенеси в человека, в его «дело», в «наше» участие. В службах необычайно (по сравнению с Божественным делом) мало человеческого, а все, почти все, воздается Богу. Посему суть службы есть Бого-служение, а не человеко-служение; и это богослужение выражается в благодарениях, похвалах, славословиях изумлениях, созерцаниях, восприятии догмата (Божьего дела). И только отчасти просачивается кое-где «требование» и от человека; да и то опять лишь для того, чтобы «достойно» к Божьему делу отнестись и самому человеку, ради которого все делается. Так и здесь: «мало человеческого». Это весьма показательно.

Да и «человеческое» (как сейчас увидим) заключается не столько в подвигах наших. «Усвоеиие» догмата благодатию Если ради и для нас что-то уже сделано или делается, то наша обязанность «взять» это, приять или восприять, или (как обычно говорится в богословии) «усвоить». Послушайте эти слова, а особенно последнее: « у (при) — свои — ть». Если присвоить, то значит, не свое, а что-то чужое, вне меня сделанное. Это очевидно! Но с другой стороны, если для меня сделано что-то, то без моего «у-свое-ния» оно так и останется «чужим», не моим, будет для меня тщетно или даже и в осуждение (раб, не отработавший золота данного, наказан геенной). Как же усваивается догмат Воплощения? Прежде всего так же, как и всякий догмат: 6лагодатию, верою и добродетелью. Эти три пути и указываются в службах на Рождество. И опять скажу: совсем мало говорится о сем. Но есть один замечательный стих: «Ce во Своя (к Своим, то есть людям) приходит Христос: присвоили Яму благодатию, добродтельми Божественными вернии» (22 декабря, тропарь шестой песни канона утрени). Итак, Он Сам соединяется с человеческим родом; теперь нам уже можно с Ним соединиться (а через Него с Отцом). Но мы должны соединить себя с Ним сами. Как же? И это опять прежде всего не «нашими» усилиями, а благодатию.

Отсюда ясна становится вся важность, «прежде всего» и главнее всего» таинств. Значит, и это «усвоение» Господь усваивает нам прежде всего Сам, силою Своего Духа. А что же от нас при сем «усвоении» требуется? Восприятие… Принимай. Прежде всего: принимай. ‘»Клятва… разорися; спасение миру процвете». «И души праведных Украшаются». Чем украшаются? Думаете, «делами»? Не это первое. A что же? «Яко дар (вместо дара) дароносия (приношения) вместо мира пение (то есть славословие) приносяще (видите, что на первом местe стоит?), спасение душевное и нетление приемлюшв (23 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Последние слова прямо замечательны: «принимай с«асс«ив и нетлением, принесенные Спасителем, Жизнью.

«Приемлюще»… Видите: благодать эту данную нужно принимать.

«Добродетели»

И наши добродетели суть путь и средства этого «приятия». Видите, лишь «путь». Таково значение наших добрых дел. И притом на первом месте из них стоят не подвиги, а вера.

«Веру вместо злата,

Любовь же яко смирну, Яко ливан деяния

Принесем Зиждителю, Грядущему во Своя».

В другом месте ставится на первом месте смирение, а потом вера. Впрочем, вглядитесь в смысл, и там увидите веру впереди: «Взирающе на Христа смиряющагося, возвысимся от долеретных (рвущихся вниз) страстей: ревностию же доброю немудрствовати высокая (о себе то есть), вере научившеся (научившись сначала), в дусе (а не на словах) да смиримся; яко (чтобы и — следствие) да Раждаемаго высокотворными делы возвысим» (20 декабря, тропарь девятой песни канона повечерия). Итак, добродетели после…

Очищение… Покаяние… Спасение…

В других местах оттеняется борьба с пораженным, но еще оставшимся в нас грехом. В только что приведенном тропаре мы видели уже указание на необходимость отрываться от «страстей». В других местах службы яснее указывается на покаяние. «Изливающе яко мира слезы Нас ради Христу, раждающемуся плотию, имиже скверны очистим, Пречистому чисте приходяще» (21 декабря, тропарь восьмой песни канона повечерия). И еще: «священнодействоватися избавлению ведяще (то есть зная, что избавление, спасение уже священносовершается) от Своих (от Себя) же …. (сердец) и слез источника Христу исповеданием предъизмывшеся (ранее праздника принесли раскаяние — «говением») вернии, да приступим плотию к Рождшемуся в вертепе» (там же).

И еще: «отрицатися плотских страстей и мира красных да потщимся; духовных же держимся потгений, богомудри и; доспгойны себе самыя (самих) Раждающемуся представляюще om дел Владыце» (23 декабря, тропарь восьмой песни канона повечерия). В частности, «лености сон вси, вернии, оттрясем, в молитвех же побдим, искушения отражающе, яже от лукаваго» (там же).

Нужно спасаться, то есть принимать спасение принесенное: «Спасение в мире процвете»; и мы пойдем навстречу, «спасение и нетление приемлю ще».

Радость славы. Изумление

Если уж в предпразднственные дни Церковь главным образом радовалась, то что же говорить о самом празднике?

Я уже писал, что не нашел ни одной мысли ни о покаянии, ни о делах.

Что же поет Церковь? «Пение, яко дар», принесем. И Церковь поет! Целая волна мыслей, чувств объемлет ее. Здесь и изумление пред тайною Воплощения Невидимого, изумление смирению Творца. И если кто постарается вникнуть в это, действительно, «мысль ужасается», и не только человеческая, но даже и ангельская: «Удивляеши же страшным смотрением Твоим (смотрением — значит изобратением, усмотревшим, изыскавшим пути спасения) волхвы и пастыри, Ангелы же ужасил еси» (24 декабря, тропарь пятой песни канона повечерия). Иногда это мне ясно дается постигнуть, ощутить всем существом моим. Иногда даже боюсь касаться («причащаться») сей «тайне страшнаго смотрения» (23 декабря, тропарь пятой песни канона повечерия). А если касаюсь в смирении, то сердце наполняется и страхом, и радостью.

Славословие

Но особенно полна служба праздника славословиями радостной хвалы. «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля! И веселием воспойте людие, яко прославися!»» «Небо и земля… да возвеселятся! Ангели и человецы духовно да торжествуют: яко Бог во плоти явися (стихиры на литии, первая стихира). «Мы же хвалу недостойными устами Тому принесем: слава в вышних Богу и на земли мир: прииде бо чаяние языков: пришед спасе нас от работы вражия» (там же).

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу (то есть вследствие рождения Христа): днесь бо Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» (там же, вторая стихира).

«Слава в вышних Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти … возсия бо свет омрагенным и смиренныя возвыси, ангельски поющия: слива в вышних Богу!» (там же).

«Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются чeлoвeцы днесь; играет же вся тварь, рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа; яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки» (там же).

«Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает. Слово воплощается и Отца не отлугается. Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу и на земли мир!» (стихира на стиховне вечерни).

Это я выписал только из первых двух страниц Минеи (стихиры на литии)… И вся служба полна этим славословием. И мне нужно почти сплошь переписывать все песни и тропари. Но все же сделаю еще несколько новых по мыслям выписок и закончу.

«Души праведных вси и подземная (то есть в аду находящихся’) купно (вместе) радуйтеся: се (вот) бо избавление всех явися, во граде Вифлееме раждающееся» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени).

И все сие творит Вся Пресвятая Троица: Ей и слава: «Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе, Имже (Которым, то есть Богом) устройся таинство ужасное, человеком на возрождение» (24 декабря, стихира на стиховне утрени).

А поелику все совершилось при посредстве Девы, то и Она постоянно восхваляется, хотя, конечно, и менее, чем Господь. Однако в канонах (особенно втором, святого Космы Маюмского) и Ей воссылаются хвалы. Ей поется и кондак Романа Сладкопевца: «Дева днесь». Ей посвящаются тропарь девятой песни (два канона). Ей хвала на хвалитных: «Приидите воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву… С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам» (единственное моление!). «Сию воспоим глаголюще: Радуйся, Обрадованная! С Тобою Господь и Тебе ради с нами» (22 декабря, стихира на стивовне).

Итак, желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся, ныне утешаются паки бытием, яко живоносну благодать, Чистая, поклонитися славе» (25 декабря, тропарь девятой песни канона утрени).

«Слава, Господи… твоему смотрению, тесть, хвала, великолепие и ныне. и во веки, аминь» (23 декабря, стихира на Хвалитех).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.