В Смоленске проходят торжества, посвященные иконе Божией Матери Одигитрия
10 августа. ПРАВМИР. «Одигитрия была и остается заступницей Смоленска и его жителей», — указал в приветствии епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеймону губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. «Мы верим, что благодаря заступничеству Святой иконы Смоленской Божией Матери возможно достижение прочного мира и согласия в обществе, процветание Смоленщины и всей России», — цитирует слова губернатора ИТАР-ТАСС.
Накануне в город прибыл Крестный ход, который вышел из Сычевского, от истока Днепра. Совмещая пение акафистов и изучение священного писания, верующие разного возраста и социального положения, плечом к плечу с чудотворными иконами, хоругвями и крестами двигались также к Смоленску от Витебска.
В Свято-Успенском кафедральном соборе, где настоящее время находится чудотворная икона «Одигитрия» была совершена Божественная Литургия.
Вечером в концертном зале имени М.И.Глинки состоится выступление заслуженной артистки России Татьяны Петровой «Царице моя преблагая». Накануне здесь прошел концерт «Приношение Одигитрии». На Соборном холме было организовано театрализованное представление «Сказ о Заступнице земли Русской». В нем приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты. В областном центре открылась также художественная выставка «Русь Православная».
Справка:
Согласно преданию, «Одигитрия» написана евангелистом и художником Лукой. Из Иерусалима икона попала в Константинополь и стала главной святыней Византийской империи. В XI веке икона прибыла на русскую землю. В 1101 году великий князь Владимир Мономах установил святой образ в новом соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте сейчас находится кафедральный собор. С того времени икона стала называться Смоленской.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия
глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.