В Московском театре русской драмы состоится премьера спектакля «Царский путь» о жизни Патриарха Гермогена. Автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли Михаил Щепенко рассказывает о том, почему он обратился к этому времени сейчас и есть ли в сегодняшнем дне элементы «смутного времени».
Уже не в первый раз исторические события спустя века ложатся зрелым литературным ощущением и разворачиваются широким сценическим замыслом. Так родилась в свое время трилогия Алексея Константиновича Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». И вот в 2012 году Михаил Щепенко, актёр, режиссёр, драматург возвращается к этой эпохе, написал пьесу и создал образ Патриарха Гермогена. Театр готовился к премьере этого спектакля, который мыслится как вторая часть к «Царю Фёдору Иоанновичу» — и 20 декабря состоялся закрытый показ исторической трагедии «Царский путь». Пьеса прошла долгий путь актёрских читок, духовного поиска и сценографических метаморфоз. Гермогена играет сам Щепенко: «Этот выбор для нас очень важен – два пути, конфликт земного выживания и выживания в вечности, выживания навстречу Богу. Но при этом спектакль о Гермогене – точно не житие. Мы театр светский, и играем для любого зрителя. Для нас важно даже не то, будет ли воцерковляться наш зритель, а то, что происходит в его сердце. Что он услышит? Зазвучит ли это сердце нашим стремлением…».
Что заставляет его так углубиться в это не простое время? Может быть, то, что сегодняшний день так напоминает времена в нашей российской истории, названные «Смутными временами»?
Со смертью царевича Димитрия (1591) и царя Фёдора (1598) правящая династия Рюриковичей пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды. В 1598 году на трон был возведен Борис Годунов.
Именно в это время на политическую арену вышел патриарх Гермоген. Уже при жизни он прославился как пастырь, «полагавший душу свою за овец», как обличитель предателей и разорителей христианской веры. Служение будущего Патриарха началось в Казани простым приходским священником Ермолаем. В 1579 году он, уже будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления иконы Казанской Божией Матери. В 1594 году Гермоген, возведенный в сан митрополита, составил «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от неё чудесных исцелениях». В 1606 году в Москве святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет.
Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени: везде изменники и враги Отечества, желающие поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошёл к Москве и остановился в Тушине, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жён и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»
В 1610 году самозванец, прозванный «тушинским вором», был убит своими приближенными, на требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, Патриарх Гермоген ответил решительным отказом и угрозой анафемы. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту своей земли, тогда поляки и русские изменники насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Он благословил ополчение Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. При вскрытии через 40 лет раки с мощами преподобного Патриарх лежал как живой, и в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.
Вот такую личность, такой мощный дух объединил общим замыслом на сцене Михаил Щепенко с образом царя Фёдора Иоанновича (спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» был поставлен в театре в 1997 году и до сих пор считается визитной карточкой). И роль Царя, и роль Патриарха играет сам.
— Как вы считаете, был ли Патриарх Гермоген духовно связан с царём Фёдором?
— Связан ли с ним Федор? Безусловно. Если бы они даже не встречались, они связаны в самом главном: в духе, в вере, в верности Отечеству.
Но – различное время. Фёдор жил перед смутой, во времена стабильные, Гермоген – во времена почти полного распада. Им предъявлялись разные требования – но в их основе – одно: крепкое стояние в вере. Они ясно и глубоко осознавали: только на этом камне может стоять Русь. Сумеет ли сегодня русский народ осознать это?
– Михаил Григорьевич, как вам пришла идея писать такую пьесу? Как будет называться спектакль?
– Пьеса называется «Печальник земли русской». Возможно, спектакль будет иметь другое название. В январе 2012 года ко мне обратился президент фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену – Ананьина Галина Васильевна с предложением создать спектакль о святителе Гермогене в связи с двумя юбилеями: 400- летием окончания смуты и 100-летием канонизации Патриарха Гермогена.
Мы не ставим «датских» спектаклей. Однако здесь – исключение. Тема очень современная. Сегодняшняя смута, сегодняшняя интервенция, сегодняшнее предательство, отказ от Родины, и прежде всего – от веры – вот, что меня волнует и заставляет говорить. Наша пьеса строится на конфликте двух устремлений – Святого Патриарха Гермогена и царя Василия Шуйского. Несомненно, речь идет о соотнесении двух властей, однако для нас важно другое: каждый из нас должен избрать как идти: путем Гермогена или Василия…
– Как на ваш взгляд – где посеяны первые семена Смуты, и когда мы начали пожинать её первые всходы?
– Сейчас тоже смута. На мой взгляд, катастрофа социальная является следствием катастрофы духовной. Середина XVI века, время Церковного раскола – это водораздел между двумя эпохами: Святой Русью и Православным царством.
Устанавливается обрядоверие, когда ревностное обрядовое благочестие уживается с жестокостью, развратом, клятвопреступлением (именно такой симбиоз поражает нас в личности людей, руками которых вершилось смутное время). Русь утверждала себя как единственную христианскую державу, но отвергнув Нила Сорского, она избрала не путь святости, а путь культуры. И святость ушла, вернее, она существовала подспудно. Царь Фёдор и Гермоген – это те люди, для которых была важна не буква, но дух.
В таких именно личностях сохранялась не только святость веры, но и основа бытия русского народа и государства. Благодаря таким подвижникам не прервалась нить, связующая Сергия Радонежского с Серафимом Саровским, с оптинскими старцами и новомученниками.
– Фактически Патриарх Гермоген в своих посланиях писал о самых простых наставлениях, как для новоначальных христиан, почему они имели на тот период такую действенную силу?
– Его наставления просты. Но и Бог прост. И непостижим. Так что тут все как будто просто, да не просто… как проста наибольшая заповедь: люби Бога и люби ближнего! А попробуй её постичь – жизни не хватит.
Святитель Гермоген в те смутные времена, когда люди гибнут от голода, от меча, от насилия и осквернения, кричит не о физическом выживании, а о том, чтобы люди «помиловали собственные души», «чтоб злобный сатана их не украл»… Он озабочен излечением души народа. Простая ли это задача? Смута исчезнет, если народ ужаснётся на свое духовное состояние. И святитель докричался до народа. Ответом было дело Минина.
– Можно ли считать Патриарха Гермогена совестью помраченного народа и говорить, что ценой своей жизни он отстоял евангельскую правду?
– Да!