Ректор Российского православного университета игумен Петр Еремеев о развитии сотрудничества между православным и исламским образовании, о создании православной религиоведческой школы, о взаимоотношениях православных и мусульман.
— Для чего нужно подписание соглашения между Российским Православным университетом и Исламским институтом?
— Мы разрабатываем сегодня концепцию развития в нашем вузе религиоведения, как серьезного научного направления. Создавая условия для развития религиоведческой научной школы мы всерьез рассматриваем возможность привлечения к этой работе специалистов не исповедующих Православие.
Сфера образования и науки тем и удобна для такого рода сотрудничества, что позволяет человеку сохранять собственную религиозную идентичность в общении и соприкосновении с носителями иных религиозных взглядов. Вместе с тем такое избирательное привлечение инославных специалистов в области языкознания, культурологии, теологии и религиоведения позволит нам наметить наиболее короткий путь к созданию собственной религиоведческой школы. И школа эта будет иметь исключительно православный мировоззренческий фундамент, мы ведь православное учебное заведение.
Мы проводим переговоры с руководством различных учебных заведений. Готовится подписание соглашений о сотрудничестве с рядом из них. В том числе это касается и неправославных религиозных учебных заведений. Уже достигнута предварительная устная договоренность о развитии сотрудничества с Российским исламским институтом. Мы рассчитываем, что в ближайшее время эта устная договоренность найдет воплощение в соглашении и совместных научных и образовательных проектах. Нам будет интересно совместно развивать исследования в области психологии религии, изучать письменные источники, традиции ислама.
Есть ли смысл вузам разных религий поддерживать друг друга? Ведь образование и изучение других религий может привести к тому, что последователей этой религии станет больше?
— Я убежден, что сотрудничество религиозных учебных заведений в области религиоведческих исследований будет развиваться. Мы вместе должны противопоставить здоровый взгляд на религиоведение и теологию доминирующей сегодня в образовательной среде атеистической концепции религиоведения.
Времена меняются и в среде работников высшей школы, в среде ученых религиозность того или иного коллеги по цеху давно уже не вызывает удивления или смущения. Однако в области религиоведения, усвоившего своеобразные характеристики советской «школы» научного атеизма, дискриминация ученых по вероисповедному признаку продолжается.
Честно говоря, мы с коллегами не готовы тратить время на доказательство очевидной истины, что религиозность исследователя не препятствует его научной работе, его профессиональному росту. Конечно, мы готовы и будем сотрудничать со всеми, кому это будет интересно, но мне пока кажется, что привлечение религиоведов и теологов из религиозных учебных заведений будет более продуктивно.
— Как будет проходить ваше сотрудничество, в чем оно будет выражаться?
— В развитии сотрудничества между религиозными вузами я вижу залог успешного решения и даже предотвращения межрелигиозных конфликтов и напряженности.
Мы должны вместе научить наших сограждан и в особенности СМИ не наводя тень на плетень отличать социальные, межнациональные проблемы от проблем религиозного характера.
Это относится и к вопросу о строительстве дополнительных мечетей в Москве. Сегодня большинство протестов против возведения мечетей в столице мотивированны вовсе не религиозной идеей. Ими руководит чувство социальной незащищенности, даже страх перед будущим, а порой и просто любовь к традиционному облику родного города.
— Как православные должны относиться к строительству мечетей в Москве?
— Сегодня храмы строят в местах проживания православных христиан. При желании можно легко посчитать сколько десятков тысяч крещеных москвичей приходится на квадратный метр действующих храмов и станет очевидно, что ситуация с храмами в столице катастрофична. Кстати, сразу станет понятна причина проблем в развитии социальной и просветительской деятельности Церкви в нашем городе.
Наверное, при планировании строительства мечети или синагоги религиозные общины должны руководствоваться таким же принципом. Строить сооружение религиозного назначения необходимо там, где оно необходимо людям. Если же религиозная община рассредоточена по всему городу или его части, то надо выбирать место под строительство исходя из имеющихся транспортных коммуникаций и непременно учитывая мнение местных жителей. Ведь нет смысла возводить мечеть в колодце застройки спального района, где проживают преимущественно христиане. В этом смысле мечеть на проспекте Мира вполне хороший пример.
Я бы предостерег заинтересованные стороны от строительства в Москве сооружений религиозного характера временного назначения. Сегодня любые строительные работы с столице вызывают у людей раздражение.
Развитие трудовой миграции настолько непостоянная тема, что едва ли временное проживание в Москве или в Подмосковье тружеников из Средней Азии обязывает исламских лидеров строить для них специальные мечети. Завтра политика руководства страны или города в обеспечении Москвы трудовыми ресурсами изменится и что останется делать с этими религиозными центрами? Как их содержать потом?
Совершенно другой вопрос — религиозная жизнь верующих москвичей, она должна быть обустроена.
— Спасибо большое, отец Петр!
Читайте также: