В Церкви призвали не превращать Валаам и Соловки в «большой законсервированный сувенир»
«И за Соловками, и за Валаамом необходимо закрепить особый статус «религиозно-исторического места». Это единственный путь. Иначе эти святыни не удастся спасти от коммерции и агрессивного туризма», — написал Александр Щипков в своей статье «Сакральная география России: от Херсонеса до Соловков», опубликованной в интернет-журнале «УМ+».
По его мнению, места, нераздельно связанные с духовно-исторической памятью народа, должны жить в соответствии со своим предназначением, а не быть только мертвыми экспонатами.
«Чтобы жить полной жизнью, святыня должна находиться в исторически органичной для нее среде и выполнять исторически характерные для нее функции, а не превращаться в большой законсервированный сувенир для туристов. Метакультурное пространство должно «дышать» историей — продолжать быть тем, чем оно было изначально», — отметил автор статьи.
Александр Щипков пишет, что, по свидетельству местных жителей и сторонних наблюдателей, вокруг Валаама царит обстановка «проходного двора» — острова архипелага используются для несанкционированного отдыха, атмосфера которого зачастую не вяжется с предназначением этого места.
По его мнению, очень медленно и бессистемно исполняется также поручение Президента от 25 июня 2012 года по разработке и реализации комплекса мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.
«Прошло четыре года. Решение задач разбросано по разным ведомствам, единого координационного центра нет. Работа буксует», — подчеркнул он.
По его словам, сакральные для народа места формируют и сохраняют национальную идентичность, образуют «сакральную географию» России. Такие места как Соловки, Исаакиевский собор, Бородинское поле, Херсонес, Мамаев курган, Ганина яма и многие другие, занимают в русской картине мира важные смысловые позиции.
«Стратегическая цель президента, который отвечает за единство страны, заключается в том, чтобы укрепить ее духовную географию, поскольку этот сакральный каркас скрепляет нацию. Никакая национальная идея не может существовать в воздухе, не опираясь на те или иные символические и исторические вехи», — считает Александр Щипков.