В Запорожской епархии возрожден институт оглашенных
6 мая. ПРАВМИР. С целью катехизации людей, желающих креститься в православной вере, и приведения их к сознательному принятию Таинства Крещения, по благословению архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки в Великом Посту в Запорожской епархии был возрожден институт оглашенных, сообщается на сайте епархии.
Теперь, если нет на то острой необходимости, в Великом Посту взрослых не крестят, а предлагают им пройти катехизаторские беседы, после которых над ними совершается «Чин оглашения» и они могут в течении Великого поста присутствовать на Богослужении как оглашенные, учась не только теоретически постигать веру, но и приобретая навык поста и молитвы.
4 мая, в Великую Субботу, архиепископ Лука совершил Таинство Крещение 19 взрослых христиан, которые впервые в Великом Посту готовились к принятию этого Таинства в качестве оглашенных.
Новокрещеные подписали «Памятные грамоты», в которых они обязуются оставаться верными чадами Православной Церкви.
«Сегодня 19 человек встретились со Христом в Таинстве Крещения. Крестить взрослых в Великую Субботу — это традиция для нашей Церкви. До сегодняшнего дня они проходили мимо храма, не имея Господа в своём сердце. Теперь они изменились внутренне, потому что человек, соединившись с Господом, преображается. Человек понимает, что теперь он должен соотносить каждый свой поступок с христианскими заповедями», сказал архиепископ Лука после совершения Таинства.
В древней Церкви оглашенными назывались христиане, еще не принявшие крещение, но уже получившие наставление в вере. В отличие от «верных» или уже крещеных христиан, оглашенные не считались духовно возрожденными членами Церкви. При этом они, несомненно, причислялись к христианам, участвовали в определенной части литургии, хотя внешним образом, по выражению свв. отцов, пребывали в преддверии Церкви. С распространением христианства, особенно крещения детей, в Церкви институт оглашенных фактически прекратил существование, но формально, во время Таинства Крещения, над новым членом церкви совершается «Чин оглашения». Так что реально каждый православный христианин в свое время был оглашенным хотя бы несколько минут, вместо положенных нескольких месяцев. Сохраняются прошения об оглашенных и во время самого главного Церковного Таинства — Литургии. Из этого следует, что Церковь воспринимает институт оглашения, не как некий реликт (пережиток давно минувших дней), но актуально значимый и необходимый элемент воцерковления христианина.
Особенная потребность в возрождении института оглашения появилась сегодня, когда наряду с крещением младенцев растет количество крещения взрослых, воспитанных в реалиях светского общества, и имеющих весьма смутные представления о Православии.