Валентин Лебедев об итогах Межсобора: Церковь призывает к трезвению
Пленум Межсоборного присутствия прошел в Москве 22-23 ноября 2012 года. На заседаниях обсуждались важнейшие документы, связанные с церковно-общественной жизнью. Председатель союза православных граждан рассказал Правмиру о позиции Церкви по вопросам развития новых технологий идентификации личности.
Межсоборное присутствие, как на прошлом заседании, так и на только что прошедшей пленарной сессии рассматривало важнейшие документы, связанные с церковной, церковно-общественной жизнью, которые она представила на рассмотрение и утверждение Архиерейского Собора.
Среди этих документов можно выделить такие как: позиция Церкви по ювенальной юстиции, по экологическим проблемам — и в том числе документ волнующий многих наших верующих, да и людей, находящихся рядом с Церковью: о позиции Церкви по вопросам развития новых технологий идентификации личности.
На протяжении последних лет многие, в первую очередь, верующие люди выражали серьёзную обеспокоенность введением новых электронных технологий, которые используются при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и различными коммерческими организациями. Люди всё чаще выражают своё несогласие с принуждением их к использованию электронных документов и электронных способов обработки персональных данных.
Эта обеспокоенность впервые возникала уже больше десяти лет назад в связи с вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Уже тогда Синод Русской Православной Церкви подчеркнул, что никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры.
По мере развития новых технологий от Церкви требовалось существенное уточнение позиции. Было послание Архиерейского собора 2004-го года Президентам России и Украины. Было определение Архиерейского собора 2008-го года о вопросах внутренней и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
Освещался этот вопрос и в других документах. Но сегодня, с течением времени, когда применение различных технологий может привести к тотальной слежке за людьми, потребовался новый документ. Его основой станет документ, который был принят сегодня после двухдневных прений и теперь представлен к решению будущего Собора.
Почему нужен новый документ? Потому что в обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование личного идентификатора, кода, карты, чипа, или тому подобного, может стать обязательным условием доступа к жизненно важным материальным и социальным благам.
Подчёркиваю – именно личного идентификатора. Вот что сегодня обсуждалось и о чём говорится в документе. Пока что для входа в компьютер существуют безличные коды, логины, карточки, электронные билеты. Но с процессом глобализации ставится вопрос о появлении, именно такого личного идентификатора, который может заменить имя человека при взаимодействии с государственными или коммерческими структурами для осуществления гражданских прав, получения материальных благ и услуг.
Использование идентификаторов вкупе с современными техническими средствами может позволить осуществить тотальный контроль за человеком без его согласия: отслеживать его перемещение, покупки, расчёты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие значимые гражданские и даже личные действия.
Все это вполне может быть, об этом говорят мировые тенденции и религиозная жизнь.
Рассматривался одновременно документ о позиции Православной Церкви по ювенальной юстиции. По поводу этой проблемы тоже проявлялась озабоченность. Те же технические средства электронного или иного контроля, при тенденциях, которые существуют в глобальном мире, могут технически помочь осуществлению действий в системе ювенальной юстиции, вызывающих сопротивление общественности.
Ювенальная юстиция, которая на самом деле отличается от ювенальных судов, предполагает то, чего и опасаются церковные люди – пресечение традиционного воспитания, основанного на коренных, религиозных ценностях. А людей, которые нарушают становление ювенальной юстиции, могут начать учитывать с помощью электронного контроля и принимать относительно них соответствующие меры.
У ювенальной юстиции есть определенное тяготение. Скажем, в Европейской социальной Хартии, принятой года три тому назад, есть замечание по поводу нежелательности проповеди среди несовершеннолетних.
Вы понимаете, к чему это может привести? Например, к запрещению крещения до наступления совершеннолетия.
Несмотря на все опасности, Церковь призывает к трезвению. Конечно, можно питаться различными мифами и серьезное дело превратить в какую-то болезненную игру (что мы тоже отчасти наблюдаем последние десять лет). Да, новые технологии идентификации личности — дело очень серьезное. Это явление, — возможно даже и времен последних, и к этому надо относиться со всей ответственностью. Именно тогда, когда наступит тотальный контроль над личностью, когда без тех или иных контролируемых средств нельзя будет ни покупать, ни продавать, ни пользоваться гражданскими правами и социальными благами — тогда возникнет ситуация, соответствующая описанной в Книге Апокалипсиса, угрожающая духовной свободе, без которой немыслимо спасение человека.
Необходимо оставить всякую самодеятельность! Церковь еще раз напоминает, что если сужение границ свободы, осуществляемое, в том числе, средствами электронного контроля приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или биологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, тогда наступит время действительного исповедничества.
Итак, документ предупреждает о возможности наступления тотальной слежки. Истерия здесь неуместна. Уже сейчас существует Океанарская хартия 2008 года, в соответствии с которой страны «Большой восьмерки» подписали соглашение о создании электронного правительства. Это важнейший акт на пути развития глобализма: можно ждать всего. Но Церковь призывает к тому же, что и раньше: к духовной трезвости и жизни по святотеческому учению.
Святые отцы учат нас, что главное отступничество совершается не с помощью тех или иных средств, а в обращении ума и воли своей уже не к Богу, а к его противнику – антихристу.
Как узнать, что происходящие пагубные явления в жизни мира принуждают христиан к отречению или к изменению своей веры? Как этого избежать? Нужно прислушиваться к соборному разумению и равняться на соборные постановления, а не на призывы отдельных (вполне возможно, пребывающих в прелести) мирян. Документ напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а иногда и священники, восхищают право выносить суждения о совместимости и несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Их слова выходят за рамки бытового уровня — они начинают вещать через различные средства массовой информации(а ныне они доступны многим, это, предположим, интернет, о тех или иных пагубных явлениях в жизни христиан.
Но такое право принадлежит Собору, в первую очередь – Собору Архиерейскому, который и решает вопросы веры, опираясь на Писание и Предание Святой Православной Церкви, действует при этом в единомыслии со всем клиром и со всей паствой.
С одной стороны, документ, принятый членами Межсоборного присутствия, выражает опасения перед лицом многочисленных техногенных угроз, а с другой — призывает к духовной трезвости и даже к обыкновенной гражданской выдержке.
Тут надо идти, не отклоняясь ни влево, ни вправо, — царским путем, как учит нас Церковь.
Записала Мария Сеньчукова